Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Развитие взглядов З. Фрейда на периодизацию развития Э. Эриксоном
Зигмунд Фрейд
В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека.
Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека — к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой.
Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются в первые 5-7 лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка.
I. Оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе – его рот (сосание, кусание и т.д.) (от 0 до 1.5 лет).
II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет).
III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комплекс Электры») (от 3 до 5 лет).
IV. Латентная фаза (4-7). Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. Фрейд считал, что на той фазе сексуальность дремлет, уступая время формированию сознательного «Я» и предметных интересов ребенка.
V. Генитальная (7-12) фаза, во время этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если во время прохождения этих стадий какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Эрик Эриксон
Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода к развитию. Однако он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий, периодизацию психосоциального развития, в к-рой приходящиеся на раннее детство стадии практически полностью идентичны стадиям Фрейда.
Развитие по Эриксону складывается из 3х взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «я», изучаемого психологией; социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития – эпигенетический принцип: на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих стадиях процесса. Переход к новой фазе протекает в виде «нормативного кризиса». Переход возможен только при разрешении основного конфликта предыдущей фазы.
8 фаз жизненного цикла:
I. Младенчество (рождение до 1.5 лет) - кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям. Главная задача – выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основной инструмент – родительская забота и любовь. Если доверие не возникнет, то появится недоверие, выражающееся замкнутостью и тревожностью.
II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – формирование автономии и личной ценности, иначе появится чувство стыда и сомнение.
III.Игровая стадия (5-7 лет) – чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, то возникает чувство вины. В это время у ребенка созревает чувство справедливости.
IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет). Чувство предприимчивости и эффективности, если эти чувство блокируются, то возникает чувство неполноценности.
V. Подростковый период - юность (с 11 до 18) – развивается чувство идентичности, индивидуальности, в отрицательном варианте - расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. «Ролевой мораторий» - примерка различных ролей на себя.
VI. Ранняя взрослость – молодость (с 18 до среднего возраста): Появление потребности и способности к интимной психологический близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Альтернатива- чувство изоляции и одиночества.
VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): Творческая деятельность, чувство продуктивности, иначе чувство стагнации
VIII. Поздняя взрослость (старше 60): чувство удовлетворенностью полноты жизни, иначе отчаяние и разочарованию.
Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0 - 1 год младенчество социальное качество - надежда | • доверие к людям, к окружающему миру. • взаимная любовь, связь ребенок - родитель • удовлетворение потребности в общении с родителями | • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди |
1-3 года ранний возраст (ранний возраст) социальное качество - воля | • самостоятельность • уверенность в себе | • сомнения в себе • гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет возраст игры социальное качество - целеустремленность | • инициативность • активность, живое воображение • подражание взрослому • признаки полоролевого поведения | • чувство вины • пассивность • отсутствие инициативы • отсутствие признаков полоролевого поведения |
6-11 лет школьный возраст социальное качество- компетентность | • стремление к достижению • трудолюбие • развитие познавательных и коммуникативных навыков | • чувство собственной неполноценности • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков • конформность |
11-18 лет половая зрелость подростковый возраст социальное качество- верность | • эгоидентичность (собственная уникальность) • жизненное самоопределение • поиск себя • формирование мировоззрения • половая поляризация в формах поведения | • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) • путаница ролей • смещение временных перспектив • смешение форм полоролевого поведения |
18 – до начала среднего возраста ранняя взрослость социальное качество - любовь | • интимность • стремление к контактам с людьми • желание и способность посвятить себя другим людям • рождение и воспитание детей | • изоляция • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота | • творчество (особенно в труде) • продуктивная и творческая работа над собой и другими | • застой (особенно в труде) • эгоизм, эгоцентризм • непродуктивность в работе • ранняя инвалидность |
Старше 60 Поздняя взрослость социальное качество | • целостность | • отчаяние, безысходность |
Концепция Фрейда сосредоточена на развитии ребенка, Эриксон же считал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому Эриксон, можно сказать, продолжил разрабатывать периодизацию Фрейда, сохранив стадии, приходящиеся на раннее детство практически полностью идентичными стадиям Фрейда.
Фрейд считал, что основной движущей силой развития личности являются психосексуальные конфликты, у Эриксона в основе лежат психосоциальные конфликты, внутренние кризисы.