Цели преподавания психологии в вузе

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели — научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного

всесторонне. Применительно к психологии это означает, что сту­денту ее нужно изучать с целью получения научной ориентиров­ки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особен­ности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реаль­ных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодейст­вовать с ними в повседневной практике.

Эта цель хотя и общая и относится к изучению любой дисци­плины, но касается она деятельности только студента: именно он должен стремиться к ее достижению. А что касается препода­вателя, то его деятельность имеет свою специфическую, отлич­ную от студенческой, цель. У студента цель — изучение науки, а у преподавателя — ее внедрение. Эти цели в конечном счете смыкаются. Но в момент их постановки они выглядят по-разно­му: студент нацелен на то, чтобы «взять знания» у преподавате­ля, — а последний нацелен «дать» ему эти необходимые знания и научить его пользоваться ими.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его буду­щей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамен­та и других свойств личности, социально-психологических яв­лений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его резуль­тате: в формировании у него умения практически руководство­ваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и раз­делов, необходимо учитывать особенности различных отраслей

науки.

Так, теоретическую (общую) психологию принято называть -объяснительной, а прикладную психологию — практическим приложением этой теории к различным сторонам живой дейст­вительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология — явле­ния общественной жизни, факты группового поведения; инже­нерная психология — особенности взаимодействия человека с техникой; педагогическая психология — факты, связанные с ус­ловиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология — психологические причины улучшения или ухуд-

шения здоровья; военная психология — особенности поведения человека в опасных ситуациях боя и т. д. Так, задача у приклад­ной психологии тоже является объяснительной, как и у общей, теоретической психологии, но объяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся к компетен­ции каждой прикладной отрасли психологии.

А что касается практического применения психологических знаний, то как для теоретической, так и прикладной психоло­гии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае — с точ­ки зрения более общей теории психологии, а в другом — с пози­ции более узкой области знаний — конкретной теории приклад­ной психологии. Так, например, мотивы поведения человека во­обще, т. е. любого человека, можно объяснить на основе обще­психологической теории о производности мотивов от потребно­стей, а мотивы постоянных рискованных действий летчика-ис­пытателя нужно уже объяснять с точки зрения авиационной психологии, так как сами потребности здесь конкретные и спе­цифические. И так во всем.

Теперь вопрос: можно ли считать практическим применением психологической теории, когда она служит прикладным отрас­лям психологии? От ответа на этот вопрос зависит цель препода­вания этих прикладных наук.

Ответ на него должен быть положительным: да, можно счи­тать это практическим применением теории, но к разрешению не практических, а теоретических вопросов. Распространяя, на­пример, общую психологическую теорию деятельности на по­знание психологии развития и обучения (т. е. на сферу педагоги­ческой психологии) или на выявление закономерностей форми­рования личности ребенка в игровой деятельности (т. е. на сфе­ру возрастной психологии), мы поступаем по сути дела так же, как и при применении законов биологии к объяснению явлений, изучаемых медициной или зоологией, законов математики к ис­следованию в области физики твердого тела и т. п. Кстати гово­ря, общая теория психологии может найти применение в теоре­тическом объяснении фактов не только в прикладных психоло­гических науках, но и в других («чужих») науках, как, напри­мер, в педагогике или социологии.

Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в дру­гих, смежных или несмежных, науках является одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Одну можно назвать — применение для объяснения психических явлений. Другую — применение для преобразования психологи-

ческих фактов, для изменения их, для коррекции, которое отно­сится к компетенции практической психологии, научное назва­ние которой психотехника1.

Как мы только что выяснили, положения прикладной психо­логии, наравне с положениями теоретической психологии, при­меняются для объяснения психических явлений. Но оказывает­ся, что объяснение относится к фактам и явлениями уже суще­ствующим, но не к тем, которые наступят после соответствую­щих преобразований: обучения, воспитания, психокоррекции, психотерапии и т. п. Когда прикладная психология применяет­ся для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых новообразований, то такое ее применение являет­ся уже не только объяснением, а становится применением.

Таким образом, прикладная психология находит практиче­ское применение двояким образом: для объяснения конкрет­ных психологических явлений (теоретическая часть приклад­ной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника).

Если преподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышления студентов и всячески способствует это­му специальными интеллектуальными упражнениями, то это значит, что он занят не только теоретической психологией — обоснованием истинности теории, разъяснением ее постулатов, но и практической психологией, психотехникой, так как при­кладывает свои усилия к реальному формированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные (ана-литико-синтетические) задачи при опоре на материал теоретиче­ской психологии.

Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научно­го объяснения фактов и явлений психики, а также для преобра­зования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологи­ческой коррекции отклоняющегося поведения или психотера­певтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).

