Оформление контрольной работы. Все академические тексты печатаются согласно соответствующему стандарту через два (полтора) интервала

Общие требования

Все академические тексты печатаются согласно соответствующему стандарту через два (полтора) интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания.

Текст обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного академического учреждения.

В контрольной работе или реферате по дисциплине «Русский язык и культура речи» необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, верхнее – 15 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Объем контрольной работы может быть от 10 до 13 страниц, включая титульный лист, оглавление и библиографический список. В зависимости от объема работы можно использовать междустрочный интервал 1 или 2. Шрифт – 12. Нумерация страниц – сверху и справа.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так, чтобы была видна логика решения проблемы. Необходимо исключить грубые грамматические ошибки.

Очень сильно влияют на впечатление от работы качество бумаги и печати.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать:

· название министерства, к которому принадлежит данное академическое учреждение,

· название головного учебного учреждения,

· название данного академического учреждения,

· название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель,

· название формы работы (контрольная работа, реферат),

· название дисциплины, по которой написана работа,

· название темы работы,

· кто выполнил работу:

– Ф.И.О. студента (полностью)

– название факультета, на котором учится студент,

– форма обучения, курс, группа, специальность,

– фамилия, имя, отчество и академическое звание преподавателя,

– город и год.

Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

Титульный лист и оглавление не нумеруются.

Оглавление

После титульного листа следует оглавление. Необходимо учитывать разницу между понятиями «оглавление» и «содержание» в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами. Обычно понятие «оглавление» используется в моноизданиях – учебнике, учебном пособии (дипломном, курсовом проекте, реферате, контрольной работе), а «содержание» – в сборнике.

Практически всегда академический текст должен состоять из Введения, основной части и Заключения.

Основная часть, как правило, разбивается на две или на три главы. Каждая из этих глав, в свою очередь, должна быть разбита на два или три подраздела. Более подробное деление не рекомендуется. В контрольных работах основная часть может иметь только одну главу, и в оглавлении указываются только подразделы этой главы.

Пример оглавления представлен в Приложении 2.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого его печатают не через два, как весь текст, а через полтора интервала.

Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы (темой работы).

Введение

Особенно тщательным образом регламентирована форма Введения к работе. Практически всегда требуется отражение в нем следующих пунктов:

· Определение темы работы.

· Обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики.

· Определение границ исследования (предмет, объект, хронологические и/или географические рамки).

· Определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

Основная часть

За Введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения. Как правило, работа делится на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовый или эмпирический материал. Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

В конце каждого раздела основной части обычно требуют составить краткие выводы из предшествующего изложения, однако на самом деле это требование не так уж строго. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.

Заключение

В Заключении суммируются все те выводы и научные достижения, которые состоялись в вашей работе. В реферате (контрольной работе) делается общий и самый важный вывод по всему реферату.

Библиографический список

При оформлении библиографического списка используют следующие заголовки: «библиографический список» или «список литературы».

Библиографический список должен быть оформлен в соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003, который введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

Библиографический список должен содержать не менее 4 – 5 источников и расположен в алфавитном порядке по фамилии первого автора или названия произведения.

Образец правильного оформления списка литературы приведен в Приложении 3.

2.1. Темы контрольных работ и их примерное содержание

Тема 1 Искусство публичного выступления
Тема 2 Особенности проведения деловых переговоров
Тема 3 Факторы успеха в проведении делового совещания
Тема 4 Особенности проведения деловых бесед
Тема 5 Особенности проведения спора и полемики
Тема 6 Основные виды аргументов
Тема 7 Особенности речевого этикета при телефонном разговоре
Тема 8 Этикет при выступлении на собраниях
Тема 9 Что нужно знать о деловых партнерах: американцы, англичане, канадцы
Тема 10 Что нужно знать о деловых партнерах: немцы, французы, шведы, японцы
Тема 11 Качества необходимые лидеру
Тема 12 Как организовать деловой прием
Тема 13 Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека
Тема 14 Уровни общения
Тема 15 Функции общения: информационная, перцептивная (восприятия и познания людьми друг друга), взаимовлияния
Тема 16 Основные закономерности процесса общения. Факторы, влияющие на эффективность общения
Тема 17 Активное слушание и его связь с характеристиками внимания и памяти
Тема 18 Барьеры общения: застенчивость, комплексы неполноценности, заниженная самооценка
Тема 19 Профессиональное общение (общение и профессия)
Тема 20 Прямые и косвенные (манипулятивные) приемы воздействия на собеседника
Тема 21 Социальные роли и ценностные ориентации в группе
Тема 22 Получение информации высокого качества (точности)
Тема 23 Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия
Тема 24 Вербальная и невербальная коммуникация. Их роль и функции
Тема 25 Невербальные способы общения (жесты, мимика, позы)
Тема 26 Общее представление о языке телодвижений. Правила интерпретации «языка телодвижений»
Тема 27 Система критериев и признаков эффективной групповой деятельности
Тема 28 Психологические механизмы восприятия людьми друг друга
Тема 29 Межличностное пространство. Визуальный контакт. Пространственная и временная организация общения
Тема 30 Понятие эмоционального стресса в общении. Способы снятия стресса
Тема 31 Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы
Тема 32 Понятие о структуре и типах личности.
Тема 33 Понятие структуры личности и их виды
Тема 34 Потребности и мотивы личности
Тема 35 Психологические особенности идентификации, рефлексии, стереотипов
Тема 36 Структура личности по Э. Берну. Понятие жизненного пути личности и сценария
Тема 37 Транзактный анализ Э. Берна как синтез психоаналитического и гуманистического подходов
Тема 38 Власть и влияние в общении
Тема 39 Экономическая психология. Цели, задачи и предмет исследования. Психологические основы рынка и потребления
Тема 40 Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности
Тема 41 Документирование управленческой деятельности
Тема 42 Общие правила оформления документов
Тема 43 Конфликтное общение. Виды конфликтов. Межличностные внутригрупповые конфликты
Тема 44 Способы профилактики и разрешения конфликтов
Тема 45 Межличностные отношения в малых группах
Тема 46 Мотивы как регуляторы поведения и деятельности личности
Тема 47 Понятие психологического климата в группе
Тема 48 Понятия малой группы и коллектива. Психологическая характеристика развитого коллектива
Тема 49 Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма.
Тема 50 Модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты
Тема 1. Искусство публичного выступления

