Указание (см.) здесь и далее означает, что ное понятие есть в словаре терминов, кРывающем тему.
Рис. 1.11. Схема рефлекторного кольца (по НА. Бернштейну)
Известно, что всякое целенаправленное движение совершается по сигналу эфферентной команды. Однако это лишь «пусковой» сигнал, регулируемый и по силе, и по схеме с учетом положения органа и цели, состояния движения и вязкости суставно-мы-шечных звеньев. Регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприоцепторов и программы движения. Это текущее регулирование НА. Бернштейн назвал принципом сенсорной корреляции и представил его схематически в виде рефлекторного кольца.
В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень развития психики, тем совершеннее этот механизм саморегулирования.
П.К. Анохин вводит понятие акцептор действия — аппарат, принимающий обратные сигналы и сопоставляющий их с тем, что должно составлять конечный результат. Это открытие позволило глубже понять механизм возникновения образов воображения, творческого мышления и др. Каждая чувствующая поверхность и каждый орган движения имеет в мозгу свое представительство.
Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи — губ и языка. Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений,
Рис. 1.12. Представительство разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)
которым принадлежит основная функция в труде и общении.
Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы-Эту работу выполняет механизм анализаторов.
Каждый анализатор включает три основные части: 1) рецептор — концевой аппарат, 2) проводниковый нервный путь, 3)центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры (см. рис. 1.9).
Рис. 1.13. Анализаторы и их локализация в коре головного мозга
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля
1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания У человека.
2. Перечислите и дайте краткую харак-теристику основных воззрений на психику и ее
Роль. В чем коренное расхождение материализма
и идеализма? В чем проявляется несостоя-
льность дуалистической позиции? Используйте
для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17.
3. Кто является субъектом и что является
органом психической деятельности? Схематично
изобразите локализацию основных функций в коре
головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13.
4. Детализируйте основные функции пси-
хики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимо-связь спонятием «психический образ».
5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.
6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему:
на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;
ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;
первоклассник при письме совершает много лишних движений;
увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;
после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть?
Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима?
Узловые вопросы темы
1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.
2. Задачи и структура современной психологической науки.
3. Принципы и общая организация психологического исследования.
4. Методы психологических исследований.
5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования.
Основные психологические понятия по теме
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции.
Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам ее биографии.
^
II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Валидностъ — мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.
Генетический метод — способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Детерминизм — принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.
Диагностика психического развития — обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.
Единство сознания и деятельности — принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.
Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.
Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая психо-
логические особенности труда челове-ка при взаимодействии его с техниче-скими средствами в процессе деятель-ности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.
Интроспекция — самонаблюдение.
Интервьюирование — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
Искусственный интеллект — искусственно созданная система, выполняющая более или менее сложные умственные функции, которые ранее мог осуществлять только человек или группа людей.
Корреляция — мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимозависимость.
Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Личностный подход — принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.
Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Наблюдение — метод психологии;
заключается в фиксации проявлений
поведения и получении суждений о
субъективных психических явлениях.
Обучающий, или формирующий (пре-
образующий), эксперимент — метод
психологии, при котором имеет ме-
сто Планомерное формирование тре-
буемого психического процесса или
качества личности.
Патопсихология — отрасль психологии, изучающая отклонения в раз-витии психики при различных заболевания.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.
Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.
Системный подход (в психологии) — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.
Система «человек-машина» — система, состоящая из человека-оператора и машины, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность.
Тест — стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.
Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Психологическая наука на современном этапе представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие.
Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных об-