Тема №2. Возрастная психология.
Ленинградский государственный университет
Имени А.С. Пушкина
БОКСИТОГОРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ПСИХОЛОГИЯ
Бокситогорск
Составитель: Трошина Е.А.,ассистент кафедры истории
и гуманитарных наук Бокситогорского института (филиала) ЛГУ имени А.С. Пушкина
Рабочая программа курса «Психология» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО, является составляющей цикла ОПД (региональный компонент) для студентов факультета технологии и предпренимательства, обучающихся по специальности:
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и гуманитарных наук, протокол № ____ от « ___ » ___________ 2011 г.
Заведующий кафедрой _______________ / /
Одобрено учебно-методическим советом факультета экономики и инвестиций, протокол № ____ от « ____ » ____________ 2011 г.
Председатель _____________ / Н.В. Поликутина /
Предисловие.
Исторический опыт всё более подтверждает, что наилучшее общественное устройство обеспечивается хорошим образованием и воспитанием. Вот почему передовые страны сегодня признают и осуществляют на практике в качестве базового принципа государственного строительства, а также концепций и стратегий в обеспечении национальной безопасности и развития общества приоритетность науки, образования и культуры перед другими целями и задачами. Переход к информационному обществу, обществу знаний немыслим без современного комплекса науки, образования, культуры.
В современном российском обществе социально-гуманитарные знания приобретают большое значение. Низкий уровень социально-гуманитарной компетентности зачастую не позволяет выпускникам вузов реализовать себя в трудовой деятельности, актуализировать в полной мере свой гражданский потенциал. Перемены, происходящие в социуме, как в социальной ситуации в целом, так в частности, в экономике, системе образования, в других сферах ведут к модификации системы ценностей, а следовательно и запросов современной молодёжи в области образования.
Введение гуманитарного знания в педагогический процесс подготовки специалистов связано с преодолением противоречия между ценностями будущей профессиональной деятельности и ценностями человеческой самореализации. Профессионализм всегда предполагает определённую ограниченность развития личности кругом задач, решаемых в процессе данного вида деятельности. В то же время в жизни каждого человека возможны ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно - смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов поведения представляется затруднительным. В этих случаях от человека требуется повышенная способность к ориентировке в системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность рельефно проявляется как субъект деятельности. Обеспечить эту «свободу выбора» и призваны гуманитарные знания, полученные в процессе подготовки профессионала в учебном заведении.
В современной России идёт процесс гуманизации и гуманитаризации образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входят дисциплины психологического цикла. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей. Изучение психологии в вузе обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой психологического знания. Отличительной чертой психологического знания является наличие в нём достаточно большого количества научных школ и концепций. В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования для выделения психического одной или нескольких базовых категорий. В итоге студенты изначально попадают в ситуацию выбора того или иного подхода к пониманию самого психического.
В ходе освоения дисциплин психологического цикла, помимо знакомства с каждым из подходов к анализу и пониманию психического, студенту необходимо осознать:
1). Пути и средства вхождения себя в эту систему психологического знания как активного субъекта;
2). Пути и способы «проникновения» этой системы в каждого специалиста.
Основная отличительная черта такого вхождения - научится превращать безличные знания учебной дисциплины в личностно значимые факторы становления себя как специалиста, то есть в становление своего профессионализма. Этому будет помогать использование наряду с лекциями и семинарами диалоговых технологий (дискуссии, дебаты и др.), психологических тренингов, различного типа игр, методов арт-терапии. драматерапии.
В учебном предмете «Психология» выделяются самостоятельные, но в тоже время связанные между собой разделы: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Основы специальной психологии и педагогики», «Психология семейных отношений», «Психология межнационального общения».
В структурном отношении каждый раздел включает: пояснительную записку; тематический план лекционных занятий; описание их содержания; вопросы для самопроверки; задания для самостоятельной работы; примерные темы для рефератов; вопросы, выносимые на экзамен или зачёт; основную и дополнительную литературу; литературу для самостоятельной работы и рекомендованные к использованию Интернет-ресурсы.
