Разработки уроков по литературе 3 страница
3.Сколько раз упоминается в стихотворении Москва и для чего вводятся в него эти упоминания?
4. Для чего в стихотворении приводится обращение полковника к солдатам?
5.Почему рассказ о Бородинской битве ведется от лица старого солдата?
6.Почему стихотворение начинается с разговора двух солдат?
7.Что такое звукозапись? Проведите примеры звукозаписи в изображении Бородинского сражения.
8.Какой литературный прием и с какой целью использован в строках:
Сквозь дым летучий
Французы двинулись. Как тучи?
9.К какому литературному жанру относится это стихотворение?
10.Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!»
7. Выразительное чтение отрывка наизусть.
8.Работа по тестам:
1.По жанру это произведение является: а) исторической песней б) балладой
в) стихотворным рассказом
2.Стихотворение : а) описывает воинские подвиги б) противопоставляет старое поколение молодому в) воспевает любовь людей к Отчизне
3.При описании сражения поэт использует: а) звукопись и гиперболы б)олицетворение и символы в)постоянные эпитеты и антитезы
4.Стихотворение начинается с вопроса молодого солдата, потому что :
а) противопоставляет автор старое поколение новому б) напоминает о забытом событии в) показывает связь поколений и гордость за славу предков
5. Москва в стихотворении выступает: а) как символ России б) как город, который солдаты обещали защищать в)как столица государства.
6.Отношение солдат и командиров к предстоящему сражению: а) одинаковое
б)различно в)не описано
7.В стихотворении слышится: а) два голоса б)три голоса в)много голосов
8.В последних словах старого солдата звучит: а)досада б)упрек в)чувство вины
9.В строках «Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи…» автор использует: а)сравнение б)метафору в)гиперболу
9. Подведение итога уроков Комментирование оценок
Домашнее задание. Подготовить эссе о роли Бородинской битвы в истории.
Отрывок со строк : «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий …»
УРОК -56
Тема: «О подвиге Мангуберды»
Цель : Прививать учащимся любовь к Родине, желание ее защищать на материалах духовного и культурного наследия узбекского народа. Умение работать с текстом, пересказывать близко к тексту.
Ход урока: 1. Орг .момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Вопросно-ответная беседа о подвигах национальных героев.
4. Продлите цепочку: Подвиг – это…
5.Проблема «Нужны ли в жизни подвиги».Работа в группах.
6.Выработка девиза жизни.
7.Чтение текста о подвиге Мангуберды.
8.Можно ли уход с поля боя назвать подвигом, если да подтвердите примерами ( связь с Кораном и Библией)
9. Подведение итога урока. Комментирование оценок.
10. Домашнее сочинение «В жизни всегда есть место подвигам»
УРОК – 57-60
Тема: Л. Толстой «Война и мир» ( Глава «Петя Ростов»)
Цель: Воспитание учащихся в духе патриотизма, воспитание желания ее защищать. Умение учащихся анализировать объемный текст.
Ход урока: 1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания
1. Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года? Кто из русских писателей, кроме Л.Н. Толстого, писал об этом и в каких произведениях?
2. Работа над произведением. Нахождение в тексте предложений-описаний характера Пети Ростова. Зачитать эти строки.
3. Вы прочитали отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Подготовьте ответ по плану:
– Где происходят события?
– Как и почему в гуще этих событий оказался мальчик Петя Ростов?
– Отношение Пети к происходящему (подобрать и прочитать цитаты из текста).
– Что испытывают участники событий накануне боя?
– Как ведет себя перед боем Петя Ростов?
– Подробно от третьего лица передайте эпизод атаки и смерти мальчика.
– Во имя чего погиб мальчик и можно ли назвать его смерть героической?
3. Напишите отзыв на прочитанный эпизод.
4. Создайте иллюстрацию к фрагменту.
4. Отметить по тексту, какой момент описания жизни Пети Ростова вам понравился и чем?
5.Пересказ текста
6. Составление вопросов для брейн-ринга.
7.Брейн-ринг по составленным вопросам.
8 Словарная работа. Найти в тексте незнакомые слова, затем найти в словаре их лексическое значение.
9.Сравнительная характеристика Пети Ростова и Мангуберды.
10. Написание сочинения «Какие черты характера перенял бы от Пети Ростова».
11. Подведение итогов урока. Комментирование оценок. Подготовка эссе по произведению.
УРОК – 61-62
Тема: Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Цель: Умение вырабатывать в себе лучшие черты человека. Анализируя, делать выводы и уметь отстаивать свою точку зрения.
Ход урока : 1. Орг.момент
2.Проверка домашнего задания .2-3 эссе зачитываются учащимися.
3.Работа по тексту. Составление кластера «Черты характера современного рыцаря»
4. Проблема. «Какие черты характера могут помешать выработать рыцарские качества».(Пример из киножурнала «Ералаш»)
5.Составление тестов по рассказу.
6.Брейн-ринг.
7.Выработайте образец рыцарского ордена .Работа в группах.
8.Защита своего образца. Возможен вариант защиты в виде синквейна.
9.Проблемный вопрос « В чем жизненная правда?»
10.Подготовка плана сочинения.
11. Подведение итога урока. Комментирование оценок. Вывод делают сами учащиеся.
12. Домашнее задание Чтение и пересказ рассказа «Рыцарь Вася» Подготовка к сочинению.
УРОК – 63
СОКР- 5
Тема : Сочинение «Можно ли назвать Васю рыцарем?»
УРОК -64
Тема: Теория литературы . Рассказ.
Цель: Уметь определять жанр прозаического произведения. Находить особенности «малых форм», структуры рассказа. Работа с определенными текстами.
Ход урока: 1. Орг .момент.
2.Литературный диктант.
Вопросы составляет сам учитель по разделу жанры и роды литературы
3.Выписать из толкового словаря лексическое значение понятия « рассказ»
4.Вступительное слово учителя. Существуют разновидности типов речи. Рассказ- это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии жизни героя.
В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие) Поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка
Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Строение рассказа можно представить в виде следующей схемы:
кульминация
Вступление | завязка | развязка | заключение |
4.Записать в тетради понятие и заполнить таблицу
Названия рассказов | Названия «больших форм» |
5.Записывают названия рассказов, затем выделяют те, которые прочли.
6. Перечислить особенности рассказа.
7. Класс делится на группы. Раздаются тексты.
В процессе работы над текстом указать:
1.Главную мысль
2.Язык повествования.
3.Количество героев.
4.Место , где происходит действие.
5.Найти в тексте : вступление, завязку, развязку, заключение
ТЕКСТ.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда ( ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище …, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все – таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился … Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным его порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
8. Создание своего рассказа. Выбор повествователя. Объяснить причину выбора.
9.Чтение собственных опусов. (2- 3 ученика )
10.Подведение итога уроков. Комментирование оценок.
11.Работа со словарем: Выписать значение слов : текст, рассказ, новелла, эссе, повесть, роман.
12.Домашнее задание. Закрепление лексического понятия «рассказ», докончить работу по словарю.
УРОК – 65-66
Тема: Поэты и писатели о природе. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Цель :Прививать учащимся любовь к поэтическому жанру, умение выразительно читать стихи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход урока : 1. Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания. Зачитываются, написанные учащимися рассказы (2-3 рассказа)
3. Работа по новой теме .Вступительное слово учителя.
Тема родной природы широко присутствует в творчестве почти каждого поэта. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по- разному не только у разных поэтов. Но и в творчестве одного поэта. В этом вы убедитесь, сопоставляя два стихотворения А.С .Пушкина, в центре которых был зимний пейзаж.
Прочитайте стихотворения о родной природе других поэтов. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года.
4. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева учителем. Необходимо интонационно показать, как автор описывает пробуждение природы .
5. Чтение стихотворения учащимися.
6. Ответы на вопросы:
1Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чем их художественно – выразительная роль?
2.Выпишите слова , передающие состояние пробуждающейся природы.
3.В передаче «голоса» талых весенних вод Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете почему? Какие еще средства образно-художественной выразительности создают особую торжественность?
7. Составьте несколько вопросов к викторине « природа в произведениях поэтов ХIХ – ХХ века».
8.Если бы вам поручили проиллюстрировать книгу стихотворений, посвященных природе родного края, работы каких художников вы бы в нее поместили? Как бы вы назвали это издание?
9.Подведение итога уроков. Комментирование оценок.
10 Домашнее задание .Эссе по биографии Ф .И. Тютчева. Стихотворение «Весенние воды» выучить наизусть.
УРОК –67-68
Тема : С .Есенин. «Поет зима – аукает»
Цель: Умение выразительно читать стихотворение, проводить сравнительную характеристику творчества 2-х поэтов.
Ход урока :
1.Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений наизусть.
3.Выразительное чтение стихотворения учителем, затем учениками.
4.Разбор текста стихотворения. Словарная работа: стозвоном, ставни свешенные.
5.В стихотворении Есенина передана не только живописная картина зимней природы. Оно наполнено звуками зимнего леса и голосами его обитателей.
Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений. Расскажите о передаче звукообраза
6.Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами и обозначьте их.
