Тема: Пренатальное развитие

1. Охарактеризуйте основные перемены в семье, связанные с ожиданием ребенка.

Опыт ожидания ребенка уникален как для отца, так и для матери. Каждый из них открывает новые грани отношений с миром, обществом, друг с другом и растущим ребенком. Эмоции, испытываемые на протяжении беременности, изменчивы и порой противоречивы. Чувства отца, как и переживания жены, ценны и заслуживают внимания. Игнорирование чувств другого создает атмосферу недоверия и обид в семье. Исследования пренатальных психологов показали, что ощущения, испытываемые ребенком до его рождения, также вполне реальны и человек появляется на свет с достаточно богатым психологическим опытом отношений с миром, полученным им в период пребывания в утробе матери и собственно в родах. Уважение и внимание к индивидуальным проявлениям каждого укрепляет душевное здоровье всех членов семьи и способствует формированию у ребенка доверия к миру и гармоничного ощущения себя в нем. первый триместр - это период принятия родителями самого важного для ребенка решения: жить или не жить, и чем скорее будет принято решение, тем лучше для ребенка. Второй шаг - это принятие родителями ребенка таким, каким он на самом деле является. Нередко родители ждут ребенка с определенными параметрами пола, состояния здоровья, способностей, внешних данных, как будто приобретают товар на заказ. И им бывает трудно отказаться от ожиданий. Все понимают, что выбрать ребенка не удастся. Хотя некоторые пытаются повлиять на определенные показатели, например, на пол ребенка, другие хотят пораньше узнать, мальчик у них или девочка, хотя современные исследования не могут дать 100% гарантии верного ответа. Очевидно, разумней всего - принять то, что будет подарено Природой. Это позволит избежать разочарования, а самое главное - создать благоприятную атмосферу для развития крохи еще в животе у матери. на любом этапе своего роста ребенок чувствует отношение к себе со стороны взрослых и для него равным образом важны как отношение мамы, так и папы. Ощущая свою ненужность, малыш стремится спрятаться, стать незаметным, исчезнуть. Он испытывает страх и нежелание рождаться, если понимает, что разочарует папу или маму своим появлением. Еще не родившись, он уже не любит в себе то, что является его неотъемлемой составляющей, например, свою половую принадлежность. И эти ощущения обязательно скажутся на его характере и судьбе. У будущих отца и матери могут возникнуть самые разнообразные эмоции: благодарность и восхищение, гордость за свою семью, страх потерять независимость и свободу, предчувствие изменений отношений с супругом, боязнь изменений в физическом теле, волнения относительно судьбы и здоровья ребенка, сомнение в своей способности стать хорошим родителем, страх испытать боль в родах и т.п. прожить этот переходный период спокойнее и вынести из него не отрицательный, а прекраснейший опыт взаимодействия, лучше как можно раньше совместными усилиями искать пути предупреждения и разрешения напряженных ситуаций. Особые хлопоты касаются последних недель беременности. Здесь уж папа должен составить четкий план и действовать. Суета приводит к неразберихе в доме и чрезмерному волнению уставшей от ожидания мамы. Подготовка к появлению ребенка в доме. Во-первых, надо продумать алгоритм перевозки жены в роддом: знать куда, каким маршрутом и кем она будет доставлена при внезапных схватках.Если вы воспользуетесь собственной машиной или договоритесь с соседом или другом, поддерживайте постоянную телефонную связь с женой, хорошо иметь и страховочные варианты. "Скорая" даже если приедет вовремя, повезет в учреждение по наряду, а не по вашему желанию (впрочем, это может изменить некоторая сумма денег, которая всегда должна быть у вашей жены). Такси же и частники проезжают мимо беременных, дабы избежать лишних хлопот по принятию родов в машине.   Во-вторых, в известном месте должны быть собраны документы, с которыми жена поступит в роддом: паспорт, медицинский полис и обменная карта. Проследите кстати, чтобы в последней были проставлены результаты анализов на RW и ВИЧ-инфекцию за последний триместр беременности, иначе путь вам будет в инфекционную больницу.   Приготовьте вещи, которые потребуются вашей жене в конкретном роддоме, если таковой уже выбран и получены соответствующие указания: это могут быть резиновые или кожаные тапочки, послеродовые прокладки, белье или что-то другое..   В-третьих, у вас должен быть собран пакет, который вы привезете жене, когда вам сообщат, что она родила. В него входят предметы гигиены, расческа, жетоны для телефона-автомата, ручка, тетрадь.   В-четвертых, вам надо позаботиться о приданом вообще и о приданом для выписки ребенка из роддома в первую очередь. Если вы из суеверия не занимаетесь этой проблемой до рождения малыша, то все же составьте с женой список нужных вещей с указанием источников их поступления.   В-пятых, вам предстоит подготовить квартиру к приезду жены с ребенком. Заранее обдумайте, где вы разместите кроватку, коляску и пеленальный стол.   Наконец, в-шестых, позаботьтесь о запасе денежных средств, который может понадобиться для родов, приглашения детских врачей, закупки необходимых ребенку и жене предметов, продуктов и медикаментов как во время, так и после родов.   Проделав все это, вы можете относительно спокойно ожидать приближающийся день или ночь родов.    

