Тематика практических занятий (8 часов)
1. Литературоведческие школы.
2. Художественный образ в литературном произведении.
3. Художественное время и пространство в литературном произведении.
4. Композиция литературного произведения. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
Практическое занятие № 1.
Литературоведческие школы.
Работа с научной литературой:
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад - Л., 1979. (тезисы)
Зинченко В. Г. Методы изучения литературы : системный подход : учебное пособие - М., 2002. - 200 с. (1 статью по выбору: конспект)
Косиков Г.К. Герменевтика и интерпретация. Вопросы литературы, 1993, № 2, с.38-42. (тезисы)
Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)
Знать определения понятий: герменевтика, интерпретация, анализ, структурализм, формализм, постструктурализм и др.
1. Литературоведческие школы 19 в. Мифологическая школа. Культурно-историческая школа. Сравнительное литературоведение.
2. Формальная школа в литературоведении.
3. Герменевтика (учение о понимании) в ее значимости для достижения закономерностей функционирования художественной литературы.
4. Структурализм и постструктурализм: подходы к художественному тексту.
Литература:
1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
3. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. – М., 2002.
4. Иванов В.В. Избранный труды по семиотике и истории литературы. Т3: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. – М., 2004.
5. Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. – М., 1999.
Практическое занятие № 2.
Художественный образ в литературном произведении.
Работа с научной литературой:
Мелетинский Е.М.О литературных архетипах. М., 1994. или Эл. носитель. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте ч. 1. Понятие «архетип» в науке о литературе. (тезисы)
Знать определения понятий: художественный образ, знак, архетип, персонаж, герой литературный, образ-пейзаж, образ-переживание и др.
1. Художественный образ как главное средство изображения жизни в искусстве. Образ и знак (общие и отличительные признаки).
2. Структура художественного образа; механизм словесного изображения.
3. Виды образов по принципам отображения действительности: эпический, лирический, драматический образы; их специфические особенности.
4. Виды образов по их содержанию и форме: образы-персонажи, образы-пейзажи, образы животных, образы вещей, обстановки, образы-переживания, фантастические образы.
5. Лирический образ (образ-переживание). Жанрово-родовые особенности лирического образа.
Анализ стихотворения В. Набокова "На качелях".
В листву узорчатую зыбко
плеснула тонкая доска,
лазури брызнула улыбка,
и заблистали небеса.
И на мгновенье, над ветвями,
я замер в пламени весны,
держась простёртыми руками
за две звенящие струны.
Но ослепительно метнулась
ликующая синева,
доска стремительно качнулась,
и снизу хлынула листва.
И лиловеющая зелень
вновь заслонила небосвод,
и очарованно бесцелен
дугообразный стал полёт.
Так реял я, то опускаясь,
мелькая тенью по листам,
то на мгновенье приближаясь
к недостижимым облакам.
1. Обращая внимание на характер движения лирического героя, попытайтесь определить тип действия в стихотворении: меняется ли мир, то есть переходит от одного качественного состояния к другому, или мир остаётся тождественным самому себе, а действие связано с перемещением лирического героя.
2. Отличается ли чем-нибудь движение лирического героя вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Чем объясняется такие образные наименования атрибутов движения на качелях как: "плеснула тонкая доска", "держась простёртыми руками за две звенящие струны", "снизу хлынула листва"? Можно ли сказать, что между движениями качелей вверх-вниз устанавливается какая-либо ценностная иерархия, либо же они равнозначны для лирического героя?
3. Попытайтесь определить закономерности организации художественного пространства в стихотворении, характер встречи лирического героя с "верхом" и с "низом". Меняются ли эти точки от начала к концу стихотворения, или нет? Можно ли сказать, что эти точки существуют как противоположности, или же они одинаково "встречают" лирического героя. Как, с этой точки зрения, соотносятся "водяные" образы стихотворения: "брызнула улыбка", "снизу хлынула листва". Какую роль эти образы-сравнения играют в контексте целого. Иными словами, продемонстрируйте, как частное, конкретное возводится в ранг всеобщего в художественном образе. Как ведут себя по отношению друг к другу образы "воды" и "огня" в стихотворении? Являются они антонимичными друг другу, или же для них свойственны общие закономерности существования?
4. Как можно мотивировать последовательность словесных образов в смысловых рядах, характеризующих пространство и движение в стихотворении, таких как: "лазури брызнула улыбка", "ликующая синева", "небосвод", "недостижимые небеса" или "доска стремительно качнулась", "очаровательно-бесцелен дугообразный стал полёт". Можно ли сказать, что между этими словесными образами устанавливаются значения тождества, или же смена словесных образов знаменует изменение восприятия лирическим героем основных параметров картины мира в стихотворении?
Литература:
1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 252 - 257.
2. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989. с.13-126.
3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
4. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева, Тураева. М., 1974. (статьи: «Художественный образ», «Образ» (персонаж, пейзаж, вещь, переживание)
5. Паллиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 - 93.
Практическое занятие №3.