Рекомендации

Дайте определение понятия «публичная речь». Отразите, что является ключевой проблемой ораторского выступления. Назовите самые важные моменты для публичного выступления. Опишите приемы завоевания внимания аудитории. Опишите приемы начала и концовок выступления. Дайте описание четырех общепринятых вариантов подготовки речи и ее произнесения.

Для ораторской речи важно: выделить тему выступление, его цель, что является основным тезисом и главной мыслью выступления. Как подготовить информационное обеспечение: факты, статистические данные.

Опишите приемы, которые будут способствовать пониманию речи выступающего (использование простых предложений, отсутствие конструкций страдательного залога, наличие конструкций, которые по своей структуре близки к конструкциям разговорной речи).

Для данной темы необходимо отметить особенности оратора, особенности речи оратора и особенности аудитории слушателей. Для оратора важно: опишите, каким должен быть внешний вид оратора; каким образом подготовить тело и голос к выступлению? Расскажите о коммуникативном состоянии говорящего человека, что необходимо сделать, чтобы это состояние способствовало взаимодействию с аудиторией слушателей.

Чем могут различаться одна аудитория слушателей от другой? Какими приемами должен владеть оратор для поддержания контактов с аудиторией?

Обратите внимание на приемы, которые придают выступлению естественность: на умение правильно делать паузы, умение изменять тон голоса и темп речи.

Укажите, что для информационного обеспечения выступления необходимо продумать иллюстративный материал: цифры, цитаты, схемы и т. д.

Дайте определение понятия «выразительные средства». Отметьте, что относится к выразительным средствам публичной речи (гипербола, синекдоха, сравнение, метафора, эпитет и т. д.).

Библиографический список: 7, 8, 10, 12, 13, 18, 24, 27, 28, 32, 61, 63, 65

Тема 2. Особенности проведения деловых переговоров

Рекомендации

Дайте характеристику переговорам. Отразите стратегию и тактику переговоров. Опишите критерии, которым должна отвечать любая стратегия переговоров. Опишите этапы деловых переговоров и подходы (методы) ведения переговоров. Проанализируйте разумную тактику и здравый смысл, как моральный кодекс переговоров. Как правильно выбрать время и место переговоров? Опишите типологию переговоров (по сфере деятельности, по цели, по характеру взаимоотношений между сторонами). Укажите проблемное поле переговоров. Акцентируйте внимание на технике взаимодействия: речевом общении и манере поведения в процессе переговоров. Опишите техники аргументации в переговорах и технику постановки вопросов, как один из способов аргументации. Укажите виды вопросов: встречные вопросы, ознакомительные, вопросы для ориентации, информационные, направляющие, альтернативные, провокационные, контрольные вопросы, вопросы, открывающие переговоры. Каковы способы оценки соглашений, достигнутых в процессе переговоров.

Библиографический список: 2, 14, 20, 30, 62, 63, 65.

Тема 3. Факторы успеха в проведении делового совещания

Рекомендации

Дайте определение понятия «деловое совещание». Отразите особенности ведения делового совещания. Опишите стили ведения совещания и их цели. Назовите виды деловых совещаний. Что является целью инструктивных совещания, оперативных совещаний, проблемных совещаний? Опишите типы людей – участников совещания («Спорщик», «Всезнайка», «Позитивист» и т.д.).

