Расчлененные и нерасчлененные номинативные предложения.
Выражение основных грамматических значений (бытийности, расширенного настоящего времени, модальности) в нерасчлененных номинативных предложениях осуществляется единообразно и не зависит ни от лексического значения имени существительного (главного члена), ни от принадлежности его к той или иной лексико-грамматической категории.
Номинативное предложение может иметь добавочное грамматическое значение. При этом особенно важно учесть те значения, которые проявляются регулярно и выражаются в материальных (формальных) показателях:
1) дополнительное значение выражается помощью особой интонации — «вижу, слышу, воспринимаю что-то»); общее значение бытийности конкретизируется, представляется ограниченным (Утро!)
2) дополнительное значение выражается частицей вот, вон; общее бытийное значение уточняется, конкретизируется, представляется как наглядное для говорящего и собеседника (Вот дом; Вон дорога);
3) дополнительное значение завершенности восприятия выражается с помощью частицы вот и. Частица вот и указывает, что бытийность как бы отсчитывается с момента восприятия ее говорящим (Вот и солнце);
4) эмоциональная оценка восприятия бытия выражается с помощью специальных частиц (какой, вот, вот так, ну и, что за, вот это и т. п.) и восклицательной интонации.
Выражение дополнительных оттенков частично видоизменяет синтаксическое значение настоящего времени. Расширенное настоящее характерно для основного варианта. Выражение дополнительных значений, связанных с конкретизацией, ограничением бытийного значения, вносит в общее синтаксическое значение настоящего времени оттенок непосредственной отнесенности к моменту речи.
Таким образом, бытийность и время как важнейшие грамматические значения номинативного предложения получают несколько различное выражение в разных структурных вариантах, но основное содержание их общее для всех разновидностей номинативного предложения.
В расчлененных значение детерминирующих второстепенных членов определенным образом взаимодействует с грамматическими значениями главного члена — бытийным и временным. Они имеют значение пространственное, временное и значение принадлежности, отношения к лицу.
1. Детерминирующий второстепенный член с пространственным значением выражается наречиями или предложно-падежньши формами существительных; например: Вокруг тайга
2. Детерминирующий второстепенный член с временным значением выражается наречиями и пред-ложно-падежными формами существительных; например: Сейчас зима. например: Послезавтра — наступление (Фур.); Через два дня отъезд (Сер.); Скоро рассвет (Ч.).
3. Детерминант со значением принадлежности или от ношения к лицу выражается формой родительного падежа одушевленных (личных) существительных с предлогом у или соответствующими формами личных местоимений; например: — У тебя истерика, Николай Иванович (А. Н. Т.).
Детерминант не вносит существенных изменений в общие значения бытийности и настоящего времени.
Предложения с детерминантом принадлежности представлены двумя моделями: при употреблении в позиции главного члена существительных конкретных модель имеет значение собственно принадлежности (У меня дети; У отца дом и т. п.); в сочетании же с главным членом — существительным абстрактным — модель имеет значение состояния субъекта (У меня радость; У ребенка жар; У студентов практика и т. п.). Вторая модель может иметь синтаксические синонимы — предложения двусоставные или безличные (ср.: Я радуюсь, рад; Мне радостно)
Генетивные предложения.
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация — экспрессивно-эмоциональную оценку: «Добра-то, добра!» — сказал Яков (Ч.). Учитывая количественное значение генитивных предложений, А. А. Шахматов склонен был видеть в них «пропуск названия количества». Можно предполагать, что эти конструкции сложились под влиянием количественно-именных типа Много добра; Сколько добра!, однако в сов ременном языке они представляют собой самостоятельную продуктивную модель, по которой могут быть построены конкретные предложения с неограниченным лексическим наполнением. Может быть использовано любое существительное, соотносимое с понятием количества или меры. Для подчеркивания значения избытка, большого количества или меры могут служить частица -то, а также повтор: Смеху-то, смеху/ (Ч.); ср.: Что смеху-то/ (Остр.) Генитивные предложения бывают распространенными: Книг разных/ (разг.); Ума, ума у вас, дядюшка! (Остр.)
Отнесение данных предложений к безличным (см. академическую «Грамматику русского языка») неубедительно. В них не выражается независимый признак и нет формы безличности.
Выделяют генетивные предложения:
· Утвердительные. Генитивные утвердительные предложения выражают бытие предмета (предметов) в большом количестве или объеме, в избытке (Деревьев!; Домов!; Снегу! и т. д.)- Форма родительного падежа, употребленная независимо, в качестве главного члена предложения, выражает грамматические значения бытийности, расширенного настоящего времени и реальной модальности. Эти значения характеризуют данные предложения как именные односоставные, соотносительные с номинативными.
Таким образом, восклицательная интонация — это средство, с помощью которого главный член выражает количественное значение, и в то же время как структурный элемент предложения она служит для выражения бытийности.
Употребляются утвердительные геннтивные предложения преимущественно в обиходно-разговорной речи. Такая стилистическая ограниченность обусловлена их конкретностью, эмоциональностью и отчетливо выраженной непосредственной адресованностью к собеседнику.
· отрицательные предложения
Структурной основой генитивных отрицательных предложений является главный член, состоящий как минимум из двух, компонентов — существительного в родительном падеже и препозитивной частицы ни. Форма родительного падежа существительного, не будучи грамматически подчинена никакому слову в предложении, занимает независимую позицию и не выражает объектного значения (Ни звука); главный член имеет значение бытийности; частица ни — показатель отрицания. Вследствие этого в генитивных отрицательных предложениях отрицается бытие предмета в настоящем времени.