2. В чем сходство и различие поведения отца и матери в период беременности? Каким образом будущие отцы могут помочь своим женам в этот период?

У будущих отца и матери могут возникнуть самые разнообразные эмоции: благодарность и восхищение, гордость за свою семью, страх потерять независимость и свободу, предчувствие изменений отношений с супругом, боязнь изменений в физическом теле, волнения относительно судьбы и здоровья ребенка, сомнение в своей способности стать хорошим родителем, страх испытать боль в родах и т.п. К сожалению, следуя стереотипам поведения, бывает, что мужчина не хочет видеть слез жены, а женщина не просит мужа о поддержке. Подумайте о том, что негативные чувства, постепенно накапливаясь, соединяются в огромный ком, который грозит разрушить и ваше здоровье, и ваши отношения. Стоит ли таить в себе как положительные, так и отрицательные эмоции? Одно из распространенных заблуждений: любящий человек должен без слов понимать, что нужно любимому. Женщины, убежденные в этом, о поддержке не просят, но обиду таят. Однако, даже для любящего мужа жена остается непрочитанной книгой, загадкой. И это хорошо, иначе, он потерял бы к ней интерес. Ответственность за семью вынуждает мужчину уделять много времени другим заботам, прежде всего, работе, и ему бывает нелегко переключиться без помощи женщины на волну ее переживаний. Разумная жена обратится так: "Дорогой, ты знаешь, у меня в данный момент такое настроение, что мне хочется плакать. Я думаю, мне станет легче, если я поплачу на твоем плече, а ты погладишь меня по голове. Мне сейчас очень нужна твоя поддержка". А в другой раз женщина испытывает раздражение, гнев и волнение. И она опять обращается к мужу: "Ты знаешь мне в данный момент хочется рвать и метать. Ты не будешь возражать, если я немного поколочу тебя? Может быть, мне станет легче. Мой гнев не обращен на тебя. У меня нет обиды на тебя. Но мне необходимо снять мое напряжение. Помоги мне в этом." На такие просьбы муж вряд ли ответит отказом. И женщина испытает чувство благодарности к понятливому и терпеливому мужу. Разве мы меньше радуемся подарку, о котором просили, чем тому, о котором не догадывались? Ведь скорее именно первый удовлетворит наше желание. Готовность будущего отца прислушаться и пойти навстречу желаниям жены создает самую благоприятную атмосферу в доме. Проводите вместе время за занятиями, доставляющими удовольствие вам обоим и часть времени за такими, которые доставляют удовольствие или просто необходимы будущей маме: прогулки, прослушивание музыки ( в живом исполнении или записи), посещение выставок, чтение книг ( сказок, например), визиты к хорошим друзьям и т.