Закономерности и принципы социальной работы

Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.

Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.

Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.

Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.

2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.

3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.

Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.

Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.

Система принципов социальной работы включает несколько групп:

1. Методологические.

2. Организационно-распорядительные.

3. Психолого-педагогические.

4. Социально-политические.

Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.

Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.

Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.

Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.

Принцип универсальноститребует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных правгласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, ока­зываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагированияподразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным про­блемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.

Принцип профилактической направленностипредполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупрежде­нию отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследст­вии прилагать усилия для ликвидации его многообразных послед­ствий.

Принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.

Принцип опоры на собственные силыподчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жиз­ненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсовисходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Принцип конфиденциальностисвязан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

Наши рекомендации