Тема 2. Определение психодрамы
Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используются драматические импровизации, позволяющие раскрыть внутренний мир человека. В ходе терапии пациенты выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников. Так появляется возможность устранить нежелательные эмоциональные реакции, осуществить более глубокое самопознание.
Психодрама оказывается таким видом драматического искусства, с помощью которого можно обнаружить актуальные проблемы пациента. Это по существу первый метод групповой терапии, который разработан для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. В психодраме используются различные приемы, которые облегчают выражение чувств и эмоций.
Морено (1892-1974) многие исследователи считают основателем движения групповой психотерапии. Само представление о психодраме возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название "спонтанный театр". Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе.
Морено задумывал свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого "Я" в "театре жизни", который представляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в "храме театра".
Сам Морено рассказывал, что идея психодрамы как лечебного метода возникла у него после того, как одна актриса рассказывала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.
Кроме понятий "психодрамы" и "социодрамы", Морено разработал игровые методики, которые впоследствии стали широко применяться в современных группах встреч, гештальт- и Т-группах. В заслугу Морено можно поставить и возникновение более широкого подхода к практике групповых занятий и психотерапии. На протяжении всей жизни он боролся за основные гуманистические ценности и человеческое достоинство.
Одним из наиболее существенных достижений психодрамы являются те возможности, которые она представляет для изучения личности по сравнению с исключительно вербальным характером получаемого в психоанализе материала. В то время как психоанализ Фрейда направлен на получение информации из наиболее ранних впечатлений пациента, в психодраме Морено воспроизводятся и исследуются внутри- и межличностные конфликты в настоящий момент.
Именно сочетание принципа "здесь и теперь" и возможностей ролевой игры в групповой практике делают психодраму такой увлекательной и полной жизни. Психодрама помогает участникам реализовать себя во всех ролях, создавая условия, при которых ошибки суждений не сопряжены с риском потерять уважение руководителя или членов группы. Однако здесь, безусловно, требуется компетентность режиссера.
Психодрама пользуется специфическими понятиями. Ролевая игра - исполнение какой-либо роли в любительском представлении. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе понятие - спонтанность - было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей.
Морено считал, что спонтанность - это ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Понятие о "теле" описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата - инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Как можно определить психодраму?
2. Для чего понадобилась психодрама?
3. Что такое ролевая игра?
4. Как возникла психодрама?
5. Что такое игровые методики?
Тест по теме:
1. Психодрамой называют ……
- группу психически неполноценных людей,
- психологический конфликт, который завершился убийством,
- особый способ терапии, связанный с разыгрыванием собственного внутреннего конфликта,
- способ психологического симулирования,
- театральный жанр.
2. Создателем психодрамы стал ……
- Зигмунд Фрейд,
- Карл Юнг,
- Константин Станиславский,
- Якоб Морено,
- Эрих Фромм.
3. Свободное непредсказуемое поведение человека называется ……
- спонтанностью,
- симультанностью,
- хулиганством,
- интриганством.
4. Катарсис – это ……
- легкая психологическая встряска,
- похмельный синдром,
- навязчивая идея,
- глубинное психологическое потрясение.
5. Инсайтом мы называем ……
- неожиданное ослепление,
- неожиданное прозрение,
- легкий обморок,
- забрасывание мяча на футбольное поле.
Тема 3. Я. Морено как создатель психодрамы
История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя. Своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы. Необычность же его личности во многом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова).
Якоб Морено Леви (впоследствии Джекоб Леви Морено) родился 19 мая или 1889, или 1990, или 1992 года либо в Бухаресте, либо на судне, переправлявшемся через Средиземное море. Столь необычное начало биографии объясняется пристрастием Морено к розыгрышам и мистификациям; в разных источниках фигурируют различные даты, а легенда о рождении на судне, документально ничем не подтвержденная, также исходит от него.
Когда Морено исполнилось пять лет, семья перебралась в Вену. В играх собственного детства Морено впоследствии видел источник будущей психодрамы. Знаменитый эпизод этих игр можно считать символичным. Однажды Морено вместе с соседскими детьми играл «в Бога». Сам Морено играл роль Бога и, восседая на горе из стульев, наблюдал «летавших и певших» вокруг него «ангелов» — приятелей, бегавших возле сложенного из стульев «рая». «Бог» попробовал взлететь вместе с «ангелами» и, упав, сломал руку. Однако вера в возможность стать Богом впоследствии не покидала Морено — смысл этого утверждения будет ясен в дальнейшем.
