Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента
1. К способам психологического воздействия относятся все нижеперечисленные, за исключением:
а) психологического консультирования;
б) психологической коррекции;
в) психологической защиты;
г) психотерапии в широком смысле.
2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции», называется:
а) психологическим консультированием;
б) психологической коррекцией;
в) психологической защитой;
г) психотерапией в широком смысле.
3. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность:
а) отыскивать реалистичные решения проблемы;
б) руководствоваться принципом реальности;
в) регулировать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я»;
г) все ответы верны.
4. Понятие «психическая норма»:
а) основано на объективных данных;
б) лежит между двумя четко определенными полюсами;
в) в разных культурах почти не различается;
г) все ответы неверны.
5. Информирование клиента является действенным методом психологической помощи при:
а) психологическом консультировании;
б) психологической коррекции;
в) психотерапии в широком смысле.
6. Терапевтической мишенью для использования психологического консультирования являются:
а) экзистенциальные проблемы человека;
б) психопатологические симптомы;
в) психосоматические проблемы;
г) все ответы верны.
7. Целью наблюдения за ребенком могут стать следующие уровни предметного содержания:
а) наблюдение за развитием личности ребенка;
б) наблюдение за его индивидуальными особенностями;
в) наблюдение за эмоциональной стороной личности ребенка;
г) все ответы верны.
8. Одним из механизмов психологической защиты является:
а) сублимация;
б) агглютинация;
в) реинкарнация;
г) интеграция.
9. Психолог-консультант:
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) может иметь дело с такими проблемами, как самоубийство или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;
г) все ответы верны.
10. Гипотеза всегда формируется в форме:
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях;
г) все ответы неверны.
11. Обычно исследование начинается:
а) с выявления проблемы;
б) с составления плана;
в) интерпретации данных;
г) с выдвижения гипотезы.
12. Путь научного исследования называется:
а) методом;
б) научным подходом;
в) методологическим принципом;
г) научной парадигмой.
13. Какие способы воздействия используются специалистами психологических консультаций:
а) заражение;
б) внушение;
в) убеждение.
14. Состояние психики: болезнь. Вид помощи при этом:
а) коррекция;
б) психологическая психотерапия;
в) консультирование;
г) психиатрия, медицинская психотерапия.
15. Состояние психики: пограничная норма. Вид помощи при этом:
а) коррекция;
б) психологическая психотерапия;
в) консультирование;
г) психиатрия, медицинская психотерапия.
16. Состояние психики: норма. Вид помощи при этом:
а) коррекция;
б) психологическая психотерапия;
в) консультирование;
г) психиатрия, медицинская психотерапия.
17. Для какой психологической школы более характерны следующие цели консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность:
а) адлерианское направление;
б) терапия поведения;
в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);
г) психоаналитическое направление;
д)экзистенциальная терапия.
18. Для какой психологической школы более характерны следующие цели консультирования: трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми:
а) адлерианское направление;
б) терапия поведения;
в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);
г) психоаналитическое направление;
д) экзистенциальная терапия.
19. Для какой психологической школы более характерны следующие цели консультирования: исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению:
а) адлерианское направление;
б) терапия поведения;
в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);
г) психоаналитическое направление;
д) экзистенциальная терапия.
20. Для какой психологической школы более характерны следующие цели консультирования: создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность:
а) адлерианское направление;
б) терапия поведения;
в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);
г) психоаналитическое направление;
д) экзистенциальная терапия.
21. Для какой психологической школы более характерны следующие цели консультирования: помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы:
а) адлерианское направление;
б) терапия поведения;
в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);
г) психоаналитическое направление;
д) экзистенциальная терапия.
22. Психолог сказал клиенту, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог:
а) бихевиоризма;
б) гештальтпсихологии;
в) психоаналитического направления;
г) гуманистического направления.
23. К какому методу консультирования относятся следующие моменты: психолог комментирует каждое движение клиента - кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову:
а) психоанализа;
б) клиент-центрированной психотерапии;
в) гештальт-терапии;
г) экзистенциальной терапии;
д) бихевиоральной психотерапии.
24. К какому методу консультирования относится высказывание: психолог толкует сны клиентки, которая должна попытаться расслабиться как можно больше:
а) психоанализа;
б) клиент-центрированной психотерапии;
в) гештальт-терапии;
г) экзистенциальной терапии;
д) бихевиоральной психотерапии.
25. К какому методу консультирования относится высказывание: психолог подробно рассматривает проблему жизненных ценностей клиента, который пытается понять истинный смысл своей жизни:
а) психоанализа;
б) клиент-центрированной психотерапии;
в) гештальт-терапии;
г) экзистенциальной терапии;
д) бихевиоральной психотерапии.