п. Если время отца заполнено до предела, ему стоит постараться все-таки изменить свое расписание так, чтобы как можно чаще отдыхать вместе. Может быть, для этого придется отказаться на несколько месяцев от занятий спортом, мужских посиделок или командировок. Сознание, что вашим участием создаются самые благоприятные условия для развития вашего ребенка, должно укрепить вас при принятии оптимального решения. Советы мужу:   Обратитесь к опыту других отцов   Будущему отцу может быть полезен опыт других отцов. Один из пап даже написал книгу (Андрей Максимов. "Кормящий отец. Пособие для сумасшедших пап." - М.: Воскресенье, 1993г.) Автор говорит: "По-моему, любовь - это такой коктейль, который в разные периоды жизни замешивается на разных чувствах. Так вот, когда жена беременна, этот коктейль... должен настаиваться на двух чувствах: гордости и жалости... И не надо к ней относиться как к больной. Нужно выводить жену в свет и пичкать ее положительными эмоциями. Хорошо бы с женой гулять... Ей ведь воздуха теперь нужно на двоих." "Нужно позаботиться о жениной одежде...Беременная женщина может быть очень красива, но она может быть и уродлива... Вы должны помочь жене добыть портниху. Вы должны добывать развлечения. (Все это - не устаю повторять - требует денег.)" (с.14)   Проявляйте интерес к визитам жены к врачу   Так как эти посещения будут довольно частыми, хорошо, если муж сможет как-то облегчить хлопоты жены. Например, сопровождать ее на машине, подобрать учреждение с наилучшими условиями обслуживания. Многие папы хотят присутствовать при ульразвуковом исследовании плода, чтобы получить зрительное представлении о своем чаде. В некоторых учреждениях можно попросить врача сделать при этом фотографию.   Женщина может захотеть поделиться услышанным от врача, особенно если она испытала волнение. Мужу надо проявить внимание и выслушать жену. Может случиться, что вам придется провести семейный совет, чтобы принять решение о госпитализации или выборе нового врача или учреждения. Разделите с женой здоровый образ жизни Отцы, как и матери, беспокоятся за здоровье будущего ребенка. Но мать берет ответственность на себя, а вот отец, как правило, возлагает ее на жену, требуя соблюдения различных ограничений, часто чрезмерных. Однако исследования показали, что эффективнее всего помогает отец, который сам воздерживается, по крайней мере, тогда, когда находится рядом с женой. Если отцу это представляется слишком большой жертвой, то ему стоит подумать обо всех жертвах, на которые идет она для того, чтобы родить их ребенка. Кроме того, как известно, здоровый образ жизни полезен всем и всегда. Быть может, проявляя вначале заботу о здоровье жены и ребенка, впоследствии отец сделает собственный выбор в пользу здоровой пищи, отказа от курения и других вредных привычек.    

3. Опишите три периода пренатального развития.

