Тренинг развития сплоченности школьного коллектива
Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Если мы имеем дело с учебным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.
Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе (3).
Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.
На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.
На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.
И наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.
Таким образом, групповая динамика рассматривается нами как совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (10).
Эмпирическими индикаторами сплоченности выступают следующие характеристики коллектива:
• развитость неформальных отношений внутри группы: включенность членов коллектива в общение, лидерство в группе (определяются при помощи социометрии);
• принятие групповых решений, сотрудничество в группе, автономность класса при решении общегрупповых задач (диагностируется в ходе тренинга во время выполнения упражнений, направленных на взаимодействие группы, принятие группового решения);
• чувство «мы», целостность класса, социально-психологический климат в группе (измеряется при помощи семантического дифференциала и ассоциативного вопроса).
Программа тренинга рассчитана на учащихся 7—9-х классов, так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между подростками, «борьбу» за лидерство намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям подростков — в 13— 15 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками. Причем группа для подростка — это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов — от стиля в одежде и предпочтений в музыке до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Как мы уже отметили, в подростковом возрасте отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
В программе тренинга повышения сплоченности участвует весь класс. Конечно, размер классного коллектива, как правило, превышает размер тренинговой группы, тем не менее важно, чтобы в упражнениях класс участвовал целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это требование связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в классе. Если все же возникает необходимость класс разделить, то в этом случае подгруппы можно выделять случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.
Следует отметить еще одну особенность тренинга по нашей программе: важность участия в нем классного руководителя. Это необходимо для создания доверительных, неформальных отношений с педагогом, ведь после завершения тренинга именно классный руководитель наблюдает и корректирует отношения в классе. Во время участия в занятиях педагог получает важную информацию о личных особенностях школьников и о симпатиях—антипатиях внутри коллектива. При этом ведущий должен разъяснить, что классный руководитель во время тренинга является его полноправным участником, поэтому не управляет классом и не воспитывает школьников. Принять этот момент педагогу бывает достаточно сложно, на первых занятиях классные руководители стараются оценивать действия участников, не говорят о своих чувствах, а «объясняют», какие чувства должны испытывать подростки. Например, педагог может дать такую обратную связь в конце занятия: «Мы все должны быть добрее друг к другу...» Конечно, во время занятия ведущий не корректирует учителя (важно сохранить и повысить авторитет педагога), но после занятия обязательно разъясняет правила партнерского (субъект – субъектного) общения.
Цель тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива»: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Практика показала, что в процессе тренинговых занятий реально решаются следующие задачи:
• создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата;
• развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
• формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
• развитие неформальной структуры группы, ее эмоциональной экспансивности;
• формирование групповых норм партнерского общения;
• развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.
В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.
При работе тренинговой группы ведущим устанавливаются определенные правила, которые, по нашему мнению, необходимы и достаточны для тренинга сплоченности. Они довольно подробно описаны в литературе, посвященной коммуникативному тренингу, мы ограничимся их простым перечислением:
• принцип активности;
• принцип исследовательской (творческой) позиции;
• принцип объективации (осознания) поведения;
• принцип партнерского субъект - субъектного общения. Представленные принципы озвучиваются тренером как правила работы в группе и в дальнейшем становятся основой развития групповых норм во время занятий.
Можно выделить основные подходы работы ведущего, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходами осуществлялся подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.
Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например: «Путаница», «Ущелье», «Льдина», «Ковер-самолет» и др.), что позволяет развивать отношения внутри класса. Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.
Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем группы (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подхода направлены следующие упражнения: «Контакт», «Интервью в парах», «Ассоциации», «Великое лицо» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать эмпатию.
Кооперация позволяет участникам группы получить навыки работы в команде, достижения групповых целей. Известно, что стремление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы. Для реализации подхода включены упражнения, направленные на групповое взаимодействие: «Путаница», «Гомеостаз», «Домики», «Групповой портрет» и др., в которых класс достигает успеха только тогда, когда вся группа работает над решением задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают эмпатию.
Помимо перечисленных групп упражнений, в программу также включены упражнения на самопознание («Автопортрет», «Планета несуществующих животных», «Объявление в газету» и подобные). Эти задания позволяют решить две задачи. Во-первых, подростки заинтересованы в получении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют и поддерживают интерес к занятиям. Во-вторых, включение в программу упражнений на самопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации об одноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками.
Важным условием успешности работы по программе является позиция ведущего — именно от его поведения, установок, реакции на происходящее зависит вектор направленности сплоченности. Тренером используются следующие особенности обратной связи в группе: поддержка позитивного поведения (эмпатии, сотрудничества) и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям (соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). Чаще всего это проявляется при рефлексии в конце упражнений и занятий в целом. При возникновении конфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Такая же позиция сохраняется при выполнении классом заданий на групповое взаимодействие.
Стоит отметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. В целом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем взрослым, который своим примером демонстрирует, как можно быть успешным в общении.
Программа тренинга состоит из десяти занятий цикла, общим количеством 40-50 часов, и может быть реализована в двух вариантах — в течение трех дней интенсивных непрерывных занятий или в виде еженедельных занятий по 4—5 часов. Содержание тренинга при этом остается одинаковым, более подробно оно описано в формате еженедельных занятий.