Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 1 выпуск

Харизова Л.В., г. Нижнекамск,

средняя школа № 15

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжение значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности.

По данным конференции Всемирной Организации Здоровья для детей школа является источником четырех комплексов проблем.

Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине.

Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования.

В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, ее компьютеризация резко увеличивают трудности усвоения школьных знаний.

В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих часто осуждают, что также становится благоприятной почвой для развития тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

Мы проводили исследование тревожности у учащихся начальной школы. Распространенными причинами тревожности у младших школьников являются:

-проверка знаний во время контрольных и других письменных работ,

-ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, что может вызвать критику учителя и смех одноклассников,

-получение плохой отметки,

-неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка,

-личностно-значимое общение.

Тревожность часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт заставляет этих школьников постоянно добиваться успеха, но одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.

Для диагностики уровня тревожности у учащихся вторых классов мы использовали психологический тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, а также проективную методику М. Люшера. Данные методики выбраны для проведения обследования детей, так как они стандартизированы и дают возможность провести не только качественный, но и количественный анализ детской тревожности.

Однако важно не только суметь провести диагностику уровня тревожности ребенка, но и найти адекватные методы ее коррекции.

Для коррекции тревожности можно использовать различные известные методы и приемы работы. Мы же решили апробировать в этих целях программу антистрессовой подготовки «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция). Целью программы является создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизическую природу человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.

В процессе освоения программы учащиеся выполняют разнообразные формы деятельности. На теоретических занятиях детям дается доступная в их возрасте информация о реакции человеческого организма на неблагоприятные воздействия. На практических занятиях ребята обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, выработке позитивной поведенческой стратегии. Основная часть программы - это психофизиологический тренинг. В процессе тренинга закрепляются навыки саморегуляции, полученные на практических занятиях. Методика построена на основе компьютерной игры, поэтому пользуется неизменным интересом среди детей. Компьютерная основа тренинга дает возможность ребятам легко и эмоционально освоить взаимодействие с компьютером, снять страх перед ним.

Мы выдвинули гипотезу, что программа эффективна не только в целях снятия состояния стресса, но и для коррекции тревожности.

Практическое исследование проводилось в несколько этапов:

I этап - первичная диагностика тревожности учащихся 2-х классов;

II этап - формирование экспериментальной и контрольной групп по результатам диагностики;

III этап - коррекционная работа по программе «ИБИС» в экспериментальной группе;

IV этап - вторичная диагностика тревожности учащихся (отдельно в экспериментальной и контрольной группах).

При отборе учащихся в экспериментальную группу мы использовали не только показатели тревожности, но также суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) (по М. Люшеру), так как СО на уровне 6-7 стандартных баллов свидетельствует о наличии тревоги, предчувствии неприятностей, а ВК на уровне 1-2 баллов - о неготовности к напряжению и адекватным действиям в стрессовой ситуации. Чем больше параметров выходит за пределы нормы, тем вероятнее, что данный ребенок попадет в экспериментальную группу. В связи с уровнем технического оснащения эксперимента группа коррекции тревожности составила 10 человек. С этими учащимися было проведено 16 занятий по программе «ИБИС».

Повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе произошло снижение тревожности на 33,75 %, в контрольной же группе снижение составило всего 0,4 %. Анализ других показателей по тесту Люшера констатирует снижение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) у учащихся экспериментальной группы, что свидетельствует о приближении состояния детей к норме. Показатель ВК повысился и стал соответствовать среднестатистической норме.

Это доказывает эффективность программы «ИБИС» в преодолении высокой тревожности у учащихся начальной школы.

Наши рекомендации