Герминальный период Через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на две клетки. Затем, в результате второго дробления, из этих двух клеток образуется четыре и т.д. Процесс дробления клеток ускоряется и к концу шестого дня образуется уже более 100 клеток. Они содержат тот же набор ДНК, что и зигота. К концу первой недели из клеток, образовавшихся в результате дробления зиготы, формируется бластоциста – шарообразное скопление клеток, внутренняя полость которой заполнена жидкостью из яйцевода. Бластоциста движется по фаллопиевой трубе в матку. В это же время начинается процесс дифференциации клеток, то есть разделение их на группы в соответствии с будущими функциями. Из внутренних клеток бластоцисты образуется зародышевый диск, из которого впоследствии образуется эмбрион. Из других групп клеток формируются вспомогательные структуры и защитные оболочки, покрывающие эмбрион. Одновременно с этим на шестой день после оплодотворения бластоциста, свободно плавающая внутри матки, начинает внедряться в ее поверхность, разрывая мельчайшие кровеносные сосуды, чтобы добыть себе питательные вещества. Этот процесс, который носит название имплантации, вызывает в организме женщины гормональные изменения, свидетельствующие о наступлении беременности. Эмбриональный период Период с конца второй недели до конца второго месяца с момента зачатия. Протекание двух важных процессов: 1) Из наружного слоя клеток образуются все ткани и структуры, которые в течении беременности будут питать и защищать эмбрион. Эмбрион развивается, окруженный защитными оболочками в мешке амнеона, заполненном околоплодной жидкостью. Питается эмбрион при помощи плаценты. Это дисководное тканевое образование, расположенное на одном из участков стенки матки, через которое эмбрион получает питательные вещества и удаляет продукты деятельности. Обмен веществ также происходит через пупочный канатик – пуповину – это плотный тяж, соединяющий плаценту с пуповиной, содержащий в себе две артерии и одну вену. Кровеносные системы у матери и ребенка разные, не являются общей. Плацента обеспечивает обмен питательными веществами путем диффузии через клеточные мембраны, не допуская обмена кровяных клеток. 2) Из зародышевого диска начинается развитие самого эмбриона. На протяжении шести недель эмбрионального периода зародыш быстро растет и каждый день происходят определенные изменения. После имплантации клетки эмбриона разделяются на три слоя: Эктодерма – наружный слой – образуется кожа, органы чувств, нервная система. Мезодерма – средний слой – развивается мышечная ткань, кровеносная и выделительная система. Эндодерма – внутренний слой – пищеварительная система, легкие, щитовидная железа и другие органы. Одновременно развивается нервная трубка и сердце. К концу четвертой недели начинается биться сердце и функционировать его нервная система. В течение второго месяца происходит быстрое развитие систем и органов, частей тела, лица. Фетальный период Продолжается с начала третьего месяца беременности и до момента рождения. Созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает двигаться, поворачивать голову, а затем все тело. Хмурится, шевелит губами, открывает рот, отрабатывает дыхательные упражнения в жидкой среде, совершает сосательные движения и сосет большой палец. На протяжении третьего месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода. В глазах образуется радужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. Формируются зубы, ушные раковины, ногтевые пластины. Развиваются щитовидная, вилочковая, поджелудочная железа и почки. Окончательно формируются репродуктивные органы. Начинает функционировать печень, появляются секреторные реакции желудка и легочные реакции. К 12 неделе развиваются голосовые связки, начинается процесс превращения из хрящей в кость ребер и позвонков. На 4 месяце длина тела увеличивается, так что голова перестает выглядеть непропорционально большой. Ясно различаются губы. Возрастает сила сердечной мышцы, частота сердечных сокращений 120-160 ударов в минуту. На пятом месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений. Глаза полностью сформированы и веки открываются. Идет интенсивное развитие костной системы, растут волосы на голове. Плод начинает распрямляться. Внутренние органы занимают надлежащее место. В течение второго триместра мозг увеличивается в 6 раз, регулирует деятельность других органов. Плод к концу шестого месяца жизнеспособен. В течение третьего триместра происходит созревание разных структур головного мозга. Подготовка к работе всех систем организма. На седьмом месяце плод ощущает прикосновения, боль, начинает работу вестибулярный аппарат. К 20-ой неделе развиваются органы вкуса и обоняния. К 24-ой неделе более полно развивается кожная чувствительность, плод реагирует на звук. Реакция становится более устойчивой к концу 25-ой недели. На восьмом месяце интенсивное набирание веса (до 200граммов в неделю). Образуется подкожный жировой слой. В течение девятого месяца плод продолжает расти и переворачивается вниз головой для прохождения по родовым путям. За 1-2-недели до родов плод опускается на «стартовую позицию», так как матка перемещается к основанию тазовой области. У плода снижается темп прироста веса, у матери появляются нерегулярные безболезненные сокращения мышц живота и матки, а клетки плаценты начинают дегенерировать. Все готово к родам.

