Модуль №4 ПР-1. - Тест рубежного контроля
Выберите правильный ответ.
1. Согласно взглядам Ф.Е. Василюка условием актуализации воли является
а) необходимость обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности жизненных отношений личности
б) необходимость выбора из двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов
в) недостаток (избыток) актуального побуждения
г) конфликт внутренне противоречивых тенденций
2. Произвольный процесс, согласно В.А. Иванникову
а)ощущается, но не осознается
б)ощущается или осознается
в)осознается, но не ощущается
г)не осознается и не ощущается
3. Произвольные действия начинают осознаваться:
а) в момент действия
б) в ходе действия
в) постфактум
г) до начала действий
4. Положение о том, что произвольные движения есть "заученные непроизвольные", принадлежит:
а) И.М. Сеченову
б) П.В. Симонову
в) И.П. Павлову
г)П.К. Анохину
5. Допишите еще один признак самостоятельности человека, характерный, согласно Е.П. Ильину, для воли:
а) принятие решения
б) инициация действия
в) контроль действия
г) ___________________
- Волевые усилия, актуализируемые субъектом при возникновении и психологических трудностей посредством словесных воздействий, называют:
а) организующие
б) мобилизующие
в)регулирующие
г)контролирующие - Согласно Е.П. Ильину, боевое возбуждение является формой
а)собранности
б)сосредоточенности
в)мобилизованности
г)бдительности - Какой признак волевого действия выделял В.И. Селиванов
а) наличие дополнительного побуждения от произвольной мотивации
б)планомерность
в) уровень регуляции сознанием
г) связь с преодолением внутреннего препятствия - Степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях соответствует характеристике
а)генерализованность
б)интенсивность
в)взаимодействие
г)устойчивость - Согласно С.Л. Рубинштейну, на начальном этапе волевого действия проявляется волевое качество
а)решительность
б)самостоятельность
в)настойчивость
г)самообладание
Модуль №4. Литература
а) основная:
- Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2009.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70.
- Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера.
- Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Воля.
б)дополнительная:
1. Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.
- Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
- Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли. //Проблемы психологии воли. Материалы научной конференции. - Рязань, 1974. - С. 9-11.
- Добрынин Н.Ф. Принцип значимости и волевые усилия //Материалы 3-ей научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 1970. - С. 10-12.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70.
- Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. - 1990. - Т. 11. - №3. – С.39-42.
- Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43; 119-126.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 "Физ. воспитание". – М.: Просвещение, 1983. - Гл.5.
- Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. - М., 1977.
- Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.
11. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской психологии. //Вопросы психологии и педагогики воли. /Под ред. В.И. Селиванова. - Краснодар, 1969. - С. 3-16.
- Селиванов В.И. Индивидуальные особенности воли и их учет в учебно-воспитательной работе. //Вопросы организации воспитания в ВУЗе. – Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1975.
13. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974.
14. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-54.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, написанию эссе, рефератов и выполнению тестов (включая ключ) представлены в разделе V данного УМК.
IV. Контрольные вопросы к экзамену и литература к курсу
Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Эмоции".
1. Эмоции как переживания.
2. Закономерности эмоциональной регуляции поведения человека.
3. Трехмерная теория чувств.
4. Когнитивные теории эмоций.
5. Психоаналитические взгляды на природу эмоций.
6. Основные положения эволюционно-биологической теории (Ч. Дарвин) эмоционально-выразительных движений.
7. Механизмы возникновения и угашения условных эмоций.
8. Критический анализ периферической теории эмоций Джемса–Ланге.
9. Значение центральных теорий для психологического анализа эмоций.
10. Биологический и психофизиологический подходы к объяснению происхождения, строения и функций эмоций.
11. Эмпирические характеристики эмоциональных явлений.
12. Классификации – описательные, функциональные, генетические (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов, В.К. Вилюнас, Г. Бреслав, П.В. Симонов) - эмоциональных явлений.
13. Психологические характеристики аффектов, методы их изучения.
14. Психологическая характеристика фрустрации.
15. Биологическая концепция стресса.
16. Психологическая характеристика эмоционального стресса.
17. Индивидуально-психологические особенности эмоционального реагирования.
18. Психологическая характеристика чувств.
19. Эмоции и смысл явлений действительности.
20. Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами.
21. Особенности эмоциональной памяти.
22. Эмоции и воображение.
23. Роль эмоций в интеллектуальной деятельности.
24. Влияние эмоций на соматические эффекты.
25. Психологическая характеристика тревоги: процесса, состояния, свойства личности.
Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Воля".
1. Эмоционалистические теории воли (Вундт В., Рибо Т.).
2. Волюнтаристическая теория воли Джемса В.
3. Основные положения современных подходов к научному анализу воли.
4. Функции воли.
5. Дискуссионные вопросы психологии воли.
6. Воля как мотивационная сила, противостоящая привычке.
7. Структура регуляционных психических процессов.
8. Характеристика непроизвольной регуляции поведения.
9. Характеристика произвольной регуляции поведения и деятельности.
10. Исследование генезиса произвольных движений.
11. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции регулятивного подхода.
12. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции мотивационного подхода.
13. Концепция И.М. Сеченова о механизмах произвольной регуляции поведения.
14. Концепция И.П. Павлова о механизмах произвольной регуляции поведения.
15. Концепция Н.А. Бернштейна о механизмах управления сложными двигательными актами.
16. Воля как овладение собственным поведением.
17. Психологические закономерности волевого выбора.
18. Концепция П.К. Анохина о механизмах саморегуляции.
19. Значение концепции П.К. Анохина для психологии.
20. Изучение волевого усилия как критерия воли.
21. Структура и характеристика волевого действия.
22. Анализ волевых качеств с позиций психофизиологического и психологического подходов.
23. Возможные основания классификации волевых качеств.
Литература к курсу