Использование тренажеров ' для восстановления работоспособности

Для решения задач ранней диагностики и коррекции функциональных расстройств профессиональной этиологии у операторов перспективным направлением является создание средств и методов моделирова­ния деятельности и персонально сложных трудовых ситуаций как приемов адекват­ной оценки резервных возможностей ор-

ганизма и отражения скрытых профес­сиональных и функциональных наруше­ний.

В целях психофизиологического обос­нования методики использования пило­тажного тренажера для решения указан­ных задач были проведены специальные исследования, в которых принимало учас­тие свыше 300 летчиков с функциональ­ными расстройствами сердечно-сосудис­той и нервной системы и выраженными профессиональными затруднениями |8]. Изучение особенностей профессионального анамнеза летчиков с функциональным расстройствами позволило установить, что существенную роль в их развитии играет психотравмирующее воздействие субъек­тивной сложности выполнения полетных заданий.

В результате теоретико-эксперимен­тального исследования разработаны про­фессионально-нагрузочные пробы (ПНП) для их использования на летных тренажерах. Они удовлетворяют следующим требо­ваниям: 1) учитывают возможную пато­генетическую связь функциональных рас­стройств с психотравмируюшим воздейст­вием полетной ситуации; 2) содержание упражнений воспроизводит интеллекту­альные и психоэмоциональные нагрузки летной деятельности, устойчивость к ко­торым может быть снижена вследствие не­диагностируемых другими методами функ­циональных нарушений; 3) успешность выполнения упражнений не определяется уровнем развития специальных навыков,' связанных с квалификацией летчика; 4) по­зволяют дозировать профессиональную нагрузку в процессе обследования.

Экспертные возможности разработан­ной методики были подтверждены в спе­циальном исследовании. В процессе про­ведения реабилитационной программы полеты на тренажере сочетались с проце­дурами лечебно-восстановительного комп­лекса. Результаты психофизиологичес­кого обследования на тренажере после ре­абилитационных мероприятий показали, что улетчиков, выполнявших медико-пси­хологическую программу, по сравнению с летчиками, прошедшими только курс ме­дицинских мероприятий, уменьшилась нервно-психическая напряженность в про-



7.5. Психология профессиональнойдеятельности



цессе ПНП в среднем на 34 и 7%, усили­лась целенаправленная ориентировочная активность в ходе опознания отказа при­боров в 2,6 и 0,8 раза, снизились проявле­ния тревожности при воспроизведении аварийной ситуации на 45 и 3%.

Эффективность проведения восстано­вительных мероприятий в значительной мере определяется полнотой реализации в содержании и организации данной про­цедуры следующих принципов: ]) воздейст­вие не только на организм, но и на лич­ность специалиста (апелляция к личности); 2) использование всех возможных форм активного и сознательного включения специалиста в восстановительный процесс, привлечение его к участию в восстановле­нии функционального состояния и профес­сиональной направленности; 3) ориентация восстановительных мероприятий на пато­генетические механизмы функциональных нарушений; 4) единство психосоциальных и биологических методов и средств воз­действия; 5) разносторонность воздейст­вий при реализации восстановительных программ, т. е. направленность на профес­сиональную, психологическую, физиоло­гическую и социальную сферы жизни и деятельности специалиста; 6) этапность восстановительных мероприятий, т. е. по­следовательное увеличение объема и слож­ности воздействия, смена его методов и способов, профилактический и корректи­рующий периоды воздействия.

Инженерно-психологические проблемы

В проективной инженерной психоло­гии одной из центральных является про­блема совершенствования методов анали­за деятельности, обоснования их иерархии при использовании в процессе проекти­рования человеко-машинных комплексов.

Интенсивная разработка методических основ инженерно-психологического ана­лиза и проектирования систем «человек-машина» позволила создать иерархию под­ходов и методов для анализа этих систем на разных уровнях, с разной степенью детализации [49, 54J.

Наиболее высокий уровень анализа реализуется с помошью системно-струк-

турного подхода (Б.Ф. Ломов). Далее осу­ществляется переход к анализу психоло­гических факторов сложности достижения цели, решения задач человеком. Основу такого анализа составляет структурно-пси­хологическая концепция (В.Ф. Венда). Если процесс решения задач, выполнения функций человеком может быть представ­лен в виде стабильной блок-схемы, то анализ эффективности и надежности сис­темы производится на основе обобщен­ного структурного метода, разработанного А.И. Гусинским. В случае если возможно не только блочное, но и пооперационное описание труда оператора, используются алгоритмические методы, обоснованные применительно к системам «человек—ма­шина» Г.М. Зараковским и А.И. Галактио-новым. В общем случае блочный и опера­ционный анализы деятельности использу­ются для определения некоторых психо­физиологических факторов сложности, та­ких, как число операций в алгоритме при­нятия решения и его реализации. Если известны операции, выполняемые людьми как индивидуально, так и коллективно в процессе совместного управления систе­мой, успех приносит применение имита­ционных моделей.

При анализе динамики детермини­рованных систем «человек—машина» по­следовательное уточнение их описания до­стигается путем перехода к дискретным, импульсивным и, наконец, аналогичным (непрерывным) математическим моделям. Этот уровень соответствует детальному и строгому описанию трудовых процессов, которое применимо к ограниченному кругу хорошо изученных функций операторов, таких, например, как компенсаторное сле­жение. На каждом уровне анализа изуча­ется возможность оптимизации системы «человек—машина»,

Предложенная А.И. Галактионовым концепция идеализированных структур деятельности использовалась при изуче­нии формирующихся у оператора психи­ческих образов как целого объекта, так и его профессиональных проекций. При этом психический образ рассматривался как система с присущими ей специфичес­кими свойствами [15]. Основные цели изучения операторской деятельности: вы-

Наши рекомендации