Библиографический список: 1, 3, 5, 6, 7, 10, 18, 23, 28, 29, 30, 61, 62

Тема 4. Особенности проведения деловых бесед

Рекомендации

Дайте определение понятий «деловое общение», «деловая беседа». Опишите основные характеристики делового общения. Опишите цели и задачи деловой беседы. Классификация деловых бесед. Отразите структурную организацию беседы. Какова роль вопросов в деловой беседе? Опишите виды вопросов: встречные вопросы, ознакомительные, вопросы для ориентации, информационные, направляющие, альтернативные, провокационные, контрольные вопросы, вопросы, открывающие переговоры и т. д. Покажите особенности «тотальной информации» (тон, интонация, настроение, выражение лица, окружающая обстановка, контекст, мимика, жесты, тембр голоса и его громкость) в процессе проведения беседы.

Библиографический список:1, 3, 5, 6, 7, 10, 18, 23, 28, 29, 30, 61, 62

Тема 5. Особенности проведения спора и полемики

Рекомендации

Дайте определение понятий «спор», «полемика» и «дискуссия», как формы коммуникации. Опишите основные признаки спора: доказательность и убедительность. Дайте определение способов аргументации в форме спора, дискуссии, полемики. Укажите, в чем их различия. Опишите стратегию и тактику спора. Отразите логические аспекты спора. Опишите различные виды вопросов. Покажите логические уловки в споре.

Библиографический список: 1, 3, 5, 6, 7, 10, 18, 23, 28, 29, 30, 42, 61, 62

Тема 6. Основные виды аргументов

Рекомендации

Дайте определение понятий «аргумент», «аргументация», «тезис», «демонстрация», «доказательство». Каково их соотношение? Назовите 12 риторических приемов аргументации и 12 спекулятивных приемов аргументации. Каковы контраргументы при применении собеседниками спекулятивных приемов аргументации?

Библиографический список: 1, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 18, 20, 23, 27, 28, 29, 30

Тема 7. Особенности речевого этикета при телефонном разговоре

Рекомендации

Отразите особенности телефонной коммуникации. Что включает в себя телефонный этикет? Назовите деловые формы взаимодействия по телефону. Каковы основные элементы композиции разговора по телефону? Каковы основные требования, предъявляемые к разговору по телефону? Покажите парадокс телефона. Опишите рекомендации по рациональному пользованию телефоном. Объясните специфику телефонного разговора без откладывания, метод телефонных блоков. Обратите внимание на подготовку к телефонным переговорам.

Библиографический список: 1, 3, 8, 10, 12, 13, 17, 28, 29, 30, 61

Тема 8. Этикет при выступлении на собраниях

Рекомендации

Дайте определение понятий «этикет», «выступление». Назовите виды речевого воздействия. Отметьте особенности этики ораторского выступления. Опишите речь и стиль изложения при выступлении на собрании. Покажите, что этикет собрания – это, в основном, правила поведения председательствующего и участников.

Библиографический список: 1, 3, 5, 6, 7, 10, 18, 23, 28, 29, 30, 61, 62

Тема 9. Что нужно знать о деловых партнерах: американцы, англичане, канадцы

Рекомендации

Какие черты присущи американцам, англичанам, канадцам. Каковы особенности проведения переговоров с представителями данных национальностей? Каково их отношение к назначенному времени переговоров, к представительским подаркам, к одежде. Каковы национальные особенности и специфика, которые необходимо учитывать при деловых контактах с американцами, англичанами, канадцами?

Библиографический список: 1, 5, 14, 17, 20, 28, 29, 30

Тема 10. Что нужно знать о деловых партнерах: немцы, французы, шведы, японцы

Рекомендации

Какие черты присущи немцам, французам, шведам, японцам? Каковы особенности проведения переговоров с представителями данных национальностей? Каково их отношение к назначенному времени переговоров, к представительским подаркам, к одежде. Каковы национальные особенности и специфика, которые необходимо учитывать при деловых контактах с немцами, французами, шведами, японцами?

Библиографический список: 1, 5, 14, 17, 20, 28, 29, 30

Тема 11. Качества, необходимые лидеру

Рекомендации

Дайте определение понятия «лидер». Опишите классы лидеров, например: руководитель-вдохновитель, энтузиаст-исполнитель, универсальный лидер, ситуативный лидер, чувственно-эмотивный лидер, рационально-деловой, профессионально-компетентный, научно-авторитетный и др. Какие деловые и личные качества необходимы лидеру для эффективной деятельности. Объясните значение знания законов мышления и суггестии для лидера. Искусство публичного выступления для лидера.

Библиографический список: 1, 20, 22, 23, 26, 45, 59, 63, 64, 65

Тема 12. Как организовать деловой прием

Рекомендации

Какие формы делового приема существуют. Покажите разницу в проведении официального и неофициального приемов. Какие формы приема считаются наиболее распространенными. Как организовать деловой прием. Назовите несколько наиболее значимых отличий приемов с рассадкой за столом и без рассадки. Что в себя включает сервировка стола. Объясните, каким образом необходимо разместить на столе салфетки, столовые приборы. Что такое официальная сервировка стола. Размещение гостей на официальном обеде. Какова должны быть еда на различных формах приема (особенности гастрономического этикета). Опишите этикет застольной беседы. Объясните, каково должно быть поведение за столом.