26. Примером какого метода индивидуального консультирования является высказывание: клиент пытается преодолеть страх перед полетом. На прошлой неделе психолог взял его с собой в самолет. На следующей неделе клиент сам вырулит по взлетной полосе в том же самолете. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет навсегда:
а) психоанализа;
б) клиент-центрированной психотерапии;
в) гештальт-терапии;
г) экзистенциальной терапии;
д) бихевиоральной психотерапии.
27. Примером какого метода индивидуального консультирования является высказывание: на сеансе у психолога клиентка говорит больше психолога, а он ее внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее:
а) психоанализа;
б) клиент-центрированной психотерапии;
в) гештальт-терапии;
г) экзистенциальной терапии;
д) бихевиоральной психотерапии.
28. Чему бы уделил внимание в ходе психологического консультирования гуманистический психолог?
а) организации психики клиента;
б) его неосознаваемым побуждениям;
в) способам поощрения клиента;
г) егосвободе выбора.
29. Какому направлению психологии соответствует высказывание: предполагается активное участие психолога, помогающего клиенту понять свои истинные чувства:
а) психоанализ;
б) гуманистическая психотерапия;
в) клиент-центрированная психотерапия;
г) гештальт-терапия;
д) экзистенциальная терапия.
30. Какому направлению психологии соответствует высказывание: консультирование базируется на воспоминаниях о прошлом и толковании снов:
а) психоанализ;
б) гуманистическая психотерапия;
в) клиент-центрированная психотерапия;
г) гештальт-терапия;
д) экзистенциальная терапия.
31. Какому направлению психологии соответствует высказывание: процесс консультирования включает в себя все виды психотерапии, концентрирующиеся на настоящем и требующем активного участия клиентов:
а) психоанализ;
б) гуманистическая психотерапия;
в) клиент-центрированная психотерапия;
г) гештальт-терапия;
д) экзистенциальная терапия.
32. Какому направлению психологии соответствует высказывание: психолог придает большое значение свободе воли и ответственности клиента:
а) психоанализ;
б) гуманистическая психотерапия;
в) клиент-центрированная психотерапия;
г) гештальт-терапия;
д) экзистенциальная терапия.
33. Психологическое консультирование преследует цели:
а) полностью раскрыть личностные особенности клиента;
б) выслушать клиента;
в) помочь клиенту установить связь актуальной проблемы с личностными факторами;
г) выявить связи, которые смогут помочь клиенту по-новому посмотреть на себя и справиться с трудностями.
34. Использование вводных оборотов типа: «Мне показалось, что...», «У меня возникло предположение...» и т.п.:
а) является нежелательным в работе консультанта, так как подчеркивает его неуверенность;
б) подчеркивает право клиента принять или не принять сказанное консультантом;
в) нежелательно, так как может затягивать консультативную беседу.
35. Стадия интервью: установление контакта. Каковы наиболее вероятные для использования консультативные приемы:
а) уточнение, перефразирование (пересказ);
б)выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование;
в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование;
г) резюмирование.
36. Стадия интервью: сбор информации и осознание желаемого результата (поиск «задачи»). Каковы наиболее вероятные для использования консультативные приемы:
а) уточнение, перефразирование (пересказ);
б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование;
в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование;
г) резюмирование.
37. Стадия интервью: перебор гипотез, решающих «задачу» и выработка альтернативных решений. Каковы наиболее вероятные для использования консультативные приемы:
а) уточнение, перефразирование (пересказ);
б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование;
в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование;
г) резюмирование.
38. Стадия интервью: обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта. Какие наиболее вероятные для использования консультативные приемы:
а) уточнение, перефразирование (пересказ);
б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование;
в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование;
г) резюмирование.
39. В круг рекомендаций по проведению этапа толкования входят следующие положения:
а) толкование - совместная работа психолога и клиента;
б) толкование предполагает активную роль психолога и пассивную роль клиента;
в) толкование - это приложение общих закономерностей к конкретному случаю;
г) психолог предполагает, но не утверждает;
д) психолог способен читать реакции клиента на свои предположения.
40. Вы беседуете с клиентом и замечаете, что при вопросах на определенную тему он переводит разговор на что-то другое. В каком пункте приводится верная квалификация такого поведения:
а) вытеснение;
б) расплывчатость мышления;
в) негативизм;
г) сопротивление.
Содержание и форма промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Форма аттестации по дисциплине – экзамен.
Контрольные вопросы для оценки качества усвоения дисциплины: