Методологические проблемы социально-психологического исследования. 1 страница

1. Метод социометрии в социально-психологическом исследовании: сущность, возможности, ограничения

широко известный в социальной психологии ме­тод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы “симпа­тий” и “антипатий” между членами группы, позиций каждого члена группы путем осуществления ими определенных “выбо­ров” из всего состава группы по заданному критерию. Однако возможности социометрии ограничены. Она не вполне схватывает ту связь, которая существует меж­ду системой межличностных отношений в группе и общественны­ми отношениями, в системе которых функционирует данная груп­па, не устанавливает мотивы совершаемых выборов и т.д..

2. Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.

Одна из наиболее известных попыток разработки типологии взаимодействия принадле­жит Р. Бейлсу. Он разработал схему, позволяющую по еди­ному плану регистрировать различные виды взаимодействия в груп­пе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реаль­ные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весь­ма обширным (около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдае­мые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее прояв­ления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Схема Бейлса получила широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказан­ных в ее адрес. Замечания эти сводятся к следующему:

нет логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов взаимодействия;

нет единого основания, по которому были выделены коммуникативные проявления индивидов (например, высказыва­ние мнения) и непосредственные проявления их в “действи­ях” (например, отталкивание другого при выполнении какого-то действия и т.д.). полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимо­действия.

Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тен­денцию к упрощению ситуации анализа и обращению преимущест­венно к исследованию взаимодействия в диаде, то есть к взаимодейст­вию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории “диадического взаимодействия”, являют собой еще один пример того, насколько даже самое тщательное изучение формы процесса мало дает для понимания его сущности.

3. Общая методология, специальная методология и методика эмпирического исследования

Общая методология - совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия, допол­нительности и т.п.

Специальная методология - система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания.Частная (специальная) методология базируется на методологических принципах двух наук – психологии и социологии.

Методика исследования - система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних (объективных и субъективных) показателей (признаков), которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально-психологического явления или процесса.

4. Общие требования к составлению программы исследования.

Любое социально-психологическое исследование, как и исследование в других науках, начинается с составления программы изучения объекта, которая включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможности использования тех или других процедур и технических приемов исследования.

Программа социально-психологического исследования уточняется и конкретизируется после проведения так называемого пилотажного исследования. Пилотажное исследование обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования.

После того как работа над программой завершена, исследователь приступает к ее осуществлению.

5. Опросы в социальной психологии: анкетирование и беседа.

Опрос представляет собой метод сбора социально-психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Метод анкетирования представляет собой способ получения социально-психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентаций и установок респондентов.

Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определенную тему.

6. Основные компоненты программы.

В рамках программы вырабатываются гипотезы исследования, определяются метод и методики, формируется репрезентативная выборка.

7. Основные методы социально-психологического исследования. – к ним можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности и моделирование.

Íàáëþäåíèå - öåëåíàïðàâëåííîå è îïðåäåëåííûì îáðàçîì ôèêñèðóåìîå âîñïðèÿòèå èññëåäóåìîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ. Ïðè îðãàíèçàöèè íàáëþäåíèÿâàæíî îòâåòèòü íà âîïðîñû: ×òî íàáëþäàòü? Êàê ôèêñèðîâàòü?

Îïðîñ (óñòíûé è ïèñüìåííûé) —ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ìåòîä èçó÷åíèÿ ìíåíèé, îáùåíèÿ, ëèäåðñòâà, îòíîøåíèé ëþäåé ê ðàçëè÷íûì îáùåñòâåííûì ñîáûòèÿì è ÿâ­ëåíèÿì â ãðóïïàõ, êîëëåêòèâàõ. Ïðè îïðîñåáîëü­øîå çíà÷åíèå èìåþò æåëàíèå èñïûòóåìûõ îòâå÷àòü èñêðåííå (ìîòèâàöèÿ), èõ îñâåäîìëåííîñòü è èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü, ó÷åò âîçäåéñòâèÿ íà îïðàøèâàåìûõ ñèòóàöèè îáñëåäîâàíèÿ (ýêñïåðòèçà, ïëàòíîå ó÷àñòèå èëè êîíñóëüòàöèÿ).