Библиографический список: 1, 2, 17, 29, 30, 62

Тема 13. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека

Рекомендации

Дайте определение понятия «онтогенез». Какова роль общения на начальном этапе развития ребенка? Опишите факты речевого развития, их теоретическое понимание: ранний речевой онтогенез (от рождения до года); речевое развитие от года до школьного возраста. Отразите основные психологические аспекты функционирования речи (Л. С. Выготский, П. Я Гальперин, П. П. Блонский, Б. Г. Ананьев, А. А. Леонтьев). Объясните, каким образом речь позволяет оценить коммуникативную сферу личности.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 14. Уровни общения

Рекомендации

Дайте определение понятий «общение», «уровень общения». Покажите особенности позиции партнеров в контакте и фазы контакта. Объясните особенности ролей в процессе общения (внутригрупповые, межличностные, индивидуальные роли). Опишите уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциальный, игровой, деловой, духовный. Покажите цели, задачи и особенности каждого уровня общения. Покажите, что делает общение формальным.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 15. Функции общения: информационная, перцептивная, взаимовлияния

Рекомендации

Дайте определение понятий «общение», «деловое общение». Опишите функции общения. Дайте определение понятия «речевая коммуникация». Определите каналы передачи информации. Что относится к психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации. Покажите организацию и развитие речевой коммуникации. Опишите правила, стратегии и тактики речевой коммуникации. Раскройте особенности невербальной коммуникации. Дайте определение понятий «социальная перцепция». Опишите особенности первого впечатления и точности интерпретации. Укажите типичные ошибки первого впечатления и, какова роль установки восприятия? Отчего зависит точность первого впечатления? Дайте определение понятия «межличностная аттракция». Опишите внешние факторы аттракции (степень выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость) и внутренние (физическая привлекательность партнера по общению, демонстрируемый стиль общения, фактор сходства между партнерами по общению, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения).

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 16. Основные закономерности процесса общения. Факторы, влияющие на эффективность общения

Рекомендации

Дайте определение понятия «общение». Рассмотрите общение как: 1) сущностную характеристику и условия бытия человека (общение как способ проявления человеческой сущности, как фактор становления человека, как условие существования и органическая потребность человека); 2) общение – фактор жизнедеятельности общности (общение как условие существования общности, как источник взаимной информации индивида); 3) влияние общения на поведение людей (общение и особенности человеческого поведения, ситуативность в общении и поведении людей, противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения). Покажите взаимосвязь общения и личности, общения и деятельности, общения и общности, общения и социального отношения. Опишите критерии (легкость, спонтанность, свобода, контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность и удовлетворенность) и уровни успешности общения (уровень мастерства и свободы в общении – мастерство и свобода, лидерский уровень, радикально-партнерский, рационально-консервативный, авторитарно-агрессивный, и уровень невротического одиночества и застенчивости).

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 17. Активное слушание и его связь с характеристиками внимания и памяти

Рекомендации

Дайте определение понятий «деловое общение», «активное слушание». Покажите, что такое умение слушать и, что оно может дать человеку? Опишите три уровня слушания: слушания сопереживания; слышим, но не слушаем; слушание с временным отключением. Опишите факторы, влияющие на развитие человека-слушателя. Покажите взаимосвязь формирования «установок ОК» и способности к слушанию. Раскройте роль фильтров в процессе слушания: ценности, интересы, убеждения, предположения, установки, предрассудки, ожидания, прошлый опыт, воспоминания, образы прошлого и будущего, окружение, сильные чувства. Покажите взаимосвязь активного слушания с характеристиками внимания и слушания. Покажите роль обратной связи в межличностном общении. Опишите типы слушателей («оценщик», «толкователь», «сердобольный», «диагност») и типы слушателей, которые не слушают («фельдфебель», «заяц»). Опишите стили слушания.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 18. Барьеры общения: застенчивость, комплексы неполноценности, заниженная самооценка

Рекомендации

Дайте определение понятий «общение» и «барьеры общения». Покажите трудности. С которыми людям приходится сталкиваться при решении профессиональных трудовых задач в процессе совместной деятельности: острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработки общей позиции. Дайте определение понятий «застенчивость», «комплексы неполноценности», «заниженная самооценка». Покажите проблему застенчивости глазами исследований и психологическое содержание этого феномена. Опишите типы застенчивости. Раскройте тему комплексов неполноценности, которые влияют на общение. Покажите, какова взаимосвязь самооценки человека и общения.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 19. Профессиональное общение (общение и профессия)

Рекомендации

Дайте определение понятия «профессиональное общение». Рассмотрите общение как: 1) сущностную характеристику и условия бытия человека (общение как способ проявления человеческой сущности, как фактор становления человека, как условие существования и органическая потребность человека); 2) общение – фактор жизнедеятельности общности (общение как условие существования общности, как источник взаимной информации индивида); 3) влияние общения на поведение людей (общение и особенности человеческого поведения, ситуативность в общении и поведении людей, противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения). Рассмотрите роль общения в профессиональной деятельности людей.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 20. Прямые и косвенные (манипулятивные) приемы воздействия на собеседника

Рекомендации

Дайте определение понятий «приемы воздействие» и «манипуляция». Опишите особенности прямых приемов воздействия на собеседника (на примере аподистического спора – стремление найти истину и эристического спора – стремление убедить в чем либо). Покажите роль манипуляций в нашей жизни. Опишите характеристики уловок манипуляции в общении: 1) организационно-процедурные уловки («формирование первичной установки», «предоставление материалов лишь на кануне», «недопущение повторного обсуждения» и т. д.); 2) психологические уловки («раздражение оппонента», «использование непонятных слов и терминов», «перевод спора в сферу домыслов» и т. д.); 3) логические уловки («неопределенность тезиса», «неполное опровержение», «неправомерные аналогии»). Раскройте механизмы нейтрализации манипуляций в общении. Раскройте механизмы через описание: общих правил нейтрализации уловок манипуляции; поиск логических ошибок; через логические доказательства и их основные правила; через рекомендации по технике документации; через приемы стимулирующего общения.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 42, 43, 45

Тема 21. Социальные роли и ценностные ориентации в группе

Рекомендации

Дайте определение понятий «роль», «социальные роли», «ценностные ориентации». Опишите понимание социальной роли в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Шибутани, Р. Липтона, И. С. Кона, В. А. Ядова. Опишите структуру социальной роли. Каково соотношение личности и роли. Опишите ценностные ориентации в группе.

Библиографический список: 12, 13, 22, 31, 35, 43, 45, 48

Тема 22. Получение информации высокого уровня точности

Рекомендации:

Дайте определение понятия «информация». Покажите классификацию информации (по содержанию, по назначению, по возможности закрепления и хранения, по степени готовности для использования, по степени важности, по полноте, по степени надежности и т. д.). Отразите особенности приема и передачи информации. Покажите пути получения точной информации.

Библиографический список:12, 13, 14, 28, 29, 66

Тема 23. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия

Рекомендации

Дайте определение понятий «общение» и «взаимопонимание». Покажите особенности взаимопонимания людьми друг друга. Раскройте уровни взаимопонимания. Опишите особенности восприятия и взаимопонимания в условиях дефицита времени. Дайте определения понятий «эмпатия», «идентификация», «рефлексия». Покажите функции и механизмы эмпатия, идентификация и рефлексия в общении.

Библиографический список:12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 24. Вербальная и невербальная коммуникация. Их роль и функции

Рекомендации

Дайте определение понятий «вербальная и невербальная коммуникация». Какова их роль и функции? Объясните, как невербальная информация проявляется в кинесике (жесты, мимика, пантомимика), такесике (прикосновения), просодике (голосовые возможности: тембр, громкость, высота голоса) и проксемике (межличностное пространство). Расскажите о языке телодвижений. Опишите основные коммуникационные жесты и их происхождение.

Библиографический список:12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 25. Невербальные способы общения (жесты, мимика, позы)

Рекомендации

Дайте определение понятий «невербальные способы общения», «язык жестов». Опишите виды жестов и их значение (жесты защиты и нападения). Объясните, как невербальная информация проявляется в кинесике (жесты, мимика, пантомимика), такесике (прикосновения), просодике (голосовые возможности: тембр, громкость, высота голоса) и проксемике (межличностное пространство). Опишите девять видов невербальной информации и особенности их восприятия:

1) эмоциональная,

2) эстетическая,

3) индивидуально-личностная,

4) биофизическая,

5) социально-групповая,

6) психологическая,

7) пространственная,

8) медицинская,

9) информация о физических помехах, которые сопровождают процесс речевого общения. Покажите, что эти виды невербальной информации могут быть переданы средствами кинесики с учетом специфики зрительного информационного канала.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 26. Общее представление о языке телодвижений. Правила интерпретации «языка телодвижений»

Рекомендации

Опишите язык тела и имидж человека. Объясните эффект первого впечатления от гордой осанки, выражения лица, одежды как знаковая система. Покажите взаимосвязь осанки, походки и манеры сидеть с личностными особенностями и состоянием ума. Раскройте анатомические характеристики лица. Опишите следующие информационные особенности: знаков лица, рта, глаз, носа, уха. Укажите конституциональную типологию человека. Отразите правила интерпретации языка телодвижений.

