Психология развития и возрастная психология
Возрастное развитие и его закономерности. Периодизация возрастного развития Учение о развитии, его факторах, движущих силах, условиях, формах и процессах биологического и психического развития. Понятие возрастного развития, возрастных эпох, периодов и фаз. Периодизации возрастного развития, критический анализ Л. С. Выготского имеющихся в науке возрастных периодизаций детства. Закономерности возрастного развития: периодичность, новообразования, гетерохронность, преемственность и последовательность, интегративность, динамичность, единство биологического и социального в возрастном развитии. Понятие возрастного развития как динамического процесса количественного и качественного изменения индивида во времени. Характеристика биологической и социальной сторон возрастного развития.
Возрастные кризисы психического развития Понятие кризиса. Заслуга Л.С. Выготского в объяснении психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Понимание кризиса как закономерного и необходимого звена в развитии. Особенности кризисов (Э. Келер, Л.С. Выготский): особая динамическая структура, относительная трудновоспитуемость, негативный характер развития, возникновение новообразований кризисного периода. Особенности протекания кризисов взрослых по сравнению с детьми. Понятия «критический период» и «кризис» в понимании А.Н. Леонтьева. Понимание кризиса в зарубежной психологии (Э. Эриксон, Д. Левинсон, А. Маслоу, С. Гроф, Р. Ассаджиоли, Э. Йоманс). Кризис как конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду (Э. Эриксон). Понимание кризиса как органической части процесса развития личности. Разрушение, промежуточный период и период созидания как составляющие кризиса (Э. Йоманс). Типология возрастных кризисов.
Характеристика возрастных периодов. Новорожденность (0 до 1 – 2 мес.). Внеутробная жизнь и кризис новорожденности (физиологические состояния). Мозг, его созревание. Рефлексы. Генетические предпосылки хронического синтеза мозга. Созревание и рост других органов и систем новорожденного. Зачатки социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Новообразования психики (сенсорное, эмоциональное развитие, комплекс оживления).
Младенчество (от 2 мес. До 12 – 14 мес.). Физическое развитие (созревание двигательной зоны коры, связь коры с подкоркой). Социальная ситуация развития и ведущая деятельность – освоение предметных действий, появление предпосылок игры. Новообразование психики: Подготовительный этап развития речи. Общение и его 4 компонента. Кризис 1 года.
Преддошкольный возраст. Показатели физического развития ребенка. Новообразования психики (этапы накопления словаря, овладение фонетической стороной речи, начало связной речи). Мышление: любознательность, наглядно-практическая мыслительная деятельность. Ведущая деятельность – предметно-орудийная, действия по подражанию. Процессуальная игра. Социальная ситуация развития – ситуативно-деловое общение в сотрудничестве с взрослым. «Я-физическое». Личность. Кризис 3 лет.
Дошкольный возрастной период. Физическое развитие (активационно-регуляторный уровень коры, увеличение связей между клетками мозга). Социальная ситуация развития (внеситуативная познавательная форма общения и внеситуативное личностное общение). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Новообразования психики. Наглядно-образное мышление. Центр новообразований – память. Личность дошкольника. Развитие самосознания. Кризис социальных отношений. Готовность к обучению.
Младший школьный возраст. Физическое развитие (становление межполушарной асимметрии, увеличение подвижности нервных процессов и др.). Ведущая учебная деятельность, ее отличия от игры и необходимость биологической адаптации к школьному обучению. Освоение высших психических функций в познании. Новообразования психики. Внимание, его роль. Развитие образно-знаковой стороны речи. Умственное развитие и обучение. Обучаемость младшего школьника и учет ее параметров.
Подростковый возраст. Показатели физического развития: вытягивание в длину (интенсивный рост костной системы, непропорциональность созревания). Интенсивное половое созревание, (усиление подкорковой активности, гормональная «буря», вторичные половые признаки). Ведущая деятельность. Социальная ситуация развития. Новообразования психики (абстрактно-логическое мышление, интеллектуализация восприятия, памяти и других познавательных процессов. Заострение характера, самоутверждение личности и дисгармония целей и их достижения. Общение подростков со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Развитие личности подростка в условиях неблагоприятной социальной среды взрослых и сверстников. Нарушения поведения и меры предупреждения. Кризисы подросткового возраста.
Юношеский возраст.Показатели физического развития: функциональное совершенствование коры больших полушарий. Гетерохронность постпубертатного созревания. Соматотипы (эндо-, мезо-, эктоморфизм). Ведущая деятельность и социальная ситуация развития (учебно-профессиональная, ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор профессии. Новообразования психики (способность к самообразованию, теоретическому мышлению, развернутой внутренней речи, складывание индивидуального стиля умственной деятельности). Личностное и профессиональное самоопределение. «Я»-концепция, открытие своего внутреннего мира. Условия развития и совершенствования. Обучение в вузе. Поиски работы и трудоустройство. Ведущие стороны жизни. Любовь и дружба. Проблема смысла жизни.
Зрелый возраст и старение.Личность и профессиональная деятельность. Кризис 30 лет. Коррективы жизненного смысла и кризис 40 лет. Отношения с детьми. Зрелость и психологический возраст. Анатомо-морфологические и сомато-неврологические функции пожилого и старческого возраста. Переориентация психической и социальной активности при старении. Социально-психологические типы личности в старческом возрасте.