Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания недостигнутого, чем от реального положения личности
Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня, личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо снижает уровень притязаний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерархии, либо дискредитирует тех, кто их занимает ("новые русские" — хапуги и сволочи, высокопоставленные чиновники — жулики и рвачи и т. п.). Нередко психологическое напряжение снимается путем "отказа" от конкурирующих ценностей. Например, в современных условиях некоторые люди отдают предпочтение иерархии образования, поступаясь при этом материальными достижениями. Бедствующий ученый — это обычно сознательная позиция человека. "Отказ" от желаемого числа детей в семье — увы, универсальное средство избавления (хотя бы частичного) от социальной фрустрированности. В наших исследованиях было установлено, что супруги, стремящиеся занять более высокое положение по разным социально заданным иерархиям, приносят в жертву детей — они ограничиваются одним ребенком, хотя желали бы иметь больше.
Проверьте себя. Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет нашу модификацию методики Л. И. Вассермана (Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. № 2). Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ:
Удовлетворены ли Вы: | полност ью удовлетв орен | скорее удовлет ворен | затрудня юсь ответить | скорее не удовлетво рен | полностью не удовлетворе н |
1. Своим образованием | |||||
2. Взаимоотношениями с коллегами по работе | |||||
3. Взаимоотношениями с администрацией на работе | |||||
4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.) |
5. Содержанием своей работы в целом | |||||
6. Условиями профессиональной деятельности (учебы) | |||||
7. Своим положением в обществе | |||||
8. Материальным положением | |||||
9. Жилищно-бытовыми условиями | |||||
10 Отношениями с супугом(ой) | |||||
11. Отношениями с ребенком (детьми) | |||||
12. Отношениями с родителями | |||||
13 Обстановкой в обществе (государстве) | |||||
14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми | |||||
15. Сферой услуг и бытового обслуживания | |||||
16. Сферой медицинского обслуживания | |||||
17 Проведением досуга | |||||
18. Возможностью проводить отпуск | |||||
19. Возможностью выбора места работы | |||||
20. Своим образом жпзнп в целом |
Обработка данных. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от О до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен -0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее не удовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.
Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт. Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делается с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5-4 балла – очень высокий уровень фрустрированности; 3,0-3,4 – повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 – умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 – неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 – пониженный уровень фрустрированности; 0,5-1,4-очень низкий уровень; 0-0,5 – отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
2. Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики.
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:
- личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще более усугубляться под влиянием очень разных стимулов -положительных или отрицательных. Например, чем упорнее попытки развеселить человека в депрессивном состоянии, тем хуже он будет себя чувствовать – симптом Царевны-Несмеяны; чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;
- в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не заметна. Во всяком случае разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму.
- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.
Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.