Библиографический список:12, 13, 31, 35, 43, 45, 63

Тема 27. Система критериев и признаков эффективной групповой деятельности

Рекомендации

Дайте определение понятия «эффективная групповая деятельность». Опишите классификацию групп в организации. Покажите мотивы вступления индивида в группу. Раскройте стадии развития группы. Покажите особенности групповых процессов (групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость, статус группы, групповые нормы и санкции). Опишите систему критериев и признаков эффективной групповой деятельности.

Библиографический список:12, 13, 22, 31, 35, 43, 45

Тема 28. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

Рекомендации

Дайте определение понятия «перцепция». Рассмотрите различные способы, с помощью которых мы приходим к пониманию других людей, а также механизмы влияния этих способов на наше поведение. Опишите имплицитную теорию личности. Покажите, что имплицитные теории личности используются для формирования суждений о людях, при которых происходит группирование нескольких характеристик. Опишите эффект ореола. Дайте объяснение формированию стереотипов: гендерные, расовые. Опишите межличностную аттракцию через описание различных факторов: знакомство, сходство установок, физическая привлекательность и взаимное влечение. Рассмотрите влияние установок и предубеждений человека на межличностные взаимодействия.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 29. Межличностное пространство. Визуальный контакт. Пространственная и временная организация общения

Рекомендации

Дайте определение понятий «невербальное общение», «проксемика». Покажите значение для общения четырех зон межличностного пространства. Укажите факторы, влияющие на персональное пространство. Опишите значимость для общения визуального контакта, а также опишите связь зрительного контакта и эмоций. Покажите функции визуального контакта: управление разговором, обеспечение обратной связи, выражение эмоций.

Библиографический список:12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 30. Понятие эмоционального стресса в общении. Способы снятия стресса

Рекомендации

Дайте определение понятий «стресс». Каковы механизмы стресса. Назовите виды стрессоров. Дайте определение понятия «совладание с жизненными трудностями». Каковы ресурсы и стратегии совладания с жизненными трудностями. Опишите приемы и способы противостояния стрессу: обсуждение проблемы, физические упражнения, музыкотерапия, релаксация и т. д. Опишите методы профилактики стресса: противострессовая «переделка» дня, аутоанализ личного стресса и т. д.

Библиографический список:21, 22, 40, 43, 45, 51, 52, 57

Тема 31. Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы

Рекомендации

В чем суть аналитической психологии К. Юнга. Опишите понятия, введенные Юнгом: архетипы, архетипы коллективного бессознательного, самость. Опишите понятия «сознание» и «бессознательное» в интерпретации К. Юнга. Какие психологические типы он выделяет.

Библиографический список:26, 45, 46, 49, 57, 58, 64

Тема 32. Понятие о структуре и типах личности

Рекомендации

Дайте определение понятий «структура» и «тип личности». Дайте определение понятия «структура личности». Объясните социальную значимость понятий «личность» и «индивид». Опишите личность как субъект и объект общественных отношений. Рассмотрите структуру личности по С. Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, К. Юнгу, Э. Фромму, У. Шелдона.

Библиографический список:26, 45, 46, 49, 57, 58, 64

Тема 33. Понятие структуры личности и их виды

Рекомендации

Дайте определение понятия «структура личности». Объясните социальную значимость понятий «личность» и «индивид». Опишите личность как субъект и объект общественных отношений. Рассмотрите структуру личности по С. Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, З. Фрейду, Р. Кеттелла. Покажите достоинства и недостатки данных подходов к личности.

Библиографический список:26, 45, 46, 48, 49, 57, 58, 64

Тема 34. Потребности и мотивы личности

Рекомендации

Дайте определение понятий «потребности», «мотивы». Какова общая природа потребностей. Опишите виды потребностей. Какие потребности можно назвать базовыми. Каким условиям они должны удовлетворять. Опишите формы мотивов.

Библиографический список:9, 22, 25, 37, 38, 39, 40, 45, 49, 55

Тема 35. Психологические особенности идентификации, рефлексии, стереотипов

Рекомендации

Дайте определение понятий «идентификация», «рефлексия», «стереотипы». Покажите влияние таких феноменов как идентификация, рефлексия, стереотипы на общение и взаимопонимание. Опишите разновидности идентификации (подражание, мода). Укажите ограниченность идентификации. Раскройте стереотип восприятия как продукт идентификации жизненного опыта и впечатлений, как барьер на пути понимания. Укажите особенности рефлексии.

Библиографический список: 12, 13, 31, 35, 43, 45

Тема 36. Структура личности по Э. Берну. Понятие жизненного пути личности и сценария

Рекомендации

Дайте определение понятий «структура личности», «жизненный путь». Покажите три аспекта личности, которые выражаются в особых состояниях. Опишите три элементарных положения в структурном анализе поведения, мыслей и чувств. Опишите анализ игр и сценариев.

