Глоссарий по всему курсу (автор-составитель кулененок в.в.
АВТОМАТИЗАЦИЯ проектирования
— замена части человеческого труда машинным в процессе проектирования путем внедрения технических средств и программ, обрабатывающих и воспроизводящих информацию, с целью оптимизации отдельных операций и сокращения сроков проектирования. Средства А.п. увязаны в единую систему — САПР (система автоматизации проектирования, англ. CAD), в которой через ЭВМ объединены такие устройства, как дисплей, кодограф (кодировщик графической информации, дигитайзер), графопостроитель (плотер). В дизайне А.п. является важным вспомогательным средством информационного поиска, быстрой и качественной обработки экспериментальных данных, обобщения результатов анализа конструкций и форм изделий. А.п. облегчает процесс нахождения оптимальных форм изделий при заданных параметрах, демонстрируя возможные проектные решения. Расширяется использование ЭВМ и в процессе поиска творческих дизайнерских решений, связанных с фото- и типографикой. Новейшая аппаратура дает в руки дизайнера принципиально новые средства образной выразительности и обеспечивает большую точность воспроизведения найденных форм и цвета.
АНАЛИЗ в дизайне
— процесс применяемого в ходе решения дизайнерских задач мысленного или фиксированного в различных проектных языках расчленения объектов (изделий или явлений) на отдельные составляющие с целью получения необходимой информации. Объекты А. избираются в соответствии с проектной задачей. Основные виды анализа:
-предпроектный анализ— проводимое на первоначальном этапе проектирования исследование и сопоставление всевозможных данных о желаемых функциях, облике, способе изготовления, наличии аналогов проектируемого объекта. В процессе П.а. выявляются недостатки существующих изделий, пожелания потребителей и вычленяются возможные точки концентрации внимания дизайнера, фиксируются проектные идеи и пр. Социально-экономический анализ — исследование социальных явлений, экономических и производственных вопросов, влияющих на функционирование объекта, с целью повышения эффективности проектирования;
-Функциональный анализ— исследование способов использования изделия.
-Функционально-стоимостной анализ— исследование структуры потребностей и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения для различных групп населения (возрастных или профессиональных), для различных сред обитания (город, деревня), в различных масштабах (массовые или индивидуальные формы потребления) и т.д.;
-технологический анализ — исследование материалов и возможных способов изготовления изделия.
АНАЛИЗ формы
-исследование структуры изделия и его аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений.
БИОНИКА
–(от греч.слова –bios ) - означающий жизнь. Это отрасль науки, усилия которой направлены на исследование биологических систем и процессов, происходящих в живой природе и направлены на творческое использование их в дизайне и архитектуре.
ВОСПРИЯТИЕ
– процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. Основные свойства восприятия:
- последовательность– глаз человека поочередно рассматривает образ, движется от одной его части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь;
- избирательность – человек внимательно изучая изображение, находит главные точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление;
- реакция на движение – глаз мгновенно переводит свой взгляд на движущийся объект и безошибочно отслеживает его движение;
- целостность – человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно, сливая все увиденное в некий определенный образ;
- запоминаемость – при рассмотрении изображения, одновременно воспринять и запомнить человек может не более 5-7 объектов;
- константность – (предметность) или постоянство восприятия величины и формы;
- соотносительность – все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов;
- иллюзорность– обманчивость зрительного восприятия. Иллюзии оптические - неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, обусловливаемые оптическими особенностями глаза. Сюда относятся явления, зависящие от хроматической аберрации и астигматизма глаза, явления иррадиации, явления субъективных цветов;
- ассоциативность – свойство зрения устанавливать связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д;
- образность – основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы.
ГАРМОНИЯ
- (от греч. "harmonia" - "связь", "стройность", "соразмерность"). Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.
ДИЗАЙН
— проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объекты Д. — промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.); элементы и системы городской, производственной, жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы и пр. Соответственно различают виды Д.: Д. промышленных изделий, Д. среды, графический Д., Д. социально-культурной сферы и пр. Внутри каждого вида возможна также специализация дизайнеров, однако методы и принципы их деятельности остаются общими, с корректировкой на особенности объекта. Цель проектирования в Д. -оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека, повышение эстетического уровня изделий и их комплексов. Предметом проектирования Д. является структура и качество формы предметной среды в целом и изделий как ее элементов. Метод дизайна - эволюционно складывающиеся принципиальные основы деятельности, определяющие ее цели и категориальный аппарат, который задает методический фундамент проектирования — способы моделирования объекта и совокупность правил, определяющих последовательность и содержание этапов формою образования. Современные принципы Д. — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимые свойства проектируемого объекта. Основными рабочими категориями дизайнерского проектирования являются образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства потребления, а также понимания духовных запросов общества. По этому Д. базируется на научных основах моделирования объекта объединяя научные принципы с художественными в проектном образе, и находит применение в других областях общественной деятельности (социальный Д.).