Начиная с 1909 года Морено (занимавшийся в то время философией) заинтересовался детскими играми уже в ином плане. Наблюдая за детскими играми в садах и парках Вены, Морено поразился тому, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий; с другой стороны, его внимание привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают повторяться, «консервироваться» (будущая идея «культурных консервов» — продуктов культуры, которые, являясь итогом творчества, обретают стабильность и парадоксальным образом могут оказаться препятствием творчеству). Интерес к детским играм был не пассивен — Морено начал сочинять и разыгрывать с детьми в жанре спонтанной драмы сказки на темы их жизни. Впоследствии в этой работе Морено видел истоки практики ролевой игры, прообраз театра импровизации.
В 1910-е годы Морено завершил высшее образование — сначала философское, затем медицинское. Как медик он перед Первой мировой войной работал с малолетними проститутками, организовав для них группы самопомощи. В этом видится начало групповой психотерапии (термин появился в 1932 году, приоритет в его создании обычно признается за Морено). В 1916 году Морено работал в лагере беженцев в Миттендорфе. Там он обратил внимание на то, что физическое здоровье обитателей того или иного барака зависит от специфики сложившихся между ними межличностных отношений. Тогда родилась социометрия, признанная впоследствии теоретической и отчасти методической основой психодрамы. В связи с созданием социометрии Морено получил впоследствии признание как один из основателей микросоциологии, психологии малых групп, социальной психиатрии. С 1919 году, получив докторскую степень, Морено практиковал в Бад-Веслау.
Большую роль в жизни Морено занимало увлечение литературой. В возрасте около двадцати пяти лет он издал два поэтических сборника — «Завещание отца» и «Приглашение к встрече», причем издал анонимно по аналогии с Библией, у которой нет автора. В это же время, судя по наброскам его автобиографии, он чувствовал желание встать на путь религии, думая уйти в монастырь либо организовать секту. В монастырь он не ушел, так как видел в себе не отшельника, но борца. Секту организовал, но просуществовала она недолго. В 1920-е годы Морено занимался литературно-философским журналом «Даймон», где сотрудничали Ф. Кафка, М. Шелер, М. Бубер. Можно предполагать взаимовлияние — во всяком случае параллели в идеях Морено и Бубера иногда вполне очевидны. В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Театр этот явился прообразом психодрамы.
В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально для проведения психодрамы построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы.
В конце 1940-х годов организована Американская ассоциация групповой психотерапии и психодрамы. Международные конгрессы по психодраме и социодраме проводятся с 1964 года.
В это же время Морено женится на Зерке Тоймен (с той поры она известна как Зерка Морено), внесшей огромный вклад в развитие психодрамы и продолжавшей дело своего мужа после его кончины в 1974 году.
Якоб Морено - американский психиатр и социальный психолог, основатель социометрии, данное слово происходит от лат. societas - общество и греч. metreo — измеряю. Так называется прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
Термин “социометрия” появился в ХIХ в. в связи с попытками применять математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому индивиду, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д.
В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения Максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.
Морено изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии, социометрические тесты и пр. позволяют выявлять невидимые эмоциональные союзы, измерять их и фиксировать результаты в специальных программах. Применение социометрических методов позволяет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, смягчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предприятиях, ослаблении противоречий между структурами управления.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Каковы основные вехи жизни Я. Морено?
2. Что побудило Я. Морено к созданию психодрамы?
3. Что такое прикладная микросоциология?
4. Как определяется положение индивида в группе?
5. Что позволяет терапевту добиться инсайта у группы или у ее участников?
Тест по теме:
1. Повторение сюжетов игр Морено назвал ……
- культурным приобретением,
- культурным достижением,
- культурным консервированием,
- тавтологией.
2. Морено организовал ……
- театр инициации,
- театр импровизации,
- театр профанации,
- театр электрификации.
3. Создателем социометрии по праву считается ……
- Зигмунд Фрейд,
- Карен Хорни,
- Августин Блаженный,
- Якоб Морено.
4. Морено в своей терапевтической практике опирался ……
- на психоанализ и гештальттерапию,
- на трансперсональную психологию,
- на язычество,
- на инстроспекцию.
5. Микросоциология – это ……
- область психологии, изучающая глобальные социальные процессы,
- социология, изучающая социальные процессы в масштабах группы,
- раздел социологии, связанный с постижением будущего,
- модное социологическое направление.