Библиографический список:26, 45, 46, 49, 57, 58, 64

Тема 37. Транзактный анализ Э. Берна, как синтез психоаналитического и гуманистического подходов

Рекомендации

Дайте определение понятия «транзактный анализ». Покажите три аспекта личности, которые выражаются в особых состояниях. Опишите три элементарных положения в структурном анализе поведения, мыслей и чувств. Опишите анализ игр и сценариев.

Библиографический список:26, 45, 46, 49, 57, 58, 64

Тема 38. Власть и влияние в обществе

Рекомендации

Дайте определение понятий «власть», «личное влияние». Какова роль личного влияния в процессе взаимодействия? Покажите основу составляющей феномена личного влияния по Г. Мюнстербергу. Покажите взаимосвязь личного влияния и власти. Опишите лидерство и его разновидности. Покажите уровни влияния (личностный и личный). Опишите комплекс коммуникативных личностных свойств, которые являются основой способности личного влияния. Раскройте типы личного влияния. Покажите основные стратегии воздействия на человека (императивные, манипулятивные и развивающие). Отразите тактики влияния в работе менеджера. Опишите тактики влияния и свойства групп. Покажите самопрезентацию как средство воздействия. Опишите тактические приемы в использовании власти (запугивание, лесть, подчеркивание общности, подчеркивание своих должностных полномочий и т. д.)

Библиографический список:22, 26, 31, 45, 46, 49, 57, 58, 64

Тема 39. Экономическая психология. Цель, задачи и предмет исследования. Психологические основы рынка и потребления

Рекомендации

Дайте определение понятия «экономическая психология». Покажите, что предметом экономической психологии является, прежде всего, экономическое сознание. Опишите взаимосвязь экономической психологии с общей, социальной, возрастной, экспериментальной, юридической психологией, а также с психологией менеджмента, маркетинга и рекламы. Объясните разницу понятий «экономическая психология» и «психологическая экономика». Покажите три этапа становления экономической психологии. При описании психологических основ рынка и потребления остановитесь на таких вопросах, как: психологические вопросы распределения и потребления; психология предложения; психология моды; психология рекламы; потребности человека и психологическое влияние среды; поведение потребителя на рынке (психология спроса и потребления).

Библиографический список:9, 16, 22, 25, 37, 38, 39, 40, 45, 49, 55, 57

Тема 40. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности

Рекомендации

Дайте определение понятий «договорно-правовые отношения» и «экономическая деятельность». Объясните специфику протокола о намерениях. Опишите документы, которые обеспечивают договорно-правовые отношения экономической деятельности (договор, контракт и т. д.). Обозначьте те виды документов, в которых использование этикетных формул обязательно. Опишите этикетные формулы, используемые в документах.

Библиографический список:6, 7, 8, 10, 12, 13, 17, 18, 24, 28, 29, 30, 61, 62, 66

Тема 41. Документирование управленческой деятельности

Рекомендации

Дайте определение понятий «документ», «распорядительный документ». Назовите и опишите документы, которые относятся к распорядительным документам (приказ, распоряжение и т. д.). Опишите построение формуляра-образца организационно-распорядительных документов. Каковы требования к бланкам, заголовкам текста, требования к текстам документов? Опишите особенности языка и стиля распорядительных документов.

Библиографический список:6, 7, 8, 10, 12, 13, 17, 18, 24, 28, 29, 30, 61, 62, 66

Тема 42. Общие правила оформления документов

Рекомендации

Дайте определение понятий «документ», «система документации». Опишите классификацию документов: по месту составления, по содержанию, по форме, по срокам исполнения, по виду оформления, по средствам фиксации. Какие документы относятся к документам внутреннего пользования, какие – внешнего? Опишите требования, предъявляемые к оформлению текста документов. Укажите форматы бумаги, на которых оформляются документы, какие должны быть поля при оформлении документов. Объясните значение понятия «реквизит». Какие реквизиты документов существуют?

Библиографический список:6, 7, 8, 10, 12, 13, 17, 18, 24, 28, 29, 30, 61, 62, 66

Тема 43. Конфликтное общение. Виды конфликтов. Межличностные и внутригрупповые конфликты

Рекомендации

Дайте определение понятий «конфликт», «межличностный конфликт». Назовите виды конфликтов и причины конфликтов. Опишите представления о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. Рассмотрите межличностные конфликты с позиции К. Левина, как удовлетворение потребностей. Рассмотрите внутригрупповые конфликты Л. Козер с точки зрения позитивных функций внутригрупповых конфликтов. Укажите уровни конфликтов в организации и их источники. Опишите природу инновационных конфликтов.

Библиографический список:4, 11, 15, 19, 34, 45

Тема 44. Способы профилактики и разрешения конфликтов

Рекомендации

Дайте определение понятия «конфликт». Рассмотрите конфликт как процесс. Назовите типы конфликтов и причины конфликтов. Опишите действия руководителя и способы, которые позволяют конструктивно выйти из состояния конфликта. Опишите правила, которые можно рассматривать как кодекс поведения в конфликте. Объясните структурные методы разрешения конфликтов. Рассмотрите межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы).