1 По свидетельству основателя психотехники, выдающегося немецкого пси­холога и философа Г. Мюнстербергера, название это возникло по той логике, что все «науки, применяемые при выполнении практических задач, называют­ся вообще техническими» (Мюнстербергер Г. Основы" психотехники. — СПб., 1996. — С. 17).





Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подраз­
деляться на ряд конкретных целей. ;

Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большин­ство — это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа — это студенты-психологии. И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.

Начнем рассмотрение цели изучения психологии большин­ством студентов, не собирающихся стать специалистами-пси­хологами.

Если общая цель одна, т. е. формирование умения психологи­чески мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непси-холога, потребуются эти знания и умение их применять? По мне­нию известного психолога Е. А. Климова, психологические зна­ния нужны любому специалисту-непсихологу для «психологиче­ской грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонима­ние, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и само­совершенствование на научной основе»1. Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и к специалистам-психологам, то целью изучения психологии сту-дентами-непсихологами остается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства», чем может быть занят любой специалист.

С этим можно согласиться, но следует уточнить, по какому признаку отнести человека к категории психологически гра­мотных в достаточной мере или к числу людей, недостаточно грамотных.

Границы достаточной грамотности в вопросах психологии могут быть лишь специфическими для каждой сферы профес­сиональной деятельности. Так> например, психологическая грамотность директора шахты, несомненно, отличается от пси­хологической грамотности бригадира шахтеров. И не потому вовсе, что они по служебной иерархии стоят на разных ступе­нях, а в силу различия характера их деятельности: они реша-

1 Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. — М., 1997. 146

ют разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оценивают взаимоотношения людей, обучают и руководят ими. В самом деле, если директору шахты нужно найти взаимопони­мание с экономистом и юрисконсультом при принятии хозяй­ственного решения, то у бригадира такая необходимость едва ли когда-нибудь возникнет, и для него быть психологически компетентным в этих вопросах нет особой нужды. Так обстоит дело с вопросом о границах психологической грамотности для любых других специалистов-руководителей разного профиля и разных сфер деятельности.

Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель — научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к специалистам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для специалиста-маркшейдера или био­лога-орнитолога такой недостаток не будет столь ущербным, ес­ли они отличные специалисты в своей области, хотя психологи­ческие знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.

Однако наряду с общей целью изучения психологии у буду­щих психологов-специалистов разного направления (теорети­ческого, прикладного, практического) тоже есть свои конкрет­ные цели.

Так, психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психо­логическом факультете МГУ, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть гото­вым вести научные исследования по фундаментальным пробле­мам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он может позволить себе не быть специалистом в при­кладной отрасли психологии и не уметь ничего выполнять с вы­соким мастерством в сфере практической психологии. Пусть та­кое допущение является крайностью (реально психолог-теоре­тик, конечно, многое умеет делать и практически), но оно явст­веннее демонстрирует специфическую цель обучения психолога-теоретика. Его задача — развивать науку дальше, владеть мето­дологией и методикой научных исследований, уверенно ориен­тироваться в современном состоянии отечественной и зарубеж­ной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки.

Какова конкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает с общей целью изучения психологии как науки — научиться практически применять научные знания,

уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Ему надо научить­ся применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

По-другому выглядит конкретная цель подготовки психоло­га, специализирующегося на прикладной психологии — педа­гогической, возрастной, правовой (юридической), инженерной, медицинской (клинической) и т. д., которая находит примене­ние для объяснения явлений психики в узких, конкретных об­ластях исследования, а в своей практической части (в психо­технике) — применение для преобразования психики. Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставить перед собой и цель преподавания, и цель изу­чения ее студентом.

Представляется оптимальной такая постановка цели: фор­мирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в из­бранной отрасли психологии, а также освоения ими психотех­нических приемов и способов применения научных положе­ний данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке. Так, студент-медик, готовясь стать врачом, изучает клиническую психологию для овладения ме­тодами психотерапевтического, психокоррекционного, психо­профилактического воздействия на больного с целью его исце­ления; студент-юрист (будущий следователь, судья, прокурор и др.) применяет положения психологии для выявления при­чин и мотивов преступления или преступного поведения обви­няемого с целью правильного выбора исправительно-профи-лактических мер; будущий учитель любого школьного предме­та овладевает умением анализировать психологические причи­ны отставания ученика или, наоборот, успешной учебы по сво­ему предмету, изучая каждого индивидуально.

При этом преподаватель психологии может строить свою ра­боту так, чтобы общая цель преподавания — формирование пси­хологического мышления достигалась главным образом на лек­ционных и семинарских занятиях; практические умения — на лабораторных и практических занятиях, а также во время учеб­ной практики в школах, детских садах, на предприятиях и фир­мах, в юридических консультациях, судах и прокуратурах, в медицинских клиниках.

Итак, действенность методики преподавания зависит в пер­вую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчи­нения ей всей совокупности методических приемов.

Наши рекомендации