Дидактические единицы ГОС ВПО в описании содержания программы учебные дисциплины (или самостоятельного раздела «Психологии») выделены курсивом. В описании содержания учебных дисциплин объём тем указан для специальности «Технология и предпринимательство».
Программы дисциплин психологического цикла.
Пояснительная записка.
Курс «Общая психология» открывает цикл психологических дисциплин, изучаемых студентами в вузе. В процессе изучения дисциплины студенты ознакамливаются с основными понятиями, законами, закономерностями и фактами психологической науки. Курс даёт фундаментальные знания, необходимые для изучения последующих дисциплин психологического цикла.
Цель дисциплины: изучение теоретических и методологических положений, составляющих фундаментальные основы современной психологической науки; формирование профессионального мировоззрения и практических навыков изучения психики психических явлений.
Учебные задачи дисциплины.
1) Ознакомить слушателей с основными понятиями психологической науки и практики, а также законами, закономерностями и фактами.
2) Создать представление об основных функциях психологии, специфике её предмета в отношении к смежным дисциплинам и возможностях применения психологических знаний в различных областях жизни.
3) Сформировать представление об основных методологических проблемах психологии, а также о перспективах развития психологической науки.
4) Развить у студентов навык чтения психологической литературы разного уровня сложности.
5) Выработать умение вести научную дискуссию и свободно изъясняться на научном языке.
Курс «Возрастная психология» входит в обязательный блок дисциплин высших учебных заведений, готовящих специалистов для сферы деятельности «человек-человек». Изучение дисциплины поможет формированию способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза.
Дисциплина предназначена для студентов факультета технологии и предпринимательства заочного отделения. Изучение дисциплины начинается со второго курса после изучения на первом курсе дисциплины «Общая психология».
Цель изучения дисциплины: Сформировать знания об особенностях и закономерностях интеллектуального и личностного развития в онтогенезе.
Учебные задачи дисциплины:
1) Ознакомить студентов с основными понятиями и методами возрастной психологии.
2) Создать представление об основных этапах развития личности.
Современный уровень развития психологической науки и психолого-педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения и воспитания невозможен без владения знаниями, навыками и умениями в области педагогической психологии. Практика изучения педагогической психологии в вузах существует уже не один год. Изучаемые вопросы являются логическим продолжением курсов Общая психология и Возрастная психология, опирается на теоретические положения, рассматриваемые в этих курсах, однако имеют более выраженную практическую направленность. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания; психологические особенности ребёнка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, учеников и педагогов; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости.
Цель: ознакомить слушателей с основами педагогической психологии.
Учебные задачи дисциплины:
1) Ознакомить студентов с основными понятиями педагогической психологии, законами, закономерностями, фактами.
2) Создать представление об основных функциях педагогической психологии, её предмете в отношении к смежным дисциплинам, возможностях применения психологических знаний в повседневной жизни.
3) Активизировать интерес к инновационным подходам в педагогической деятельности.
4) Рассмотреть соотношение возрастных особенностей и процесса обучения.
5) Рассмотреть возможные проблемы в обучении и проанализировать пути их преодоления.
Преподавание учебной дисциплины «Общий психологический практикум» направлено на изучение студентами достижений мировой и отечественной психологии в области методик исследования отдельных психических процессов и явлений.
Задачи дисциплины
1) Обосновать условия, в которых проявляются (обнаруживаются) изучаемые психологические явления и процессы.
2) Выявить систему показателей (признаков), с помощью которых можно выявить сущность изучаемого психологического явления или процесса.
3) Обосновать возможную систему методов, которая позволит выявить наиболее существенные показатели (признаки) изучаемого психологического явления или процесса.
4) Показать возможность математической (статистической) обработки результатов изучения психологического явления или процесса.
5) Показать, на какой основе осуществляется интерпретация результатов проведенного изучения психического явления или процесса.
6) Дать студентам практику самостоятельного выявления, изучения и обработки результатов изучения отдельных психологических процессов и явлений.