Ýêñïåðèìåíò - àêòèâíîå âìåøàòåëüñòâî èññëåäîâàòåëÿ â æèçíåäåÿòåëüíîñòü ãðóïïû ñ öåëüþ ñîçäàíèÿ óñëîâèé, ïðè êîòîðûõ îáíàðóæèâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ôàêò.  îòëè÷èå îò íàáëþäåíèÿ, ýêñïåðèìåíò ïðåäïîëàãàåò ñîçäà­íèå êîíòðîëèðóåìûõ óñëîâèé, â êîòîðûõ âåðîÿòíî ïîÿâëåíèå èíòåðåñóþùåãî èññëåäîâàòåëÿ ôåíîìåíà. Ýêñïåðèìåíò ïîäðàç­äåëÿåòñÿ íà åñòåñòâåííûé è ëàáîðàòîðíûé. Ïîñëåäíèé ïðåä­ñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâåííî ñîçäàííóþ ìîäåëü äåéñòâèòåëüíî­ñòè; ïðè ýòîì âàæíî îòîáðàòü íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå ôàêòîðû, óìåòü ïåðåíåñòè ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû íà ïîâåäåíèå îáñëåäóå­ìûõ â îáûäåííîé æèçíè.

×òî-ëèáî âûÿñíèòü î ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÿâëåíèÿõ, ïðîöåññàõ è õàðàêòåðèñòèêàõ ìîæíî, èññëåäóÿ ïðîäóêòû äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ èíäèâèäîâ è ãðóïï.  êà÷åñòâå ïðîäóê­òîâ äåÿòåëüíîñòè ìîãóò âûñòóïàòü ðàçëè÷íûå äîêóìåíòû, ïðîäóêòû è ðåçóëüòàòû òðóäà, ñî÷è­íåíèÿ, êîíòðîëüíûå ðàáîòû è ò.ï. Ýôôåêòèâíîñòü ýòîãî ìåòîäà çàâèñèò îò îáúåìà èíôîðìàöèè è îïòèìàëüíîñòè âûäåëåíèÿ åäèíèö àíàëèçà.

Ìîäåëèðîâàíèå- ìåòîä èññëåäîâàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ïîñòðîåíèå ìîäåëåé èçó÷àåìîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ. Ìîäåëèðîâàíèå ïðåäïîëàãàåò êîíñòðóèðîâàíèå âòîðîé ðåàëü­íîñòè (ìîäåëè), îáåñïå÷èâàþùåé âîçìîæíîñòü ïðåäñòàâèòü, âû­ÿñíèòü ñîîòíîøåíèÿ ðàçëè÷íûõ ñòîðîí, îáúåêòà, ïðîãíîçèðîâàòü åãî äàëüíåéøåå ðàçâèòèå. Ìîäåëèðîâàíèå ïðåäïîëàãàåò àíàëèç ìîäåëåé ÿâëåíèé íà ÝÂÌ.

8. Основные типы экспериментов.

Эксперимент - активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность группы с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает созда­ние контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена. Эксперимент подраз­деляется на естественный и лабораторный. Последний пред­ставляет собой искусственно созданную модель действительно­сти; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуе­мых в обыденной жизни.

9. Основные уровни методологии социальной психологии.

1. Îáùàÿ ìåòîäîëîãèÿ - ñîâîêóïíîñòü îáùèõ ïðèíöèïîâ, ñïîñîáîâ îðãàíèçàöèè è ñòàíäàðòîâ äîñòîâåðíîñòè íàó÷íîãî çíàíèÿ. Ïðèìåðàìè òàêèõ ïðèíöèïîâ ìîãóò áûòü ïðèíöèïû äåòåðìèíèçìà, ðàçâèòèÿ, ñîîòâåòñòâèÿ, äîïîë­íèòåëüíîñòè è ò.ï.

2. ×àñòíàÿ ìåòîäîëîãèÿ (èëè ìåòîäîëîãèÿ íàóêè) - ñèñòåìà ÷àñòíûõ ïðèíöèïîâ, ïîñòóëàòîâ, ïîñûëîê, ïðèìåíÿåìûõ â êîíêðåòíîé îáëàñòè çíàíèÿ.

3. Ìåòîäîëîãèÿ êîíêðåòíîãî èññëåäîâàíèÿ - òåîðåòè÷åñêàÿ áàçà, êîíöåïöèÿ, êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ïîäõîäà èññëåäîâàòåëÿ.

10. Понятие методологии научного исследования.

Для научного исследования с позиций современной методо­логии науки характерно следующее: 1) наличие конкретного объекта и предмета исследования; 2) дифференцированное решение эмпи­рических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, кон­статация принципов, формулирование гипотез и законов) по­знавательных задач; 3) четкое различение между установленны­ми фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Причем каж­дое направление наполняется своим содержанием, акцентируя внимание на “своих” объектах познания, “отторгая” от предмета психологии “свои” области. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь эле­менты поведения; психоанализ — бессознательные аспекты психической жизни; когнитивизм — образы, ценности, установ­ки и т.п. Аксиология (от греч. ценность, учение) — учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, обще­ства.

