Психологическая поддержка человека в системах “человек – техника” и формы ее реализации практическим психологом

Психологическая поддержка человека-оператора выступает как необходимый элемент, составная часть профессиональной работы практического психолога в системах “человек – техника”.

Под психологической поддержкойследует понимать психологические воздействия, осуществляемые на человека-оператора в целях облегчения его деятельности, перевода субъективных переживаний (сопровождающих трудовой процесс) из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения работоспособности и эффективности деятельности человека.

Психологическая поддержка не может быть фрагментарной. Человек-оператор должен ощущать ее на всех этапах функционирования систем “человек – техника”, во время всей его жизнедеятельности в системах, а также в период профессиональной подготовки к выбранной деятельности.

В соответствии с этим и необходимо выделить несколько аспектов.

Психологическая поддержка требует, в частности, при обоснованном отклонении чьей-либо кандидатуры на операторскую работу исключить или в крайнем случае уменьшить, смягчить возможные негативные переживания и возникновение негативных психических состояний (например, стрессов, переутомлений) у человека. Поэтому следует не только объяснить, почему данный человек не соответствует каким-либо профессиональным требованиям, а на основе психологического анализа его качеств и свойств личности указать виды деятельности, в которых он может добиться наибольших результатов.

На этапе обучения и профессиональной подготовки одно из важнейших требований психологической поддержки заключается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психических свойств каждого оператора.

Для дифференциации и организации системы необходимых воздействий на человека-оператора имеет смысл выделить несколько аспектов психологической поддержки в соответствии с возможными источниками негативных переживаний.

Это – прежде всего деятелъностный аспект, связанный с информационным взаимодействием человека и техники. Смысл психологических мероприятий в рамках данного аспекта психологической поддержки во многом совпадает с задачами повышения эффективности систем “человек – техника”. К этим задачам можно отнести оптимизацию организации операторской деятельности, разработку системы индикации, сигнализации об увеличении потоков информации и выдачи человеку-оператору рекомендаций о необходимых изменениях в его деятельности.

Другим, тесно связанным с первым, аспектом психологической поддержки человека-оператора, а в условиях совершенствующихся систем “человек – техника” (системы “человек – ПЭВМ”) является контроль и управление психическимии функциональнымисостояниями человека-оператора.

Негативные переживания из-за значительных изменений функциональных состояний человека-оператора могут наступить:

· в результате слишком продолжительного информационного взаимодействия с техническими устройствами, например, с СОИ либо дисплеями и др.;

· из-за неудобно расположенных органов управления, средств индикации (например, необходимый специальный поворот тела либо наклон и др.);

· в условиях использования неудачной (нерегулируемой) конструкции рабочей мебели, в частности, рабочего сиденья;

· в связи с неправильной организацией режимов труда и отдыха;

· под воздействием факторов рабочей среды, не отвечающей требованиям гигиены, эргономики и др.

В соответствии со строением и условиями операторской деятельности, аппаратурными и технологическими возможностями необходимо идентифицировать текущее функциональное состояние оператора на основе определения следующих показателей: поведенческих, коммуникативно-поведенческих, эффективности деятельности, работоспособности, вегетативных, биохимических, психологических, психофизиологических, субъективных.

Не менее важным является личностный и социально-личностныйаспект психологической поддержки, к которым относится анализ динамики мотивов, уровня притязаний человека-оператора, уровня его тревожности и склонности к страхам, психологической удовлетворенности работой, склонности к риску, специфики межличностных отношений в группе операторов, социального статуса и роли человека-оператора.

Несмотря на различия указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором находят отражение и могут быть оценены влияния разных факторов на человека-оператора, на его субъективные переживания. Таким “общим знаменателем” является стресскак неспецифическая реакция человека на любое воздействие, оказываемое на него. Отметим, что в вопросах психологической поддержки наиболее важны психологические аспекты стресса, вызываемые информационными, средовыми и другими, в том числе и воздействиями психологической поддержки.

Влияние стрессоров на человека, его поведение, деятельность и субъективные переживания может быть отрицательным (дистресс)и положительным (эвстресс).Известно, что умеренный стресс может даже положительно влиять на самочувствие оператора, на его мышечно-двигательные ощущения и восприятие, повышать сенсорную чувствительность.

Поэтому необходимо выделять ряд ситуаций, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффективна. К таким критическим ситуациям относятся срывы деятельности операторов и близкие к ним ситуации, психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния операторов, резкие или значительные отклонения параметров рабочей среды и др. Специфика подобных ситуаций заключается в дефиците времени для организации психологической поддержки. Именно поэтому встает вопрос об их прогнозировании и подготовке возможных вариантов воздействий на человека-оператора.

Наши рекомендации