Развитие профориентации в России, СССР и РФ

Для проверки нашего критерия — свободы выбора — можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обще­стве реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита профориентация. Попробуем выделить основные вехи в истории нашей страны начиная с конца XIX в., а также основные вехи развития профориентации.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распростра­нено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необ­думанный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. В дореволюционной России издавались журналы, где была инфор­мация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий аль­манах», «Адрес-календарь» и др.). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профес­сор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе фа­культета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыб­никова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии. .

В дореволюционной России вызревали демократические сво­боды (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен), создавалась социально-экономиче­ская база для развития страны, но известно также, что в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись силь­нейшие проблемы. Например, более чем у 40 % призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено около 3 млн человек, не согласных со столыпинскими реформами (появились даже тер­мины «столыпинский галстук» — веревка на шее, «столыпинские тройки», казнившие без суда и следствия и др.). Примечательно и то, что за 1905—1906 гг. крестьяне сожгли 2 тыс. усадеб помещиков из 30 тыс. К сентябрю 1917 г. иностранный капитал контролировал 90—95 % богатств империи. Даже по официальным данным, в тог­дашней России не менее 43 % детей не доживали до пятилетнего возраста. Каждый год в России от голода, болезней, эпидемий, отравлений умирало не менее 4,4 млн детей. За период с 1891 до 1913 гг. от голода, болезней и эпидемий умерло не менее 7 млн че­ловек в «больших городах» и по 0,5—0,7 млн ежегодно в «малых городах» по всей империи [1, с. 68—72].

Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профори­ентации в России еще не было, но социально-экономические, психо­лого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марк­систской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В. И.Ленина) была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про­фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других учреждениях. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рас­смотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору про­фессии. Активно занималась вопросами профориентации молоде­жи Н. К. Крупская.

В мае 1924 г. появилась первая лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А. Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Ин­ститута мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В. М. Бехтерева Наркомтруд организует при этом институте пер­вое в СССР Бюро профконсультации. За 1927—1928 гг. обследова­но 2700 подростков, а за последующие 5 лет — 7 млн 600 тыс. чело­век.

В 1928 г. организуются Бюро по профконсультации в Свердлов­ске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 г. — в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 гг. открыто 47 бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профо­риентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Цент­ральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентции. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Как видим, в период нэпа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно если сравнивать молодую Советскую Россию со многими другими тогдашними «ци­вилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пус­кали в «приличные» места и т.д.).

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-проса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки нача­лось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уяз­вимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы

выбора). В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее про­исходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского то­талитаризма профориентацию, реально связанную с проблемати­кой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориен­тации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руко­водитель А. Н. Волковский), открыта лаборатория профориента­ции в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обу­чения и профориентации при Академии педагогических наук СССР — НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голом-шток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т. е. в пе­риод возрождения некоторых демократических свобод в стране— явное возрождение профориентации.К сожалению, из-за долгого перерыва в развитии профориентации профориентационные раз­работки оставались еще на довольно простом (и даже примитив­ном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середи­ны 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разрабо­ток еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «... на завод!», «...на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте ока­зывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге в этот период профориен­тация стала деградировать.

Правда, уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существен­ных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984г. вышло постановление ЦК КПСС «Основные направле­ния реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и проф­ориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

• создано более 60 региональных центров профессиональной
ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунк­
тов профконсультации — ПКП (в Госкомтруде СССР все это ку-
РИровал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения оте­
чественной профориентации, а фактически и для становления
Школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то
забывают...);

• на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон-
сУльтантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических пси-
хЗДогов в массовом порядке еще не готовили);





• в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профес­
сии» (заметим, что это также был один из первых психологиче­
ских курсов в школе!);

• наметился переход к более качественной работе (хотя опыта
было мало, но он быстро приобретался);

• в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служ­
ба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего со­
вершенствования.

Наши рекомендации