Закономерности и принципы социальной работы
Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.
Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.
Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.
Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:
1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.
2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.
3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.
Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:
1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.
2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.
3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.
4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.
Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.
Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.
Система принципов социальной работы включает несколько групп:
1. Методологические.
2. Организационно-распорядительные.
3. Психолого-педагогические.
4. Социально-политические.
Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.
Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.
Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.
Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.
Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.
Принцип универсальноститребует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных правгласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.
Принцип социального реагированияподразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.
Принцип профилактической направленностипредполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий.
Принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.
Принцип опоры на собственные силыподчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.
Принцип максимизации социальных ресурсовисходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.
Принцип конфиденциальностисвязан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.
Принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.
Методы социальной работы
Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.
Методы профессиональной социальной работы различаются:
1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);
2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);
3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).
Методы социальной работы, классифицированные по объектам:
I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.
II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:
а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;
б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;
в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.
Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:
1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.
2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.
3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.
4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.
Методы моделирования социально-психологических исследований:
1. Групповая дискуссия.
2. Деловая игра – моделирование систем отношений.
3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.
4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.
III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.
Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.
Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:
1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.
Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».
2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.
3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:
а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);
б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);
в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).
4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:
а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;
б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;
в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;
г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;
д) методы исследования жизненного пути;
ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;
з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.
5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.
Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.
Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.