ДИЗАЙН-бюро
— специализированное подразделение в рамках завода, промышленного объединения, института (или самостоятельная организация) объединяющее дизайнеров и специалистов смежных профессий и выполняющее дизайнерские проекты отдельных изделий или комплексных объектов.
ДИЗАЙНЕР
— специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды. Определяя качества предметно-пространственной среды и создавая целостный продукт через организацию и гармоничное сочетание ее элементов, Д. выявляет структурные и функциональные связи и формирует их на основе единства художественного, научного и технического подходов.
Профессиональная подготовка Д. осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях (факультетах, отделениях), а также в процессе практической работы, причем специалисты готовятся как широкого профиля, так и для определенных отраслей промышленности. Система подготовки дизайнеров зависит от места дизайна в культуре страны, отражает условия производства и проектирования. Во многих странах существуют творческие объединения дизайнеров (в СССР Союз дизайнеров был создан в 1987 г.), ведущие работу по активизации творческих связей, обмену опытом, устройству выставок и совершенствованию контактов профессионалов-дизайнеров с промышленностью. В СССР употребляется наряду с термином „художник-конструктор’’.
ДИЗАЙНЕРСКАЯ разработка
— проектная разработка промышленного изделия, комплекса изделий или предметной среды с применением методов и средств дизайна в процессе проектирования конкретных функционально-технических и эстетических сторон объекта. Структурно Д.р. включает социально-культурную, конструкторскую и технологическую части, функционально Д. р. служит удовлетворению различных требований, предъявляемых потребителем к изделиям промышленного производства:
утилитарных, экологических, коммуникативных и эстетических. Этапы Д.р.: разработка технического задания - выявляются исходные данные для Д. р., требования технической эстетики и эргономики к изделию, упаковке и сопроводительной документации; разработка технического предложения — проводится анализ информации, функциональный, социологический, эстетический, эргономический и социально-экономический анализ изделия-прототипа и аналогов, а также исследование предполагаемых условий изготовления и эксплуатации и т.д., разрабатываются варианты общего художественно-конструкторского решения, эргономического и цветофактурного решения; разработка эскизного проекта - уточняются художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и другие решения; разработка технического проекта — фиксируются окончательные результаты разработки. Все этапы Д.р. отражаются в специальной художественно-конструкторской документации.
ДИЗАЙН-центр
— учреждение, работающее самостоятельно или в составе дизайнерской организации, которое собирает и обрабатывает технологическую и эстетическую информацию, методический и практический опыт дизайна и распространяет их с помощью консультаций, лекций, семинаров, выставок, публикаций с целью повышения культуры проектирования и передачи информации потребителям. Некоторые Д.-ц. ведут также работу по учету практикующих дизайнеров и способствуют их связям с промышленными организациями.
ИКОГРАДА
— Международный совет объединений графического дизайна (основан в 1964 г. в Цюрихе), занимающийся преимущественно вопросами прикладной графики (упаковка, реклама) и графики изделий. Тесно сотрудничает с ИКСИД.
Иксид
— Международный совет национальных, общественных и частных организаций дизайна (основан в 1957 г. в Лондоне), целями которого являются создание связей между организациями дизайна, поддержка совершенствования и расширения практики дизайна, увеличение его вклада в развитие экономики стран, создание инициативных дизайн-программ для решения проблем, связанных с материальным и духовным благосостоянием человека.
ИНТЕРДИЗАЙН
— проектные семинары, на которых группа дизайнеров из различных стран совместно разрабатывает конкретный проект или часть дизайн-программы. Проводятся с 1971 г. ИКСИД в сотрудничестве с дизайнерской организацией страны, где проходит семинар. Цель И. — расширение профессиональных связей и обмен опытом между странами.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
- качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.
