Использование тренажеров ' для восстановления работоспособности
Для решения задач ранней диагностики и коррекции функциональных расстройств профессиональной этиологии у операторов перспективным направлением является создание средств и методов моделирования деятельности и персонально сложных трудовых ситуаций как приемов адекватной оценки резервных возможностей ор-
ганизма и отражения скрытых профессиональных и функциональных нарушений.
В целях психофизиологического обоснования методики использования пилотажного тренажера для решения указанных задач были проведены специальные исследования, в которых принимало участие свыше 300 летчиков с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой и нервной системы и выраженными профессиональными затруднениями |8]. Изучение особенностей профессионального анамнеза летчиков с функциональным расстройствами позволило установить, что существенную роль в их развитии играет психотравмирующее воздействие субъективной сложности выполнения полетных заданий.
В результате теоретико-экспериментального исследования разработаны профессионально-нагрузочные пробы (ПНП) для их использования на летных тренажерах. Они удовлетворяют следующим требованиям: 1) учитывают возможную патогенетическую связь функциональных расстройств с психотравмируюшим воздействием полетной ситуации; 2) содержание упражнений воспроизводит интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки летной деятельности, устойчивость к которым может быть снижена вследствие недиагностируемых другими методами функциональных нарушений; 3) успешность выполнения упражнений не определяется уровнем развития специальных навыков,' связанных с квалификацией летчика; 4) позволяют дозировать профессиональную нагрузку в процессе обследования.
Экспертные возможности разработанной методики были подтверждены в специальном исследовании. В процессе проведения реабилитационной программы полеты на тренажере сочетались с процедурами лечебно-восстановительного комплекса. Результаты психофизиологического обследования на тренажере после реабилитационных мероприятий показали, что улетчиков, выполнявших медико-психологическую программу, по сравнению с летчиками, прошедшими только курс медицинских мероприятий, уменьшилась нервно-психическая напряженность в про-
7.5. Психология профессиональнойдеятельности
цессе ПНП в среднем на 34 и 7%, усилилась целенаправленная ориентировочная активность в ходе опознания отказа приборов в 2,6 и 0,8 раза, снизились проявления тревожности при воспроизведении аварийной ситуации на 45 и 3%.
Эффективность проведения восстановительных мероприятий в значительной мере определяется полнотой реализации в содержании и организации данной процедуры следующих принципов: ]) воздействие не только на организм, но и на личность специалиста (апелляция к личности); 2) использование всех возможных форм активного и сознательного включения специалиста в восстановительный процесс, привлечение его к участию в восстановлении функционального состояния и профессиональной направленности; 3) ориентация восстановительных мероприятий на патогенетические механизмы функциональных нарушений; 4) единство психосоциальных и биологических методов и средств воздействия; 5) разносторонность воздействий при реализации восстановительных программ, т. е. направленность на профессиональную, психологическую, физиологическую и социальную сферы жизни и деятельности специалиста; 6) этапность восстановительных мероприятий, т. е. последовательное увеличение объема и сложности воздействия, смена его методов и способов, профилактический и корректирующий периоды воздействия.
Инженерно-психологические проблемы
В проективной инженерной психологии одной из центральных является проблема совершенствования методов анализа деятельности, обоснования их иерархии при использовании в процессе проектирования человеко-машинных комплексов.
Интенсивная разработка методических основ инженерно-психологического анализа и проектирования систем «человек-машина» позволила создать иерархию подходов и методов для анализа этих систем на разных уровнях, с разной степенью детализации [49, 54J.
Наиболее высокий уровень анализа реализуется с помошью системно-струк-
турного подхода (Б.Ф. Ломов). Далее осуществляется переход к анализу психологических факторов сложности достижения цели, решения задач человеком. Основу такого анализа составляет структурно-психологическая концепция (В.Ф. Венда). Если процесс решения задач, выполнения функций человеком может быть представлен в виде стабильной блок-схемы, то анализ эффективности и надежности системы производится на основе обобщенного структурного метода, разработанного А.И. Гусинским. В случае если возможно не только блочное, но и пооперационное описание труда оператора, используются алгоритмические методы, обоснованные применительно к системам «человек—машина» Г.М. Зараковским и А.И. Галактио-новым. В общем случае блочный и операционный анализы деятельности используются для определения некоторых психофизиологических факторов сложности, таких, как число операций в алгоритме принятия решения и его реализации. Если известны операции, выполняемые людьми как индивидуально, так и коллективно в процессе совместного управления системой, успех приносит применение имитационных моделей.
При анализе динамики детерминированных систем «человек—машина» последовательное уточнение их описания достигается путем перехода к дискретным, импульсивным и, наконец, аналогичным (непрерывным) математическим моделям. Этот уровень соответствует детальному и строгому описанию трудовых процессов, которое применимо к ограниченному кругу хорошо изученных функций операторов, таких, например, как компенсаторное слежение. На каждом уровне анализа изучается возможность оптимизации системы «человек—машина»,
Предложенная А.И. Галактионовым концепция идеализированных структур деятельности использовалась при изучении формирующихся у оператора психических образов как целого объекта, так и его профессиональных проекций. При этом психический образ рассматривался как система с присущими ей специфическими свойствами [15]. Основные цели изучения операторской деятельности: вы-