7.Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях:1. Поет зима – аукает. 2.Мохнатый лес. 3.Седые облака. 4.Метелица ковром шелковым стелется. 5.Вьюга … стучит по ставням. 6.Вьюга злится.
8.Прочитайте первую строфу стихотворения. Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.
9..Вторичное чтение стихотворения.
10.Работа с учебником. Ответы на вопросы
11.Подведение итогов уроков. Комментирование оценок.
12.Домашнее задание Стихотворение выучить наизусть
.
УРОК – 69-70
Тема: А.А.Фет « Летний вечер тих и ясен »
Цель: Умение выразительно читать стихотворения, сравнительная характеристика произведений. Воспитание любви к природе.
Ход урока : 1.Орг.момент
Цель: Умение анализировать текст стихотворения, читать выразительно наизусть, определять тропы, используемые автором. Воспитание любви к природе.
Ход урока : 1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Вступительное слово учителя.
Афанасий Афанасьевич ФЕТ
1820– 1892
С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться даже самоуверен или самодоволен. Управляющий имением? Мировой судья? Военный лекарь? Невозможно себе представить, что за этой кожурой непроницаемой внешности скрывалось легко ранимое ядро – сердце одного из самых нежных русских лириков. До чего же бывает внешность обманчивой и подчас противоречивой тому, что показывает духовная жизнь этого же человека!
Лирик из рук в руки передает читателю свое сердце. Я не открываю здесь ничего нового. Но это повторяю потому, что Фет являет собой удивительный пример такой передачи сердца из рук в руки. Более того, он не только передает читателю свое сердце, он делает это охотно, без оглядки, упоенно, самозабвенно...
Природа, любовь, творчество... Вот треугольник, условно очерчивающий и вбирающий в себя все пространство фетовской лирики. В этом огромном треугольнике природа обозреваема влюбленным сердцем творящего человека. Еще точней: природа вокруг вас и – заодно и вместе с ней – природа души человеческой. Вот владения Фета. Они невелики, если судить о них тематически. Они неоглядны, если видеть за ними все несметное богатство образов и мотивов, напоминающих поэтический мир Фета. Здесь мастер погружен в разгадку вечных тайн бытия. «Как жить?» – вопрошает он. Здесь ничто не мелко, здесь все важно, коли вошло в душу человека: от росы до зари, от звезды до былинки.
Л.А. Озеров
1. Как вы поняли фразу критика: «Лирик из рук в руки передает читателю свое сердце»? Дайте развернутый ответ.
Текст стихотворения «Летний вечер тих и ясен»
1. Л.А. Озеров, характеризуя особенность лирики природы в творчестве Фета, отмечает, что у него «природа вокруг вас и – заодно и вместе с ней – природа души человеческой». Попробуйте подтвердить эту мысль примерами из текста стихотворения «Летний вечер тих и ясен...».
2. С помощью каких образно-выразительных средств поэт одухотворяет природу, очеловечивает ее?
3. Какое состояние летней природы передает А.А. Фет в заключительной строфе?
4*. С помощью каких языковых средств передается красоту летнего вечера?
5. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Как вы полагаете, в чем вы будете испытывать наибольшее затруднение? Каким образом попытаетесь его преодолеть?
6. Что необычного для вас в этом стихотворении А.А. Фета?
7. Прочитайте стихотворение еще раз. С помощью каких образных средств переданы краски и звуки природы?
Продолжите:
Цвет в стихотворении передан с помощью слов и словосочетаний... Вместе взятые, они передают...
Звукообраз создается с помощью слов и словосочетаний... С их помощью читатель учится слышать...
3.Работа над текстом стихотворения. Определение тропов.
4.Выразительное чтение стихотворения.
5.Составление тестов по лирике А.Фета.
6.Брейн-ринг.
7.Сравнительная характеристика лирики А.Фета и Ф.Тютчева.
8.Подведение итога урока. Комментирование оценок. Анализ проводят сами учащиеся.
9.Работа по учебнику. Ответы на вопросы.
9.Домашнее задание. Из доступных вам источников подберите материал для рассказа о жизни А.А. Фета. Обратите внимание на сложность личной судьбы поэта. Подумайте: нашли ли в его творчестве отражение собственные страдания?
Стихотворение А.Фета наизусть.
УРОК-71
Тема : А.Н.Майков «Весна», «Осень»
Цель: Умение выразительно читать стихи, проводить сравнительную характеристику произведений 2-х авторов.
Ход урока : 1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений наизусть
3.Работа над текстом стихотворений. Определите какие тропы выбирает поэт , чтобы показать красоту природы, ее непредсказуемость.
4. Выразительное чтение стихотворений.
Работа над олицетворением, найдите в тексте и определите, что хотел сказать автор этими строками.
5.Составление вопросов для игры «Ходит строчка по кругу»
6.Игра.
7.Подведение итога урока. Комментирование оценок.
8.Домашнее задание. Стихотворение А. Майкова выучить наизусть.
УРОК – 72-74
Тема : М.М.Пришвин «Старый гриб»
Цель : Умение находить главную мысль в тексте, воспитание у учащихся бережного отношения к природе, умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Ход урока : 1.Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания. Стихотворения А. Майкова наизусть.
4. Работа по новой теме. Чтение произведения «Старый гриб». Работа по тексту.
5.Словарная работа. Составление предложений с новыми словами.
6.Вопросно- ответная беседа. (Вопросы в учебнике)
7.Работа по письму М.Пришвина к детям :
«Мы хозяева нашей природы …
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Скажите, как вы поняли эти строки?
8.Работа по произведениям «Лисичкин хлеб», « Лесной доктор» (выборочно строки о бережном отношении к природе)
9.Подведение итога уроков. Комментирование оценок.
10.Домашнее задание. Подберите газетный, либо журнальный текст о бережном отношении к природе, прокомментируйте его, можно дать задание в сильном классе, написать эссе.
УРОК – 75-76
Тема : Р.Х.Фархади. «У змеиного ручья», «Пожелание»
Цель : Умение анализировать текст стихотворений, находить главную мысль.
Ход урока: 11. Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа по новой теме. Вступительное слово учителя по биографии Р.Фархади.
(В школах Ташкента можно организовать встречу с писателем)
4.Анализ текста. Словарная работа. Какой прием использует автор в данных строках:
Плещется в посуде глиняной
Облачное молоко.
И олень – мой брат не раненый,
И олениха – сестра.
И река, в стремнине каменной,-
Полнозвучная домбра.
5.Выразительное чтение стихотворений.
6.Работа над рифмой.
7.Составление вопросов по произведениям.
8.Брейн-ринг.
9.Подведение итога уроков.
10.Комментируют оценки сами учащиеся.
11.Домашнее задание Стихотворение наизусть Сравнительная характеристика стихотворения Р.Фархади и С.Есенина.
УРОК –77
Тема: Природа в лирике русских поэтов. СОКР- 6 Чтение наизусть
УРОК-78
Тема: Теория литературы. Поэтическая речь. Тропы.
Цель: Расширение знаний учащихся по теории литературы. Умение оперировать литературоведческими терминами. Развитие речи.
Ход урока : 1. Орг.момент.
2.Проверка СОКРа – 6 у тех учащихся, кто не успел ответить на прошлом уроке.
3. Работа по новой теме. Вступительное слово учителя. Стихотворную речь человек слышит еще тогда. Когда сам еще не может произнести ни слова. Колыбельная песня, короткие и забавные рифмованные строки, которые только для ребенка произносят взрослые, все это определенным образом организованная речь. Очень часто она может быть названа стихотворной речью. В чем же особенности стихотворной речи? Стихотворная речь отличается от прозы тем, что она дробится на сопоставимые между собой единицы(стихи), а проза – сплошная речь. Именно это свойство присуще стихам всех народов и на всех языках.
Далее учитель делит класс на группы. Группам предлагается выписать из Толкового словаря значение слов: стопа, строка, стих, ударные и безударные слоги. Стихотворный размер, ямб, хорей. И доказать данные понятия на любом отрывке из пройденных стихотворений.
4.Далее лекционный материал учителя. Рифма- звуковой повтор, который организует метрическую композицию стихотворения. Рифмы могут находиться не только на концах строк, но и в начале, и в середине стиха. Самым распространенным в русской поэзии является « концевое созвучие».Существуют стихотворения из одной строки, но они очень редки, авторов таких строк можно посчитать по пальцам: Н.М. Карамзин, В.Я. Брюсов, а из современных В. Вишневский. Количество стихов и порядок рифм организуют стихотворную речь, создавая строфу. В строфе может быть от 2 до 14, и даже 16 (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). Самый простой способ рифмовки- смежная (1и 2, 3 и 4), а в ХХ веке наиболее распространенной была перекрестная рифма (1и3,2 и4). Из нечетных строф семистишием написано стихотворение Лермонтова М.Ю. «Бородино»
Среди множества видов стихотворной интонации остановимся на двух основных. Это стих напевный и говорной. Стихотворения напевные так и просятся на музыку. Им свойственная лирическая тема, т. е стихотворения о любви. Стихотворения, в которых используется говорной стих, многообразны,
например, оды. Вопрос об интонации возникает всегда при подготовке выразительного чтения произведения.
5.Разбор стихотворения «Пожелания» ( обратить особое внимание на рифмовку строк).
6.Синквейн. Первая строка : Весна стучится у ворот…
7.Подведение итога урока. Комментирование оценок.
8.Домашнее задание Конспект.
УРОК 79
Тема: Мирмухсин «Весной», «Ручеек», «Чинара»
Цель: Продолжение знакомства учащихся с узбекской литературой. Умение выразительно читать стихи. Особенности сочетаемости рифмованных строк.
Ход урока : 1. Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания. Учитель составляет вопросы литературного диктанта.
3.Работа над новой темой. Вступительное слово учителя. Небольшой экскурс по биографии поэта.
4. Чтение стихотворений. Разбор рифм. Использование различных тропов.
5.Отработка выразительности чтения.
6.Составление вопросов по биографии и произведениям.
7.Брейн-ринг по составленным вопросам.
8.Подведение итога урока. Комментирование оценок.
9.Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений.
УРОК- 80-81
Тема: Внеклассное чтение. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Цель: Умение пересказывать и анализировать произведения большого обьема.
Ход урока: 1. Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа по тексту. Пересказ 1-2 главы. Анализ пересказанного.
4.Составление вопросов по данному тексту. Проблема «Можно ли было избежать попадания на остров? Что это любознательность или любопытство?»
Класс делится на 4 группы и каждая группа выдвигает свою гипотезу.
5. Разбор 3-5 главы. Работа по тексту. Определить какие литературные приемы использует автор в работе над данными главами. Зачитать материал, подтверждающий выводы группы.
6. «Ящик с секретом». По типу «Что? Где? Когда?». Определите, какая из вещей самая необходимая для Робинзона находится в ящике? Аргументируйте свой ответ.
7.Составление тестов по тексту произведения.
8.«Ответь..». Учащиеся меняются созданными тестами, ответы на тесты оставляют у себя, после выполнения проводят перепроверку.
9.Инсценировка произведения. Каждая группа учащихся готовит свою сценку, остальные по показанному фрагменту, должны узнать и рассказать, чем закончился данный эпизод.
10.По возможности, можно показать фрагмент из фильма «Робинзон» и поработать над репликами.
11.Напишите письмо, текст которого вы бы отправили «бутылочной почтой»
на материк, либо свою «Робинзонаду»
13. Подведение итога уроков. Комментирование оценок проводят сами учащиеся.
14. Домашнее задание. Подготовка к СОКРу
УРОК –82
Тема: СОКР – 7. Сочинение «Моя любимая книга»
Цель : Проверка письменной речи учащихся, умение анализировать произведение.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1.Тема сочинения раскрыта полно.
2.Раскрыта основная мысль
3.Умение анализировать произведение.
4Речевые и стилистические ошибки отсутствуют.
5.Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.
УРОК – 83- 86
Тема: И.С. Тургенев «Муму»
Цель: Знакомство с произведением И.С. Тургенева, особенности повести.
Воспитание чувств учащихся к герою. Умение анализировать произведение, высказывать свою точку зрения.
Ход уроков: 1. Орг. момент.
2. Работа над биографией писателя. Выступление учащихся, с подготовленными сообщениями по биографии.
О рассказе И.С. Тургенева «Муму»
В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Тургенев стал учиться в пансионе, затем был зачислен на словесное отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета, закончил его, получил степень кандидата. Вскоре он покинул Россию, уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.
Особое место в творчестве писателя занимают «Записки охотника». К «Запискам охотника» по тематике примыкает рассказ «Муму». В основу рассказа положена подлинная история немого Андрея – крепостного матери Тургенева Варвары Петровны, которого она взяла в качестве дворника с собой в Москву.
Современники писателя свидетельствовали, что И.С. Тургенев создавал «Муму» на материале живых наблюдений в имении родителей в Спасском:
«Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах – не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах...» Считали, что под именем Герасима был выведен «немой дворник Андрей».
«В трогательном рассказе о глухонемом <...> мы узнаем его [Тургенева] мать в величественной барыне, которая так утонченно умеет мучить своих крепостных».
Одна из родственниц писателя также называет в качестве прообраза Герасима крепостного В.П. Тургеневой, который был «дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи». По ее словам, это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». После гибели Муму он «остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей».
Писатель И.С. Аксаков говорил о рассказе: «Мне нет нужды знать: вымысел ли это или факт, действительно ли существовал дворник Герасим или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим...»