11. Понятие программы социально-психологического исследования.

Любое социально-психологическое исследование, как и исследование в других науках, начинается с составления программы изучения объекта, которая включает в себя весь комплекс теоретических и практических задач, а также предположения о возможности использования тех или других процедур и технических приемов исследования.

12. Процедура, виды и средства наблюдения.

Наблюдение как метод научного исследования подчиняется ряду правил и требований. К ним относятся, во-первых, обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования; во-вторых, выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений; в-третьих, планомерное проведение наблюдения по определенной схеме; в-четвертых, проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности. Эти требования предъявляются к любому научному наблюдению, в том числе и социально-психологическому. Но наблюдение в социальной психологии обладает и своими специфическими особенностями, которые связаны прежде всего со спецификой наблюдаемых объектов и явлений.

Так, говорят о наблюдении как методе социально-психологического исследования, выделяет следующие его виды: наблюдение включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.

Результаты наблюдения фиксируются как протокол, деловые заметки, записи. Часто приступая к наблюдению, исследователь заранее готовит специальные таблицы и матрицы, в которых ведет учет единиц наблюдения, которые легко поддаются статистической обработке и анализу.

13. Специфика научного исследования в социальной психологии и проблема качества социально-психологической информации.

Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, которая имеется в естест­венных науках (типа физики). Методологические, эмпириче­ские и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации.

В социальной психологии (как и в других гуманитарных науках) роль теории и взаимосвязи ее с открываемыми фактами и установ­ками исследователей несравненно значительнее, чем в естествен­ных науках. По этой причине можно говорить об уровнях теорети­ческих построений. Так, в 40-е годы американский социолог Р. Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории), 2) теории среднего уровня, 3) эмпирические обобщения.

Общими являются теории личности, деятельности, коллектива, общения. Теории среднего уровня — это совокупность гипотез и положений, проверяемых на опыте (т.е. эмпирически), выступаю­щих в качестве посредника между малыми рабочими гипотеза­ми и всеобъемлющими принципами. Примерами таких теорий в социальной психологии являются следующие: фрустрации-агрессии Миллера и Долларда; когнитивного диссонанса Л. Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.

Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физиче­ских (например, пространственных) границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, прежде всего, являются: личность отдельного человека (как индивида, “одетого” в отно­шения), общности личностей.

Предметом социально-психологического исследования является поведение личности в социальном взаимодействии.

Само понятие факта также размыто в сравнении с естественны­ми науками. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение обследуемого к опросу и т.п. моменты, их влияние на качество получае­мой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, которые не имеют аналогов в естественных науках.

14. Специфика эксперимента в социальной психологии.

Одной из особенностей эксперимента является создание особых экспериментальных условий для выявления причинно-следственных зависимостей, а также наличие возможности варьировать эти условия таким образом, чтобы полученные результаты могли быть подвергнуты анализу с помощью проверки и доказательства различных гипотез о причинных связях.

Другим преимуществом, которое дает эксперимент по сравнению с методом наблюдения, является повышение точности регистрации действий испытуемых, зависимых и независимых переменных.

И, наконец, еще одной характерной особенностью эксперимента является его более тесная связь с теорией.

15. Сущность, содержание, этапы социально-психологического эксперимента.

Эксперимент – это организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, переменных, от которых оно зависит. Чаще всего применение экспериментального метода на практике сочетается с использованием неэкспериментальных методов, которые могут непосредственно включаться в процедуру эксперимента.

Для успешного проведения естественного эксперимента часто необходима полная неосведомленность его участников о том, что их изучают, что созданная ситуация является экспериментальной, в противном случае результаты могут быть сильно искажены.

Проведение эксперимента в социально-психологических исследованиях всегда связано с определенными трудностями и требует от экспериментатора не только превосходного владения техникой его проведения, но прежде всего умения правильно его планировать: сконструировать общую гипотезу, определить выбор логической схемы, определяющей характер процедур и порядок различных этапов эксперимента, составить репрезентативную выборку испытуемых ит.д. Следует иметь в виду, что на достоверность и надежность полученных данных влияет личность экспериментатора, его умение работать с испытуемыми, степень его совместимости с ними, а также добровольное согласие испытуемых на участие в эксперименте.

Наши рекомендации