Методологические проблемы социально-психологического исследования. 1 страница
1. Метод социометрии в социально-психологическом исследовании: сущность, возможности, ограничения
широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы “симпатий” и “антипатий” между членами группы, позиций каждого члена группы путем осуществления ими определенных “выборов” из всего состава группы по заданному критерию. Однако возможности социометрии ограничены. Она не вполне схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа, не устанавливает мотивы совершаемых выборов и т.д..
2. Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.
Одна из наиболее известных попыток разработки типологии взаимодействия принадлежит Р. Бейлсу. Он разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Схема Бейлса получила широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Замечания эти сводятся к следующему:
нет логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов взаимодействия;
нет единого основания, по которому были выделены коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения) и непосредственные проявления их в “действиях” (например, отталкивание другого при выполнении какого-то действия и т.д.). полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.
Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тенденцию к упрощению ситуации анализа и обращению преимущественно к исследованию взаимодействия в диаде, то есть к взаимодействию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории “диадического взаимодействия”, являют собой еще один пример того, насколько даже самое тщательное изучение формы процесса мало дает для понимания его сущности.
3. Общая методология, специальная методология и методика эмпирического исследования
Общая методология - совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия, дополнительности и т.п.
Специальная методология - система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания.Частная (специальная) методология базируется на методологических принципах двух наук – психологии и социологии.
Методика исследования - система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних (объективных и субъективных) показателей (признаков), которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально-психологического явления или процесса.
4. Общие требования к составлению программы исследования.
Любое социально-психологическое исследование, как и исследование в других науках, начинается с составления программы изучения объекта, которая включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможности использования тех или других процедур и технических приемов исследования.
Программа социально-психологического исследования уточняется и конкретизируется после проведения так называемого пилотажного исследования. Пилотажное исследование обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования.
После того как работа над программой завершена, исследователь приступает к ее осуществлению.
5. Опросы в социальной психологии: анкетирование и беседа.
Опрос представляет собой метод сбора социально-психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.
Метод анкетирования представляет собой способ получения социально-психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентаций и установок респондентов.
Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определенную тему.
6. Основные компоненты программы.
В рамках программы вырабатываются гипотезы исследования, определяются метод и методики, формируется репрезентативная выборка.
7. Основные методы социально-психологического исследования. – к ним можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности и моделирование.
Íàáëþäåíèå - öåëåíàïðàâëåííîå è îïðåäåëåííûì îáðàçîì ôèêñèðóåìîå âîñïðèÿòèå èññëåäóåìîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ. Ïðè îðãàíèçàöèè íàáëþäåíèÿâàæíî îòâåòèòü íà âîïðîñû: ×òî íàáëþäàòü? Êàê ôèêñèðîâàòü?
Îïðîñ (óñòíûé è ïèñüìåííûé) ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ìåòîä èçó÷åíèÿ ìíåíèé, îáùåíèÿ, ëèäåðñòâà, îòíîøåíèé ëþäåé ê ðàçëè÷íûì îáùåñòâåííûì ñîáûòèÿì è ÿâëåíèÿì â ãðóïïàõ, êîëëåêòèâàõ. Ïðè îïðîñåáîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò æåëàíèå èñïûòóåìûõ îòâå÷àòü èñêðåííå (ìîòèâàöèÿ), èõ îñâåäîìëåííîñòü è èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü, ó÷åò âîçäåéñòâèÿ íà îïðàøèâàåìûõ ñèòóàöèè îáñëåäîâàíèÿ (ýêñïåðòèçà, ïëàòíîå ó÷àñòèå èëè êîíñóëüòàöèÿ).