Современная отечественная и зарубежная социальная психология накопила и обобщила к сегодняшнему дню богатейший теоретический материал и опыт прикладных исследований. Всё это поможет студентам, изучающим курс «Социальная психология» наиболее полно понять содержание социально - психологических феноменов и специфику их проявления в жизни людей.
Дисциплина предназначена для студентов 3 курса факультета технологии и предпринимательства заочного отделения.
Цель дисциплины: Раскрыть основное содержание и особенности социально-психологических феноменов, показать специфику их проявления в жизни и деятельности людей.
Учебные задачи дисциплины:
1) Ознакомить студентов с основными понятиями и задачами социальной психологии; создать представление об основных функциях социальной психологии, её предмете в отношении к смежным дисциплинам и возможностях применения психологических знаний на практике.
2) Раскрыть основное содержание социально психологических феноменов; рассмотреть специфику их проявления в деятельности людей.
3) Сформировать представление об основных проблемах и перспективах развития социальной психологии.
Особое положение истории психологии как отрасли психологической науки определяется тем, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собой вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических феноменов и структуру психологических знаний в процессе их общественно-исторического развития. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета курса «История психологии». Дисциплина предназначена для студентов 4 курса факультета технологии и предпринимательства заочного отделения.
Цель изучения дисциплины:
Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.
Задачи изучения дисциплины:
1) Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.
2) Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.
3) Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.
4) Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.
Методы преподавания дисциплин психологического цикла:
- лекции;
- практические занятия;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Требования к уровню усвоения содержания:в результате изучения дисциплин психологического цикла студенты должны приобрести:
Знания:
· о специфике психологии как научной дисциплины;
· об основных понятиях, законах, закономерностях и фактах психологии;
· о природе и качественных особенностях психики человека;
· о деятельности человека, её строении, видах; взаимосвязи деятельности и сознания;
· об основных компонентах структуры личности, движущих силах развития личности;
· об основных психических процессах.
· о предмете, задачах и методах возрастной психологии;
· о проблеме возрастной периодизации психического развития;
· о теориях детского развития;
· о движущих силах и условиях психического развития ребёнка;
· об особенностях психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте;
· об особенностях психического развития личности в зрелом и старческом возрасте.
· о предмете, задачах и методах педагогической психологии;
· о психологической сущности и структуре процесса обучения;
· о психологических проблемах школьной отметки и оценки;
· о психологической сущности и критериях воспитания;
· о психологической сущности и специфике педагогической деятельности.
· сущность и особенности проявления психологических явлений и процессов
· в норме и патологии;
· концептуальные позиции авторов, разработчиков конкретных психодиагностических методик;
· возможности и условия выявления когнитивных психологических явлений, состояний и свойств личности;
· о предмете, задачах и методах социальной психологии;
· о развитии социальной психологии за рубежом и в России;
· о своеобразие взаимодействия и взаимоотношений людей;
· о межличностных и межгрупповых отношениях;
· о сущности процесса общения;
· о процессе социализации;
· о межличностном конфликте и способах разрешения его;
· о группе как социально-психологическом феномене;
· о внутригрупповых и межгрупповых групповых процессах;
· о предмете и методологических подходах к изучению истории психологии;
· об основных этапах возникновения и развития психологических систем, об эволюции предмета психологии;
· о процессе и этапах формирования понятийно- категориального аппарата психологии в рамках отдельных философско-психологических систем, школ, направлений;
· о способах решения психофизической и психофизиологической проблем в различные исторические периоды различными школами и направлениями;
· об эволюции представлений о психических процессах, состояниях и свойствах в рамках отдельных философско-психологических систем, школ, направлений.
Умения:
· отличать обыденные понятия и суждения от научных;
· анализировать психологическую литературу различного уровня сложности;
· формулировать обоснованные и содержательные ответы по темам дисцилины.
· вычленять признаки развития характерные для каждого возрастного
· этапа;
· применять полученные знания на практике.
