Тема 3. Основные направления и формы работы практического психолога в детском учреждении и с детьми разных возрастных групп
Литература:
1. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. М., 1999.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
3. Выготский Л.С. Кризис трех лет// Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2005. С.169-179.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.
5. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет// Вопросы психологии. 1987. №5.
6. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2008.
8. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991.
9. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников// Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.- С.202-208.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Проанализируйте показатели нервно-психического развития ребенка в период раннего онтогенеза.
Ребенок раннего возраста. ПАМЯТКА-ВОПРОСНИК
Настроение:
1. бодрое (положительно относится к окружающему, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими);
2. спокойное (положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром настроении, контактирует с окружающими по своей инициативе);
3. раздраженное (неадекватно относится к окружающему, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждение, озлобленность, крикливость);
4. подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго);
5. неустойчивое (весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходит од одного настроения к другому).
Сон:
1. засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);
2. характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями);
3. длительность (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования: активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности: черты личности ребенка: контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и т.п.
Задание 2: Проанализируйте ситуацию с точки зрения особенностей поведения ребенка и родителя. Определите, какие волевые качества проявляет ребенок. Используйте план ответа.
«Миша (2г. 4мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.
- Я сам! – протестует ребенок.
- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.
- Я хочу сам! – опять заявляет малыш».
(по Б.С.Волковой, Н.В.Волкову)
План ответа:
1) В период кризиса трех лет в поведении ребенка в той или иной мере проявляются следующие симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм (ревность). Л.С.Выготский пишет о «трехзвездии» и «семизвездии» кризиса трех лет. Однако это лишь негативные симптомы кризиса. В психической жизни ребенка происходят значительные позитивные изменения, заключающиеся в бурном развитии самосознания ребенка.
2) Упрямство – отрицательное волевое качество, связанное со стремлением человека во что бы то ни стало настоять на своем, несмотря на неразумность поставленной цели.
3) Противоположным волевым качеством является настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, мобилизуя свои возможности для борьбы с трудностями на достаточно продолжительный срок.
4) Если ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено, это не упрямство. Это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
Задание 3: Определите, к какому возрастному периоду детства относятся данные высказывания детей.
Высказывания детей:
1. Ребенок тянется к незнакомым детям, пробует их обнять, радуется их вниманию к себе.
2. В книжке долго и внимательно рассматривает изображения детей.
3. Предлагает другому ребенку поиграть. Это происходит так: прячется за дерево, выглядывает, делает жест, чтобы его друг спрятался. Сам выглядывает, говорит: «Ку-ку» и бежит искать.
4. Обиделся на мальчика, который случайно его толкнул; ни за что не хотел подавать ему руку.
5. Детям предлагает свои игрушки, обнимает их. Если ему досталась чья-то игрушка, то расставаться с ней очень не хочется.
6. Нес в подарок игрушку и вместе с ней своего мишку (в тот момент любимого), всю дорогу до гостей говорил о том. Что отдаст подарок, а Мишу не отдаст, так как «Миша мой».
7. Маленькая девочка пробует взять игрушку ребенка, он мягко отстраняет ее и говорит: «Ты маленькая, иди к своей маме. Вон твоя мама».
8. Перед уходом в детский сад: «Я там буду плакать».
9. Помогает младшему ребенку залезть на стул.
10. Собирается в гости: «Я эти игрушки только покажу, я их не отдам, домой принесу».
11. Рассуждает: «Юля – девочка, я – мальчик, а бабушка кто, а дядя? Как это знают?»
12. В книге читаем: «Дети эти – прямо вылитая мама». Спрашивает очень беспокойно: «Как вылитая? Куда вылитая?»
13. «Почему Максим, когда яблоко разрезает, мне всегда зеленую половинку дает, а себе – красную?»
14. «Почему у Фрекен Бок дети становятся шелковыми?»
15. Взрослый говорит о сверстнике: «Рома исправился и стал добрее», Ребенок: «Надо быть добрее в первой жизни».
16. На ухо шепотом: «Давай скажем ребятам, что я на горку залез» (на самом деле этого не было). (по Г.С.Абрамовой)
Задание 4: Проанализируйте предложенный отрывок с точки зрения соотношения позитивных и негативных симптомов кризиса трех лет.
«…Главным критерием качественно нового в детском поведении в период кризиса М.И.Лисина предложила считать появление неожиданного в поведении ребенка в привычной ситуации, как правило, сопровождающегося аффективной реакцией, не соответствующей по силе той причине и ситуации, которые ее вызвали.
В ходе наблюдений отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения детей. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: они долго и настойчиво манипулировали предметом, перебирали варианты действий с ним, отыскивали нужный, практически не отвлекались. Неудача, как правило, не приводила к отказу от задуманного: дети обращались за помощью к взрослому или искали иные, более легкие решения, не изменяя своего намерения, конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, они стремились тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряли свою ценность, а радостные переживания по поводу их существенно омрачались. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывало у них аффективные переживания, побуждало с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.
В-третьих, у детей появилось обостренное чувство собственного достоинства, это выражалось в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений взрослым, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве, преувеличениях.
1. Описанный поведенческий комплекс по предложению М. И. Лисиной был назван гордостью за достижения. По данным, он разворачивается в трех плоскостях отношений - к предметному миру, другим людям и к себе. Рассмотрение их во взаимосвязи позволяет увидеть здесь тот узелок, который завязывается в процессе личностного развития». (Т.В.Гуськова, М.Г.Елагина)