Тема 4. Психология юридической деятельности
Время: 4 часа.
Цель: Определить понятие юридической деятельности с точки зрения психологии, и уяснить психологические характеристики ее составляющих.
Учебные вопросы:
1 Общая психологическая характеристика юридической деятельности.
2 Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности.
3 Когнитивная (познавательная), коммуникативная, право воспитательная подструктура.
4 Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста.
5. Понятие и содержание профессиограммы:
- профессиограмма судьи;
- профессиограмма адвоката;
- профессиограмма прокурора;
- профессиограмма следователя;
- профессиограмма оперативного сотрудника;
- профессиограмма юристконсульта;
- профессиограмма нотариуса.
6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
7. Содержание собеседования.
8. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.
Темы рефератов:
1 Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста.
Общая психологическая характеристика юридической деятельности. Предмет и задачи психологии юридической деятельности. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности. Профессиональная программа юридических профессий. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов.
Правовоспитательная подструктура.
Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.
Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
Содержание собеседования.
Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.
Семинар № 4
Тема 5 Психология общения и конфликта в юридической деятельности.
Время: 2 часа.
Цель: Представить значение языка для профессионального общения юриста. Научиться решать и предупреждать конфликтные ситуации в деятельности юриста.
Учебные вопросы:
1 Профессиональное общение, его формы.
2 Язык юриста, ее психологическая характеристика.
3 Психологические особенности решения юристом организационно управленческих вопросов.
4 Речевой этикет.
5 Социальные роли и статус партнеров по общению.
6 Средства невербального общения.
7 Понятие конфликта и общие характеристики его проявлений.
8 Пути разрешения конфликтов и их предупреждение.
Темы рефератов:
1 Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.
2 Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия.
Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.
Язык в профессиональном общении юриста. Психологическая характеристика языка участников общения. Явления персеверации, вербальной ригидности. Нарушения речи, их психодиагностическое значение.
Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.
Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Средства невербального общения.
Понятие конфликта и общие характеристики его проявлений. Характеристика причин возникновения и основных стадий конфликта. Пути разрешения конфликтов и их предупреждение.
Семинар № 5