Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно приложению №1 к Приказу Министра обороны РФ №79 от 28 февраля 2005 года, воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических,
правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно - досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих Вооруженных Сил (далее именуются военнослужащие) необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Воспитательная работа проводится в повседневной деятельности войск (сил). При выполнении боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение войск (сил), порядок организации которого определяется соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.
В видах и родах войск Вооруженных Сил, войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, воспитательная работа имеет свои особенности и должна учитывать специфику и условия выполнения войсками
(силами) поставленных задач.
В войсках (силах), дислоцирующихся (базирующихся) за пределами Российской Федерации, воспитательная работа организуется с учетом законодательства страны пребывания, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Эффективность воспитательной работы достигается:
-скоординированными усилиями органов военного управления всех уровней, органов воспитательной работы;
-обеспечением непрерывности воспитательной работы, дифференцированного подхода при ее организации с различными категориями военнослужащих;
-наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Результативность мер, направленных на воспитание военнослужащих, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, национальных особенностей и отношения к религии, преемственности системы воспитания, необходимости всестороннего нравственного, духовного и физического развития военнослужащих в процессе военной службы, соблюдения их конституционных прав.
Воспитательную работу осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления.
1.Командиры (начальники):
- несут персональную ответственность за руководство воспитательной работой и организацию системной работы в решении конкретных задач,
направленных на поддержание здоровой морально-нравственной обстановки
в воинских коллективах;
- представляют объективную информацию в вышестоящие органы военного
управления о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине
в подчиненных войсках (силах) и настроениях личного состава;
- проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам,
органам военного управления по содержанию, организации и проведению
воспитательной работы;
- осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по
воспитанию личного состава, подводят итоги воспитательной работы,
ставят задачи заместителям, начальникам родов войск и служб,
командирам подразделений, офицерам органов воспитательной работы по ее
совершенствованию.
2.Штабы:
- обеспечивают согласованность планирования боевой подготовки
(учебного процесса) и воспитательной работы, использование в воспитательном процессе воинских ритуалов;
- организуют мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы, переходу на комплектование по контракту; планируют и участвуют в мероприятиях информационного противоборства, по защите войск от негативного информационно-психологического воздействия;
- на основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
3.Начальники родов войск и служб:
- несут персональную ответственность за организацию воспитательной работы, представление объективной информации командиру (начальнику) и его заместителю по воспитательной работе о состоянии воинской (трудовой) дисциплины и морально-нравственной обстановке в подчиненных подразделениях и воинских частях;
- лично участвуют в воспитательных мероприятиях, организации их проведения в подчиненных соединениях, воинских частях и подразделениях;
- добиваются, чтобы качество выполнения задач по организации соответствующего вида обеспечения способствовало поддержанию высокого морально-психологического состояния воспитанию военнослужащих.
4.Органы воспитательной работы.
- отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы;
- координируют деятельность заместителей командира (начальника) и других должностных лиц по организации и проведению воспитательной работы;
- активно сотрудничают с общественными и религиозными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности Вооруженных Сил, позитивного отношения к военной службе;
- докладывают командирам (непосредственным начальникам) и начальникам вышестоящих органов воспитательной работы о морально-психологическом состоянии и дисциплине личного состава, соблюдении конституционных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.
В воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где должность заместителя командира (начальника) по воспитательной работе штатом не предусмотрена, а также в подразделениях (командах), выполняющих задачи в отрыве от воинской части, на блокпостах и в других условиях сложной боевой и морально-психологической обстановки, приказом соответствующих начальников назначаются нештатные заместители командиров (начальников) по воспитательной работе из числа наиболее подготовленных, дисциплинированных, пользующихся авторитетом офицеров, прапорщиков (мичманов).
Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы включает:
- уяснение и оценку исходных данных; изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими начальниками; анализ состояния боевой готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, состояния правопорядка и воинской дисциплины; оценку условий организации воспитательной работы; анализ состояния и возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;
- выработку замысла и принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание воинской дисциплины в воинской части, подразделении (примечание: какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания воинской дисциплины, порядок доведения до подчиненных задач,подготовки мероприятий воспитательной работы, а также их всестороннего организационного и материального обеспечения, организация методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов по вопросам воспитания и профилактики правонарушений);
- планирование мероприятий воспитательной работы (в документах по планированию боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, в комплексном плане мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы, в планирующих документах боевого дежурства, учений, боевых походов, полевых выходов, караульной и гарнизонной служб, расписании занятий в роте), согласование и утверждение разработанных документов;
- всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы;
- подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и воинской дисциплины, постановка задач на устранение недостатков.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение воинских коллективов, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая формируется:
- созданием системы боевой подготовки, основанной на индивидуальной подготовке военнослужащих и слаживании экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей за счет создания обстановки, приближенной к боевой;
- сближением командиров (начальников) и подчиненных, глубоким знанием их личных качеств, нужд и запросов, постоянной работой с родителями (близкими родственниками) военнослужащих, воспитанием у личного состава чувства собственного достоинства, укреплением дружбы между военнослужащими различных национальностей, решительным пресечением казарменного хулиганства, насильственных действий, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- активным использованием истории России, ее государственных символов и символов Вооруженных Сил: Государственного герба Российской Федерации; Государственного флага Российской Федерации; Боевого Знамени воинской части, Военно-морского флага и др.;
- воспитанием чувства гордости и ответственности за службу в гвардейских воинских частях и соединениях, в воинских частях и соединениях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами, памятными знаменами, грамотами и знаками воинской доблести;
- внедрением соревнования, наставничества, обязательной совместной отработки нормативов, применением методов морально-психологической закалки, повышением классной квалификации, внедрением передового опыта и чествованием лучших специалистов.