· анализировать возможные проблемы в обучении;
· учитывать психологические особенности учащихся в процессе обучения;
· правильно подбирать систему методов для обоснованного изучения конкретного психологического явления или процесса;
· создавать благоприятные условия для общения с испытуемым и расположение его к откровенному разговору с психологом;
· оценивать психодиагностическую ситуацию, создавать условия для проявления необходимых для изучения психических явлений и процессов;
· пользоваться современными психодиагностическими методиками, как в бланковом, так и в компьютерном варианте;
· делать самостоятельные выводы по результатам проведенного обследования;
· выделять основные элементы межгруппового и межличностного взаимодействия;
· анализировать причины и последствия конфликтов;
· выбирать грамотную тактику поведения в конфликте;
· понимать и адекватно оценивать отдельные психологические явления и концепции;
· критически переосмысливать сложившиеся стереотипы;
· мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки теорий.
Навыки:
· самостоятельной работы с литературными источниками по дисциплинам психологического цикла.
· делать самостоятельные выводы по результатам проведенного обследования.
· эффективного общения;
· выбора тактики поведения в конфликте;
· научного обоснования собственной позиции, взглядов на основе широкой исторической философско - психологической культуры.
Формы контроля.
1)Текущий контроль:
· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины;
· подготовки групповых и индивидуальных проектов к проведению практических занятий;
· подготовка докладов, эссе и рефератов.
2)Итоговый контроль:
· зачёт в форме собеседования по дисциплинам возрастная психология, педагогическая психология, общий психологический практикум, история психологии (оценка «зачтено» предполагает знание основных понятий и закономерностей курса, умение аргументировано отвечать на проблемные вопросы);
· экзамен по дисциплинам общая психология, социальная психология
Оценка знаний студентов учитывает: правильность и осознанность изложения содержания; полноту раскрытия понятий; точность употребления научных терминов; методологическую компетентность - степень сформированности интеллектуальных, метапредметных умений и навыков; коммуникативную компетентность.
· Отметка «Отлично»: полно раскрыто содержание материала в объеме программы; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные методологические умения (анализ, синтез, сравнение и др.), сделаны выводы и обобщения.
· Отметка «Хорошо»: раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; определения понятий недостаточно полные; допущены незначительные нарушения последовательности изложения; небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
· Отметка «Удовлетворительно»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение понятий недостаточно четкие, использование терминов не точное; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии и понятий; выводы и обобщения отсутствуют.
· Отметка «Неудовлетворительно»: основное содержание учебного материала не раскрыто; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии; не даны ответы на вспомогательные вопросы.
Тематический план
для специальности «Технология и предпринимательство».
Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа, ч | Общее количество часов. | |||
Всего, ч | Лекции, ч | Практические занятия, ч | Л.Р., ч | |||
Тема №1.Общая психология | ||||||
Тема №2. Возрастная психология | ||||||
Тема №3. Педагогическая психология | ||||||
Тема №4. Общий психологический практикум. | ||||||
Тема №5. Социальная психология | ||||||
Тема№6. История психологии | ||||||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины.
Тема №1.Общая психология.
Цель изучения темы:Дать понимание психологии как научной дисциплины, познакомить с основными понятиями, фактами и закономерностями науки.
Задачи изучения темы:
1) Дать понятие предмета, задач психологии.
2) Дать общее представление о методах научного исследования, изучить основные методы психологии.
3) Познакомить с методологическими основами изучения человека.
4) Рассмотреть основные характеристики, свойства, виды, закономерности психических процессов.
5) Рассмотреть основные понятия психологической теории деятельности.
6) Рассмотреть функции, средства, структура, психологические характеристики общения.
7) Дать общее понятие о личности.
8) Рассмотреть основные факторы и механизмы развития личности.
9) Рассмотреть составляющие структуры личности.
Объём темы:6 часов.
Содержание темы:
Предмет, задачи, методы психологии. Методология психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект деятельности. Психика человека, как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Происхождение и развитие сознания. Неосознаваемые психические процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Представление. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции. Воля. Общая психологическая характеристика деятельности. Основные понятия психологической теории деятельности. Функции, средства, структура, психологические характеристики общения. Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Основные психологические теории личности. Направленность и её психические проявления. Потребности. Мотивация. Темперамент. Характер.Адаптация человека и функциональные состояния организма.