КОНЦЕПЦИЯ в дизайне
— основная структурированная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. К. может существовать на различных уровнях - от К. дизайна как деятельности, дающей представление об особенностях этого вида проектирования и формулирующей его общие принципы, до К. конкретного изделия, связанной с творческой позицией дизайнера внутри деятельности и с задачами данной проектной разработки. К. дизайна как деятельности имеет научно-теоретический характер: дизайн (сфера, профессия и т. д.) рассматривается как предмет исследования и объект моделирования. Включает наиболее общие концептуально-деятельностные ориентации — художественную и техническую, которые задают характер обучения будущих дизайнеров, профиль работы дизайнера (узкая специализация или универсальность, выбор объекта, определение цели проектирования и пр.), а также социокультурную ориентацию, отвечающую глобальным запросам общества и решающую исторически обусловленные проблемы проектирования. Основные типы общих К.: системная (системный подход), средовая (средовой подход) и аксиологическая (ценностный подход). Творческие К. включают с большей или меньшей полнотой названные уровни и типы научно-теоретических К., которые имеют подчеркнуто авторский характер, тесно соотносятся и даже детерминированы конкретной художественной идеологией. Творческая К. излагается, как правило, в умозрительной форме, но это не исчерпывает ее смысла, так как в ней большое значение имеет интуиция. Наиболее органичным и адекватным выражением творческой К. во всей ее сложности и процессуальности можно считать конкретные проектные К., или так называемые дизайн-концепции.
КОМБИНАТОРИКА
– особый творческий подход к формообразованию, основанный на поиске и исследовании закономерностей вариативного изменения пространственных структур, а также способов упорядочения проектирования объектов прикладного искусства и дизайна, состоящих из типизированных элементов. Существуют несколько основных подходов к проектированию объектов:
- первый подход – включает изучение и использование структурных закономерностей комбинаторики, включая основы комбинаторных соединений: перестановка(соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок; размещения (соединения, содержащие по m предметов из n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами; сочетания – соединения, содержащие по m предметов из n, различающихся между собой по крайней мере одним предметом;
- второй подход – комбинаторика в контексте так называемых программируемых методов формообразования с выделением и использованием вероятностных свойств комбинаторных построений на базе оптимального количества элементов в системе;
- третий подход – включает комбинаторику в сферу проблем художественного формообразования, взаимосвязи художественного своеобразия изделия и стандарта.
Основные приемы, используемые в комбинаторике при проектировании мебели:
- разбиение отдельного изделия на ряд самостоятельных блоков;
- синтез композиционных решений на базе блоков базового варианта;
- введение незаполняемых пространств между блоками;
- увеличение числа композиционных построений за счет их дополнения элементами более низкого иерархического уровня. Основные типы комбинаторики:
- конструктор – вид трансформирующейся морфологической структуры, состоящей из определенной номенклатуры базовых конструктивов, унифицированных и стандартизированных для всего множества функционально значимых трансформ;
- универсал – основывается на создании изделий с формой, используемой в нескольких различных функциональных назначениях;
- трансформация – одно из средств подхода к разработке многоэлементных, многопредметных комплексов.
МЕТОДИКА дизайна
— изложение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов. М. д. включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. М. д. может носить широкий или, наоборот, довольно узкий, специализированный характер в зависимости от типа объекта или средств, применяемых в дизайн-процессе (например, проектирование с помощью компьютера). Цель М. д. — упорядочить и систематизировать конкретную деятельность по выполнению проектных работ с точки зрения общей концепции дизайна. М. д. задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционального процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует конкретные средства и приемы проектирования в их взаимосвязи с типами и характером проектных задач. В СССР чаще употребляется термин „методика художественного конструирования».
МОДА
— непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры — вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр. Основным признаком М. (в отличие от стиля) является ее изменчивость как эстетических, так и иных общекультурных предпосылок, в том числе экономических, производственных и технологических. М. охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление. В дизайне М. находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды. Массовость М., ее социально-психологическая природа, закономерности изменения, влияние на образ жизни и формирование потребностей обширных групп населения делают М. важным социальным явлением, которое изучается и учитывается в процессе дизайнерского проектирования. Особым образом ориентирован на М. стайлинг.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
— процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы объектов), определенных аспектов структуры, ситуации или функционального процесса для выяснения их существенных сторон, тех или иных параметров (в том числе пространственных), поведения в предполагаемых условиях, возможности включения в систему соотнесения объектов и среды и пр. Результатом М. является модель объекта. Средства М. - различные способы описания и представления объекта, в зависимости от которых различаются художественно-образное, математическое, проектно-графическое, объемное, словесное М. Для дизайнера особенно важно владеть художественно-образным М., т. е. процессом воображения и создания художественной модели действительности (вещи, комплекса вещей, ситуации), где образ выступает как категория проектирования.