Библиографический список:4, 11, 15, 19, 34, 45

Тема 45. Межличностные отношения в малых группах

Рекомендации

Дайте определение понятий «межличностные отношения» и «малая группа». Покажите виды и структуры малых групп. Рассмотрите развитие малой группы и коллектива. Дайте определение понятия «межличностная аттракция». Опишите внешние факторы аттракции (степень выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость) и внутренние (физическая привлекательность партнера по общению, демонстрируемый стиль общения, фактор сходства между партнерами по общению, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения). Раскроите особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. Какова роль социальных эмоций в общении. Укажите виды социальных эмоций (смущение, застенчивость, зависть и ревность). Опишите приемы управления чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии.

Библиографический список:20, 22, 26, 31, 40, 45, 56, 57, 59, 64, 65

Тема 46. Мотивы как регуляторы поведения и деятельности личности

Рекомендации

Дайте определение понятий «мотивы» и «мотивация». Рассмотрите мотивационный процесс, состоящий из шести стадий: 1. Возникновение потребности; 2. Поиск путей устранения потребности; 3. Определение целей (направления) действия; 4. Осуществление действия; 5. Получение вознаграждения; 6. Устранение потребности. Опишите мотивациионный контроль действий через теорию функциональной системы, «модель Рубикона», теорию мотивационного контроля Д. Хайленда. Отразите некоторые (две-три) теории мотивации.

Библиографический список:9, 22, 25, 37, 38, 39, 40, 45, 49, 55

Тема 47. Понятие психологического климата в группе

Рекомендации

Дайте определение понятий «группа», «психологический климат», «макросреда», «микросреда». Опишите элементы и факторы социально-психологического климата в макросреде и микросреде. Укажите психологические характеристики коллектива (внутренний психологический климат, состояние – степень удовлетворенности участников коллектива своим положением, степень сплоченности членов коллектива). Опишите пути формирования коллектива. Покажите роли и отношения в трудовом коллективе (например, роли координатора, генератора идей, контролера и т. д.).

Библиографический список:20, 22, 26, 31, 40, 45, 56, 57, 59, 64, 65

Тема 48. Понятие малой группы и коллектива

Рекомендации

Дайте определение понятий «малая группа» и «коллектив». В чем принципиальное отличие этих понятий. Опишите виды групп: условные группы, реальные, лабораторно-природные, первичные и вторичные группы, закрытые - открытые группы, группа- корпорация, коллектив. Дайте другую классификацию групп: по типу основной деятельности, по мере организации, по мере открытости, по продолжительности существования и т. д. Укажите основные признаки коллектива, виды коллективов: по составу (гомогенные, гетерогенные – пол, возраст, профессия, статус, уровень образования); по структуре (функциональная, политическая, социально-демографическая, социально-психологическая, поведенческая, мотивационная); по статусу (официальные и неофициальные); по характеру внутренних связей (формальные и неформальные); по срокам существования; по степени свободы, предоставляемая участникам коллектива; по видам деятельности; по размерам.

Библиографический список:20, 22, 26, 31, 40, 45, 56, 57, 59, 64, 65

Тема 49. Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма

Рекомендации

Дайте определение понятий «референтная группа», «конформизм», «нонконформизм». Покажите роль конформизма в управлении коллективом в зависимости от размера коллектива, степени конформизма членов коллектива, от причин, влияющие на конформизм (публично взятые обязательства, ситуация, нормы и правила, существующие в коллективе).

Библиографический список:20, 22, 26, 31, 40, 45, 56, 57, 59, 64, 65

Тема 50. Модели политической психологии: федеральный и региональный аспект

Рекомендации

Дайте определение понятия «политическая психология». Покажите взаимосвязь политической психологии с социальной психологией. Опишите предмет и объект политической психологии. Раскройте модели политической психологии как взаимоотношения между субъектом и обществом, между обществом и, теми или иными, социальными группами-альянсами. Покажите, что концепции политической психологии включают в свои интерпретационные модели: а) политико-социальные акты поведения индивида, формирование его установок, проблема восприятия электоратом избирателей политических деятелей, их идеологию, политические ориентиры, политическое мышление, модусы принятия решений; б) модели процессов, которые детерминируются в группо-альянсном и массовом политическо-социальном сознании, связанным с действиями, с поведением субъектов, политическое лидерство, политические конфликты, политическое сотрудничество; в) проблемы, связанные с регионально-национальными уровнями, с демократизацией общества. В поле зрения исследований политической психологии находятся аспекты, связанные с воздействием средств телевидения, массовой информации, прессы на политико-социальный менталитет индивидов, групп, альянсов, различных организаций.

Библиографический список:5, 16, 20, 22, 26, 33, 34, 41, 45, 55, 57, 65

III. методические Рекомендации по подготовке к контрольному тесту

Наши рекомендации