Очевидно, что решение вопроса о том, вся ли мотивация открывается субъекту в виде эмоций, зависит исключительно от постулируемого объема явлений, относимых к эмоциональным
Эмоции и процессы познания.В истории психологии преобладала традиция обособления эмоциональных процессов в отдельную сферу, противопоставляемую сфере познания в принципиальном различении, например разума и сердца, чувств и познания, интеллекта и аффекта. Достаточно выраженной была и остается также тенденция признавать при сопоставлении этих сфер главенство процессов познания. Крайняя позиция ущемления значения эмоций в пользу познания получила название интеллектуализма, различные направления которого рассматривали эмоции как свойство или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания (Н. Грот, Э. Б. Титченер).
Однако более распространенной была точка зрения, согласно которой эмоции представляют собой класс психических явлений, отличающийся особым отношением к познанию, некоторого рода дополнительностью, структурной вторичностью. Эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение. Действительно, наш восторг или возмущение, печаль или гордость всегда адресованы кому-то или чему-то, радостными, неприятными и т. п. бывают ощущения, мысли, состояния, говоря обобщенно - эмоции являются предметными.
В современной психологии предметность эмоций столь отчетливо не акцентируется.
Между тем есть основания утверждать, что именно предметность является центральной характеристикой отношения эмоций к процессам познания. Она исключает трактовку, рядополагающую эмоции процессам познания, и требует представления об эмоциональной сфере как об отдельном пласте психического, как бы надстраивающемся над познавательным образом и занимающем положение между ним и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом и т. п.). (В.В.Вилюнас Психология эмоций).
Таким образом, направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т. д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения.
Функции эмоций.Вопрос о функциях пронизывает всю психологию эмоций, поэтому основные и самые общие функциональные характеристики эмоций не могли не выявиться при обсуждении предыдущих вопросов.
Проведенный Н. Гротом скрупулезный анализ исторических взглядов на природу эмоций показывает, что эмоции достаточно единодушно признавались выполняющими функцию оценки. В современной психологии эта старая идея возродилась в виде «оценочной теории», ведущей происхождение от работ М. Б. Арнольд и Р. С. Лазаруса
Изначальное и главное назначение эмоций состоит в непосредственной оценке и выражении мотивационной значимости отражаемых предметов, сигнализации о ней субъекту. Иначе говоря, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего, о полезности-вредности воздействий на организм (П. К. Анохин),о своем назначении и филогенетическом прошлом.
Широко известно о побуждающейфункции эмоций. О способности эмоции побуждать действия говорят другие их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.
Способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу работ, подчеркивающих дезорганизационнуюфункцию эмоций (например, Э. Клапаред). Однако В.В.Вилюнас отмечает, что данная характеристика эмоций может быть принята лишь с определенными оговорками. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.
В качестве третьей (наряду с оценкой и побуждением) фундаментальной функции эмоций заслуживает выделения отмечавшееся выше их регулирующее влияние на процессы познания. Разнообразие регулятивного проявления эмоций стало основой выделения ряда более специфических функций, выполняемых ими по отношению к отдельным психическим процессам. Одна из функций, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения (П. К.Анохин), следообразования (А. Н. Леонтьев), подкрепления(П. В. Симонов),указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний — аффектов.
Разностороннее влияние эмоций на тело тоже получило отражение в выделении ряда их функциональных характеристик. В качестве фундаментальных можно обозначить две функции: активационную, обозначающую поддержание оптимального для наличной жизненной ситуации физиологического состояния организма, и экспрессивную (или коммуникативную), означающую, что телесное выражение эмоций используется как средство общения.
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и указывающая на структурирующую роль элементарных эмоциональных переживаний (чувств) в формировании и организации субъективного образа. Эмоциональные переживания способны проявляться как синтезирующая, или гештальтирующая, основа образа, обеспечивающая возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Для более полного ознакомления с функциональным назначением эмоций следует наряду со сравнительно общими их проявлениями ознакомиться еще с особыми специфическими функциональными характеристиками отдельных эмоциональных состояний таких как счастье, радость, симпатия, любовь, смех, страх действия, тревога, агрессия, освещены в работах М. Аргайла, Л. Я. Гозмана, А. Бергсона, П. Жане, 3. Фрейда, К. Лоренца, Я. М. Калашника.
Динамика эмоций.Речь идет о научных представлениях, касающихся внутренних закономерностей протекания и развития эмоционального процесса. Этот аспект проблемы эмоций почти не освещается в современных концепциях, склонных рассматривать эмоциональную сферу как систему независимых реакций на определенные условия и ситуации. В концепциях прошлого, подчеркивавших взаимодействие и взаимообусловленность эмоциональных переживаний в генетическом и ситуативном их развитии, вопрос о динамике эмоций у ряда авторов занимает весьма важное место. Можно выделить несколько тенденций, характерных для изображения динамики эмоций в психологической теории.
В учении Вундта отчетливо обозначено положение, касающееся динамики эмоций, - положение о соединении, слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования.
Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Согласно X. Вольфу, одно из определений эмоций («номинальное») и заключается в раскрытии составляющих ее элементов. Р. Декарт сострадание объясняет соединением печали и любви; ревность, согласно Б. Спинозе,- сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит.
В развитии эмоционального процесса отчетливо выделяются случаи, в которых одни эмоции становятся причинами возникновения других. Такая способность эмоций порождать и обусловливать друг друга является третьим и, пожалуй, самым интересным моментом, характеризующим их динамику. В выявлении и описании конкретных закономерностей порождения одних эмоций другими больше всего было сделано Б. Спинозой.
Физиологические механизмы эмоций.В психологии эмоций существует ряд теорий,для которых вопрос о физиологических механизмах эмоций является естественным продолжением вопроса об условиях их возникновения, приводящих эти механизмы в движение (теория П. К. Анохина, имеющая структуру: условия - механизмы - функции эмоций). Однако, существует целый ряд теорий, для которых этот вопрос является главным, а порой и единственным. Важную роль в появлении этих теорий сыграла «периферическая» теория У. Джемса и К. Г. Ланге, впервые сформулировавшая объяснение природы эмоций ссылкой на определенный физиологический процесс. «Периферическая» теория стала образцом для большого числа альтернативных теорий, отличающихся лишь тем, какой именно физиологический процесс рассматривался главной детерминантой возникновения эмоций вместо предложенного Джемсом—Ланге нервного возбуждения, исходящего из висцеральных органов: таламический (Cannon), лимбический (Гельгорн, Луфборроу; Рappez), диффузно-активационный (Линдслей; Аrnold) и др. (эти теории обсуждаются в работах Ж.-П. Сартра, Р. У. Липера).
Завершая обзор основных проблем психологии эмоций, отметим лишь, что психология эмоций, – развивающийся раздел общей психологии. В следующих разделах попытаемся дать общую характеристику такому многогранному явлению как эмоции.