Организационно-методологические принципы психологической службы
Выделяются три основных направления, лежащих в основе работы практического психолога в организации.
Первое направление. Научно-методическое обеспечение кадровой и воспитательной работы (то есть психолог выступает, чуть ли не идеологом всей работы с кадрами, ее творцом, реализатором и, видимо, впоследствии, "козлом отпущения").
Второе направление. Оказание помощи сотрудникам, испытывающим различные психологические или социально-психологические трудности. (Психологам, работающим в в данном направлении, присущ специфический взгляд на сотрудников: они интересны ему прежде всего с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять).
Третье направление. Сопровождение работника в процессе всей его работы. (Такой подход к работе практического психолога позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью системы организации).
Психологическое сопровождение - это профессиональная деятельность психолога. Она осуществляется в рамках системы управления персоналом предприятия (организации) и направлена на создание социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудника в ситуациях служебного взаимодействия.
3.Психологическое сопровождение, объект и предмет психологической практики, система работы с персоналом.
Объектом психологической практики в данном случае выступает профессиональная деятельность и личностный рост сотрудника, предметом - социально-психологические условия успешной профессиональной деятельности и личностного роста.
При этом психологическое сопровождение преимущественно осуществляется через руководителя традиционными формами управленческого и воспитательного взаимодействия. Такой подход, утверждающий преимущество скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь сотрудника, его служебные и личностные отношения, задает роль руководителя среднего звена в нашей модели психологической практики. Он должен стать соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого своего подчиненного и основным ее реализатором. Психолог же помогает руководителю "настроить" процесс управления персоналом на конкретных сотрудников.
Система работы с персоналом- это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.
Система работы с персоналом состоит из пяти взаимосвязанных подсистем. Каждая из этих подсистем безусловно включает в психологическую составляющую:
Кадровая политикаопределяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Сюда входят организационно-методологические принципы психологической службы в организации (на предприятии).
Подбор персоналазаключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. Определяется требованиями к кадрам, включающими психологические требования к претендентам.
Оценка персонала - определение степени соответствия работника вакантной или занимаемой должности. При наличии вакантной должности определяется потенциал работника, который позволяет судить о его способности занять эту должность. Анализ соответствия (занимаемой определенный период должности) проводится путем оценки как потенциала работника, так и степени его индивидуального вклада с учетом результатов труда.
Расстановка персоналадолжна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия.
Обучение персоналапредполагает обеспечение соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.
4. Направления деятельности психолога
В рамках каждой из подсистем управления персоналом можно выделить следующие направления деятельности психолога: