Тема 27. Организационное поведение и национальный менталитет
Введение
1. Сущность и задачи изучения национального менталитета.
2. Организационно-экономическая характеристика организации.
3. Влияние национального менталитета на организационное поведение персонала организации.
Заключение
Литература
Приложение
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Организационное поведение как объект управления.
2. Основные этапы развития теорий организационного поведения. Его типы и механизмы.
3. Влияние личности и основных ее аспектов на эффективность профессиональной деятельности.
4. Методы регулирования коммуникативного поведения в организации.
5. Принципы диагностики профессиональной пригодности персонала.
6. Трудовые навыки и способы их развития у персонала.
7. Характеристика содержательных теорий мотивации.
8. Характеристика процессуальных теорий мотивации.
9. Мотивы приобретения и их использование в управлении поведением персонала торговой организации.
10. Проектирование оптимальной системы оплаты труда.
11. Мотивы удовлетворения и их связь с риском в трудовой деятельности.
12. Мотивы безопасности и их связь с системой наказаний и поощрений.
13. Контроль трудового поведения персонала и принципы его организации.
14. Мотивы подчинения и формирование группового поведения персонала.
15. Трансформация поведения персонала в неформальных группах.
16. Мотивы энергосбережения и их влияние на инновационные формы поведения в организации.
17. Понятие о мотивационном комплексе трудового поведения и его внутренней структуре.
18. Методика прогнозирования изменений в поведении персонала организации.
19. Методика применения компьютерной версии диагностической системы оценки эффективности мотивации труда в организации.
20. Характеристика сбоев, вытекающих из ошибок в мотивации труда.
21. Характеристика сбоев, вытекающих из ошибок в диагностике профессиональной пригодности.
22. Понятие об эффективности систем мотивации труда и методы ее квалиметрической оценки.
23. Основные виды управленческих ориентаций в организации.
24. Методические принципы конструирования организации и методы управления ее поведением.
25. Организационная культура и способы ее поддержания.
26. Принципы создания эффективных команд.
27. Особенности власти, основанной на принуждении.
28. Особенности власти, основанной на вознаграждении.
29. Экспертная власть и сфера ее применения.
30. Эталонная власть. Ее сильные и слабые стороны.
31. Общая характеристика поведенческих теорий лидерства.
32. Общая характеристика ситуационных теорий лидерства.
33. Транзакционное и трансформационное лидерство.
34. Законная власть и типовые формы бюрократического поведения в организации.
35. Причины изменений в организации. Основные объекты изменений.
36. Способы инициирования инновационных форм поведения.
37. Концепция персонального развития и принципы управления деловой карьерой.
38. Понятие о клиентурном типе поведения персонала. Основы поведенческого маркетинга.
39. Неконструктивные конфликты и их дисфункциональные последствия.
40. Продуктивные конфликты и способы их инициации.
41. Характеристика основных способов устранения конфликтов.
42. Классификация организационных факторов стресса.
43. Оценка психических состояний персонала и их влияния на трудовое поведение.
44. Психосоматические последствия стресса и способы их преодоления.
45. Психорегуляция и психогигиена стресса в системе управлением поведением персонала.
46. Мультикультуризация в системе управления персоналом.
47. Национальный менталитет и особенности трудового поведения.
48. Условия эффективности мультинациональных операций.
49. Производительность труда и культурные возможности персонала организации.
50. Коммуникации в организации между представителями различных культур.
9. Учебно-методическое обеспечение
дисциплины
Литература
Основная литература
1. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с.
2. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
3. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: 2004. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
4. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – 8-е изд. /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 636 с.
Дополнительная литература
5. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 249 с.
6. Белбин М.Р. Типы ролей в командах менеджеров / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 232 с.
7. Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах / Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. – 288 с.
8. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы / Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XXVI, 662 с.
9. Готвальд Ф., Ховальд В. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Пер. с нем. – М.: ГРАНД, 2000. – 384 с.
10. Дак Дж. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 320 с.
11. Джевелл Л. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000. – 316 с.
12. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.: Экономистъ, 2005. – 276 с.
13. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина бизнес букс, 2003. – 380 с.
14. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
15. Клаус Кобьёлл. Мотивация в стиле ЭКШН: восторг заразителен (серия «Коротко по делу»). – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 160 с.
16. Кови С.Р. Принцип-центричное руководство / Пер. с англ. П.А. Самсонова; худ. обл. М.В. Драко. – М.: ООО «Попурри», 2002. – 368 с.: ил. – (Серия «Успех»).
17. Коттер Дж.П. Впереди перемен / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 256 с.
18. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006. – 527 с.
19. Кэ де Ври Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 311 с.
20. Латфуллина Г.Р., Громова О.Г. Организационное поведение: Практикум. – СПб.: Питер, 2006. – 193 с.
21. Лейси Х. Как разрешить конфликт на рабочем месте. – М.: HIPPO, 2004. – 208 с.
22. Литвинюк А.А. и др. Менеджмент. Т.2. Деловые игры: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997. – 181 с.
23. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 99 с.
24. Литвинюк А.А., Янкович Ш.А. и др. Краткий курс торгового предпринимательства: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2001. – 208 с.
25. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 448 с.
26. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
27. Лютенс Ф. Организационное поведение. Учебник / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 624 с.
28. Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 191 с.
29. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб.-практ. пособ. / Пер. с англ. – Минск: Новое знание, 2003. – 1039 с.: ил.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. – 704 с.
31. Николаус Б. Энкельман. Кеннеди-эффект. Сила и власть харизмы. – М.: Интерэксперт, 2003. – 262 с.
32. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
33. Паркинсон С.Н., Рустамджи М.К. Искусство управления / Пер. с англ. – М.: ГРАНД, 1999. – 272 с.
34. Пепперс Д., Роджерс М. Клиент один на один. Уроки менеджмента отношений с клиентами из реальной жизни компаний. – М.: Интернет-трейдинг, 2003. – 264 с.
35. Самоукина Н. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003. – 236 с.: ил.
36. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Маркетинг, 1999. – 198 с.
37. Современное управление. Энциклопедический словарь. Т.1, 2. / Пер. с англ. – М.: ИздатЦЕНТР, 1997. – 1148 с.
38. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
39. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
40. Франсес Хесселбейн, Маршалл Голдсмит, Айан Сомервилл. Лидерство без границ. – М.: Альпина Паблишер, 2001. – 315 с.
41. Чалдини Р. Психология влияния. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
42. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
43. Шекшня С. Как eto skazat’ po-russki? Современные методы управления персоналом в современной России. – М.: ООО «Журнал управление персоналом» совместно с ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. – 232 с.
44. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).