Тема: Младенчество

1. Назовите главные этапы в развитии грубых и тонких моторных навыков у детей от рождения до 7 лет. Какие условия необходимы для моторного научения?

  Тонкая моторика (мелкая) - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Этапы в развитии тонких моторных навыков: 1.Умение смотреть. 2.Умение хватать. 3.Умение класть или ставить предмет в нужное место. 4.Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками. Грубая моторика (крупная) –движения, в которых участвуют крупные мышцы тела. Этапы в развитии грубых моторных навыков: 1.Умение переворачиваться 2.Ходьба, бег, ползание 3.Умение контролирования движения глаз Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.    

2. Опишите последовательность основных этапов развития речи младенца.

  1. Подготовительный этап (Довербальное развитие общения) Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. 2. Ситуативно-личностное общение На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами: · общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром; · содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив; · основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз. 3.Ситуативно-деловое Общение. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. 3. Ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями: 1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей; 2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней; 3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым; 4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.  

3. Какие факторы способствуют созданию оптимальной среды для интеллектуального роста?

 

4. Что представляет собой потребность в общении в младенческом возрасте? Охарактеризуйте основные формы общения ребёнка со взрослым в первые два года жизни.

  В общении с другими людьми, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивается способность к индентификации с людьми, а также со сказочными героями, игрушками. Учится принятым позитивным формам общения. Только в совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша. Назвав игрушку, ребенок получает ее для игры. Выделяют три этапа в овладении активным словом. На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. Малыш изо всех сил тянется к нему, кричит "дай-дай, да-да-да!", всячески выражает свое желание овладеть игрушкой, нетерпение, протест против действий взрослого. При этом сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса у ребенка не вызывают. На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. Он смотрит на него и указывает пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом: "да-да-да, на-ка-на-ля". Но назвать предмет правильно пока не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство. На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произнести слово. И если это удается, то он радостно повторяет его снова и снова и через некоторое время уже предпочитает словесную игру долгожданной игрушке. Только пройди через эти три этапа, ребенок 1-1,5 года начинает активно произносить слово.    

5. Опишите различия и сходства между взаимодействиями «мать – ребенок» и «отец – ребенок».

  Конечно, большее внимание ребенку идет от матери, т.к она его кормит, заботится, отец лишь помогает своей жене. Забота о ребенке связана для матери с бесконечными мелочами, которые для большинства окружающих не имеют никакого значения. Для матери важно все: как ребенок ест или спит, болит ли у него живот, не вызывает ли раздражение новая пеленка. В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом. В этот период отец помогает ребенку овладевать новыми умениями — ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Участие отца в развитии ребенка очень важно, но чтобы выполнять свою роль хорошо, нужно приложить немало усилий. На мой взгляд, здесь очень трудно сравнивать взаимоотношения родителей с ребенком. Каждый по-своему прав, взаимоотношение матери с ребенком в период младенчества очень близко. Мать ни на шаг не отходит от малыша, отец только помогает жене, есть исключения, если мать по какой-либо причине не может ухаживать за младенцем, за ним следит отец.    

6. Покажите, как конкретные методы воспитания ребенка влияют на развитие личности ребенка в первые два года жизни.

  Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. – педагог способствует восприятию мира, – педагог помогает ребенку осмысливать этот мир, – педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка. Поэтому как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Ведь каждый акт организуемой жизнедеятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания. Введение “методов воспитания” обусловлено психологической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Чтобы прослеживать становление отношений, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия “метод воспитания”, несмотря на некоторую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоретическую разработанность, крайне необходимы и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они и становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентировано разом на все стороны складывающихся у детей ценностных отношений. Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира. Единство методов обеспечивает реализацию целостности воспитательного процесса.    

Наши рекомендации