Ýêñïåðèìåíò - àêòèâíîå âìåøàòåëüñòâî èññëåäîâàòåëÿ â æèçíåäåÿòåëüíîñòü ãðóïïû ñ öåëüþ ñîçäàíèÿ óñëîâèé, ïðè êîòîðûõ îáíàðóæèâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ôàêò.  îòëè÷èå îò íàáëþäåíèÿ, ýêñïåðèìåíò ïðåäïîëàãàåò ñîçäàíèå êîíòðîëèðóåìûõ óñëîâèé, â êîòîðûõ âåðîÿòíî ïîÿâëåíèå èíòåðåñóþùåãî èññëåäîâàòåëÿ ôåíîìåíà. Ýêñïåðèìåíò ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà åñòåñòâåííûé è ëàáîðàòîðíûé. Ïîñëåäíèé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâåííî ñîçäàííóþ ìîäåëü äåéñòâèòåëüíîñòè; ïðè ýòîì âàæíî îòîáðàòü íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå ôàêòîðû, óìåòü ïåðåíåñòè ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû íà ïîâåäåíèå îáñëåäóåìûõ â îáûäåííîé æèçíè.
×òî-ëèáî âûÿñíèòü î ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÿâëåíèÿõ, ïðîöåññàõ è õàðàêòåðèñòèêàõ ìîæíî, èññëåäóÿ ïðîäóêòû äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ èíäèâèäîâ è ãðóïï.  êà÷åñòâå ïðîäóêòîâ äåÿòåëüíîñòè ìîãóò âûñòóïàòü ðàçëè÷íûå äîêóìåíòû, ïðîäóêòû è ðåçóëüòàòû òðóäà, ñî÷èíåíèÿ, êîíòðîëüíûå ðàáîòû è ò.ï. Ýôôåêòèâíîñòü ýòîãî ìåòîäà çàâèñèò îò îáúåìà èíôîðìàöèè è îïòèìàëüíîñòè âûäåëåíèÿ åäèíèö àíàëèçà.
Ìîäåëèðîâàíèå- ìåòîä èññëåäîâàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ïîñòðîåíèå ìîäåëåé èçó÷àåìîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ. Ìîäåëèðîâàíèå ïðåäïîëàãàåò êîíñòðóèðîâàíèå âòîðîé ðåàëüíîñòè (ìîäåëè), îáåñïå÷èâàþùåé âîçìîæíîñòü ïðåäñòàâèòü, âûÿñíèòü ñîîòíîøåíèÿ ðàçëè÷íûõ ñòîðîí, îáúåêòà, ïðîãíîçèðîâàòü åãî äàëüíåéøåå ðàçâèòèå. Ìîäåëèðîâàíèå ïðåäïîëàãàåò àíàëèç ìîäåëåé ÿâëåíèé íà ÝÂÌ.
8. Основные типы экспериментов.
Эксперимент - активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность группы с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена. Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Последний представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни.
9. Основные уровни методологии социальной психологии.
1. Îáùàÿ ìåòîäîëîãèÿ - ñîâîêóïíîñòü îáùèõ ïðèíöèïîâ, ñïîñîáîâ îðãàíèçàöèè è ñòàíäàðòîâ äîñòîâåðíîñòè íàó÷íîãî çíàíèÿ. Ïðèìåðàìè òàêèõ ïðèíöèïîâ ìîãóò áûòü ïðèíöèïû äåòåðìèíèçìà, ðàçâèòèÿ, ñîîòâåòñòâèÿ, äîïîëíèòåëüíîñòè è ò.ï.
2. ×àñòíàÿ ìåòîäîëîãèÿ (èëè ìåòîäîëîãèÿ íàóêè) - ñèñòåìà ÷àñòíûõ ïðèíöèïîâ, ïîñòóëàòîâ, ïîñûëîê, ïðèìåíÿåìûõ â êîíêðåòíîé îáëàñòè çíàíèÿ.
3. Ìåòîäîëîãèÿ êîíêðåòíîãî èññëåäîâàíèÿ - òåîðåòè÷åñêàÿ áàçà, êîíöåïöèÿ, êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ïîäõîäà èññëåäîâàòåëÿ.
10. Понятие методологии научного исследования.
Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее: 1) наличие конкретного объекта и предмета исследования; 2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; 3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Причем каждое направление наполняется своим содержанием, акцентируя внимание на “своих” объектах познания, “отторгая” от предмета психологии “свои” области. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения; психоанализ — бессознательные аспекты психической жизни; когнитивизм — образы, ценности, установки и т.п. Аксиология (от греч. ценность, учение) — учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, общества.