Общее понятие об адаптации человека. Общее представление о функциональных состояниях организма. Общая характеристика состояний организма и психики. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
Методы:Лекция, практические занятия.
Литература:1, 3, 4,7,10,11,17,19,20,25.
Вопросы для самопроверки:
1) Расскажите об основных элементах подхода Б.Г. Ананьева к изучению человека.
2) Дайте определение предмета психологии как науки.
3) Раскройте основные характеристики ощущения.
4) Охарактеризуйте основные виды ощущений.
5) Охарактеризуйте как познавательный психический процесс восприятие, воображение, представление, внимание.
6) Раскройте основные характеристики мышления.
7) Дайте характеристику основным видам памяти.
8) Дайте характеристику речи как средства общения.
9) Дайте характеристику воле как сознательному процессу регулирования поведения.
10) Раскройте основные характеристики эмоций.
11) Расскажите об основных положениях теории деятельности.
12) Выделите психологические характеристики процесса общения.
13) Раскройте понятие личность.
14) Раскрыть составляющие структуры личности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Дайте характеристику первичным и вторичным свойствам человека как индивида.
2) Объяснить, почему понятие «личность» может относиться только к человеку.
3) Охарактеризуйте основные свойства человека как субъекта деятельности.
4) Объясните суть понятия «индивидуальность».
5) Назовите основные свойства личности.
6) Охарактеризуйте структуру деятельности.
7) Назовите основные характеристики действий.
8) Операционно-технические аспекты деятельности.
9) Функции и структура общения.
10) Составляющие стороны общения.
11) Средства общения.
12) Операционно-технические аспекты.
13) Физиология движения и физиология активности.
14) Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
15) Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
16) Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в исследованиях российских и зарубежных учёных.
17) Расскажите об основных формах направленности.
18) Объясните суть понятий «потребность», «мотив»; раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.
19) Рассмотрите понятие «способности» и основные классификации способностей.
20) Психологические характеристики различных типов темперамента.
21) Понятие «характер», закономерности его формирования.
22) Акцентуации характера.
23) Субъективная и объективная сторона функционального состояния.
24) Виды и критерии оценки функционального состояния.
25) Пограничные состояния, соотношение их с понятием «адаптация».
26) Механизмы психической адаптации.
27) Условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
28) Механизмы регуляции психических состояний.
Эссе, рефераты, доклады по теме:
1) Эссе на тему «Умное слово «психология»».
2) Реферат на тему: «Неосознаваемые психические процессы».
3) Эссе на тему «Что же такое личность?»
4) Доклад по теме: «Основные концепции и теории ощущений».
5) Реферат на тему: «Психологические механизмы иллюзии восприятия».
6) Реферат на тему: « Феномены памяти».
7) Реферат на тему: « Современные концепции и теории вторичного образа».
8) Реферат на тему: «Методология экспериментального исследования мышления».
9) Реферат на тему: «Методологические проблемы исследования уровня развития речи»
10) Доклад на тему: «Теория деятельности и предмет психологии».
11) Реферат на тему: « Роль русских физиологов в развитии психологической науки».
12) Эссэ на тему: « Слушать и слышать».
13) Эссэ на тему: «Общение».
14) Реферат на тему: « Эффективное общение- это…»
15) Доклад на тему: « Проблема изучения мотивов и развития мотивационной сферы в трудах отечественных и зарубежных психологов».
16) Реферат на тему: «Методологические проблемы экспериментального изучения личности».
17) Доклад на тему: « Формирование и развитие личности».
18) Доклад на тему: « Природа человеческих способностей».
19) Эссэ на тему: «Бывает ли бабушкин характер?...».
20) Реферат на тему: « Адаптация как междисциплинарная проблема научного познания».
21) Доклад на тему: « Функциональное состояние организма и его характеристики».
22) Реферат на тему: «Основные способы коррекции психического состояния человека».
23) Доклад на тему: « Общее понятие об адаптации человека».
24) Эссэ на тему: « Что такое стресс?».
