Профилактика нарушений зрения
Нарушения зрения - серьезная проблема в современном мире. По оценкам ВОЗ, в 2010 г. в мире насчитывалось 285 млн. человек с нарушениями зрения, из которых 39 млн. человек были слепыми. До 80% всех случаев нарушений зрения и слепоты можно предупредить. Две основные причины нарушений зрения в мире - нескорректированные аномалии рефракции (42%) и катаракта (33%). При сохранении сложившейся ситуации прогноз неблагоприятный: к 2020 г. ожидается удвоение этих показателей. Ежегодно в России число лиц, впервые признанных инвалидами из-за нарушения зрения, составляет около 45 тыс. человек, среди которых лица молодого возраста составляют 22%.
В Глобальном плане действий ВОЗ на 2014-2019 гг. в качестве основной цели было выбрано сокращение масштабов распространенности предупреждаемой слепоты и нарушений зрения на 25% к 2019 г. от базисного показателя 2010 г.
Наиболее частые формы нарушений зрения в детском возрасте - аномалии рефракции:близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Близорукость(миопия) - нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы удаленные. Как правило, заболевание носит приобретенный характер: в период интенсивной зрительной нагрузки, чаще всего в возрасте от 7 до 15 лет, из-за нарушения кровообращения происходят изменения в глазном яблоке. Близорукость широко распространена, ею страдает каждый третий житель Земли.
Дальнозоркость- врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при котором резко ухудшается способность видеть объекты на расстоянии 20-30 см.
Астигматизм- особый вид оптического строения глаза, врожденного или приобретенного характера, сопровождаемый снижением зрения на близком и удаленном расстоянии, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.
Косоглазие- положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. Работает только один здоровый глаз, второй глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Наиболее остро стоит проблема близорукости. По данным ежегодных медицинских осмотров, снижение остроты зрения наблюдается у 8% будущих первоклассников. Уровень миопии среди школьников составляет более 20%.
Основные причины миопии следующие:
- гиподинамия- по статистике, падение остроты зрения у активного ребенка замедляется по сравнению с течением болезни у детей и подростков, ведущих малоподвижный образ жизни;
- неправильное питание- дефицит белка, витаминов, микро-и макроэлементов, преобладание в рационе углеводов;
- несоблюдение зрительной гигиены ребенком- чтение в условиях недостаточного освещения, несоблюдение безопасной дистанции до экрана монитора и телевизора, книги, неправильная осанка, чтение в положении лежа, несоблюдение правил периодического расслабления глаз в течение дня и пр.;
- чрезмерные нагрузки- продолжительные игры на персональном компьютере, планшете, мобильном телефоне, просмотр телепередач, длительные периоды чтения или письма;
- заболевания общего характера- врожденные, приобретенные или травматические нарушения функций головного и спинного мозга, сколиоз, перенесенные острые или хронические заболевания.
Первый визит к офтальмологу необходим еще с новорождённым для исключения нистагма, врожденного косоглазия, оценки состояния сосудов глазного дна. В 2-3 года впервые проверяют остроту зрения ребенка. Повторно контролируют остроту зрения, а также бинокулярные функции и цветовосприятие перед поступлением ребенка в первый класс, затем в 11-12 лет и в 14-15 лет.
Профилактику нездоровых зрительных привычек у ребенка рекомендовано начинать с двухлетнего возраста. Детей в игровой форме учат периодически моргать, не горбиться, не смотреть пристально, чаще переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно, формируя полезные привычки.