11. Понятие программы социально-психологического исследования.
Любое социально-психологическое исследование, как и исследование в других науках, начинается с составления программы изучения объекта, которая включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможности использования тех или других процедур и технических приемов исследования.
12. Процедура, виды и средства наблюдения.
Наблюдение как метод научного исследования подчиняется ряду правил и требований. К ним относятся, во-первых, обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования; во-вторых, выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений; в-третьих, планомерное проведение наблюдения по определенной схеме; в-четвертых, проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности. Эти требования предъявляются к любому научному наблюдению, в том числе и социально-психологическому. Но наблюдение в социальной психологии обладает и своими специфическими особенностями, которые связаны прежде всего со спецификой наблюдаемых объектов и явлений.
Так, говорят о наблюдении как методе социально-психологического исследования, выделяет следующие его виды: наблюдение включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.
Результаты наблюдения фиксируются как протокол, деловые заметки, записи. Часто приступая к наблюдению, исследователь заранее готовит специальные таблицы и матрицы, в которых ведет учет единиц наблюдения, которые легко поддаются статистической обработке и анализу.
13. Специфика научного исследования в социальной психологии и проблема качества социально-психологической информации.
Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, которая имеется в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации.
В социальной психологии (как и в других гуманитарных науках) роль теории и взаимосвязи ее с открываемыми фактами и установками исследователей несравненно значительнее, чем в естественных науках. По этой причине можно говорить об уровнях теоретических построений. Так, в 40-е годы американский социолог Р. Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории), 2) теории среднего уровня, 3) эмпирические обобщения.
Общими являются теории личности, деятельности, коллектива, общения. Теории среднего уровня — это совокупность гипотез и положений, проверяемых на опыте (т.е. эмпирически), выступающих в качестве посредника между малыми рабочими гипотезами и всеобъемлющими принципами. Примерами таких теорий в социальной психологии являются следующие: фрустрации-агрессии Миллера и Долларда; когнитивного диссонанса Л. Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.
Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, прежде всего, являются: личность отдельного человека (как индивида, “одетого” в отношения), общности личностей.
Предметом социально-психологического исследования является поведение личности в социальном взаимодействии.
Само понятие факта также размыто в сравнении с естественными науками. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение обследуемого к опросу и т.п. моменты, их влияние на качество получаемой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, которые не имеют аналогов в естественных науках.
14. Специфика эксперимента в социальной психологии.
Одной из особенностей эксперимента является создание особых экспериментальных условий для выявления причинно-следственных зависимостей, а также наличие возможности варьировать эти условия таким образом, чтобы полученные результаты могли быть подвергнуты анализу с помощью проверки и доказательства различных гипотез о причинных связях.
Другим преимуществом, которое дает эксперимент по сравнению с методом наблюдения, является повышение точности регистрации действий испытуемых, зависимых и независимых переменных.
И, наконец, еще одной характерной особенностью эксперимента является его более тесная связь с теорией.
15. Сущность, содержание, этапы социально-психологического эксперимента.
Эксперимент – это организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, переменных, от которых оно зависит. Чаще всего применение экспериментального метода на практике сочетается с использованием неэкспериментальных методов, которые могут непосредственно включаться в процедуру эксперимента.
Для успешного проведения естественного эксперимента часто необходима полная неосведомленность его участников о том, что их изучают, что созданная ситуация является экспериментальной, в противном случае результаты могут быть сильно искажены.
Проведение эксперимента в социально-психологических исследованиях всегда связано с определенными трудностями и требует от экспериментатора не только превосходного владения техникой его проведения, но прежде всего умения правильно его планировать: сконструировать общую гипотезу, определить выбор логической схемы, определяющей характер процедур и порядок различных этапов эксперимента, составить репрезентативную выборку испытуемых ит.д. Следует иметь в виду, что на достоверность и надежность полученных данных влияет личность экспериментатора, его умение работать с испытуемыми, степень его совместимости с ними, а также добровольное согласие испытуемых на участие в эксперименте.