Тема №2. Возрастная психология.
Цель изучения темы: Дать понятие возрастной психологии как науки.
Задачи изучения темы:
1) Рассмотреть условия и движущие силы развития.
2) Дать характеристику возрастной психологии как науки.
3) Рассмотреть проблему возраста и возрастной периодизации.
4) Рассмотреть содержание основных групп теорий.
5) Дать понятие кризиса.
6) Рассмотреть связь психических новообразований и ведущего вида деятельности
7) Рассмотреть особенности психического развития личности в возрастных периодах.
8) Дать понятие ведущего вида деятельности в каждом из периодов.
9) Показать значение возрастных кризисов в развитии личности.
Объём темы: 6 часов.
Содержание темы:
Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Условия и движущие силы развития. Проблема возраста и возрастная периодизация. Социальная ситуация развития. Биогенетические и социогенетические концепции. Теория конвергенции. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Учение об интеллектуальном развитии ребёнка. Культурно-историческая концепция. Кризисы в психическом развитии ребёнка. Ведущий вид деятельности и психические новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления.
Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трёх лет.
Игровая деятельность. Эмоциональная сфера дошкольника.
Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст.
Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.
Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения.
Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Значение возрастных кризисов в развитии личности. Возраст и проблема смысла жизни.
Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.
Методы:
-лекции, практические занятия.
Литература:1,2,3,4,6,8,12,14,16,20,22,24,26,28.
Вопросы для самопроверки:
1) Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
2) Проблема периодизации психического развития.
3)Кризисы в психическом развитии развитии ребёнка.
4) Общая характеристика возраста.
5) Социальная ситуация развития на каждом из возрастных этапов.
6) Характеристика возрастных кризисов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Место возрастной психологии в системе психологических знаний о закономерностях развития личности.
2) Общая характеристика разделов возрастной психологии.
3) Исторический анализ понятия детства.
4) Понятие возраста в психологических исследованиях.
5) Возраст и возрастная периодизация.
6) Понятие развитие в возрастной психологии.
7) Периодизация развития как фундаментальная проблема возрастной психологии.
8) Взгляды Л.С. Выготского на периодизацию психического развития.
9) Современные периодизации развития личности ребёнка.
10) Возрастные кризисы.
11) Сензитивные периоды в развитии ребёнка.
1) Общая характеристика новорожденности.
2)«Комплекс оживления» как основное новообразование новорожденности.
3) Характеристика кризиса первого года жизни.
4) Общая характеристика развития ребёнка в раннем возрасте.
5) Ведущий вид деятельности в раннем возрасте.
6) Предпосылки возникновения игры.
7) Развитие мотивов поведения и формирование сознания в дошкольном возрасте.
8) Возникновение стремления к самостоятельности.
9) Характеристика кризиса трёх лет.
10) Социальная ситуация психического развития в дошкольном возрасте.
11) Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
12) Характеристика кризиса семи лет.
13) Характеристика развития ребёнка в младшем школьном возрасте.
14) Характеристика развития ребёнка в подростковом возрасте.
15) Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.
16) Общая характеристика развития в юности.
17) Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Эссэ, рефераты или доклады по теме:
1) Доклад на тему: «Возрастная психология как наука».
2) Реферат на тему: «Основные этапы развития возрастной психологии».
3) Реферат на тему: «Возраст в психологических исследованиях».
4) Эссэ на тему: «…Определённый возраст - что это за возраст?».
5) Доклад на тему: «Л.С.Выготский о переодизации психического развития».
6) Реферат на тему: « Переодизации развития личности».
7) Эссэ на тему: «Кризисы в развитии».
8) Доклад на тему: «Психическое развитие ребёнка во младенчестве».
9) Доклад на тему: «Социальная ситуация психического развития в раннем возрасте»
10) Доклад на тему: «Общая характеристика развития ребёнка в дошкольном возрасте».
11) Реферат на тему: «Проблема готовности ребёнка к обучению в школе».
12) Реферат на тему: « Развитие личности младшего школьника».
13) Эссэ на тему: « Подросток».
14) Эссэ на тему: «Овладение речью».