Факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка
ДИЗОНТОГЕНИИ:
(ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ):
1) Время и длительность воздействия повреждающих агентов
(возрастная обусловленность дизонтогении);
2) этиология дизонтогений;
3) распространённость болезненного процесса - локальность или
системность патогенного воздействия;
4) степень нарушения межфункциональных связей.
1. ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
А) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ (ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА) - ХАРАКТЕР АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ будет различным в зависимости от того, КОГДА ВОЗНИКЛО ПОВРЕЖДЕНИЕ Н.С.
ОБЩИМ для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обуславливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений.
Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребёнка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются ТЕРАТОГЕНАМИ.
Чем раньше произошло нарушение Н.С., тем вероятнее явления НЕДОРОЗВИТИЯ. Чем позднее возникло нарушение Н.С., тем более характерны явления ПОВРЕЖДЕНИЯ с распадом структуры психической функции.
Б) СРОКИ ПОРАЖЕНИЯ. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ ДАННОЙ ФУНКЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ и ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННОГО
ФАКТОРА.
Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано, и первичные зоны коры головного мозга. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своём развитии.
С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каждая функция в определённое время проходит через СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, НО И НАИБОЛЬШЕЙ УЯЗВИМОСТЬЮ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ по отношению к вредности.
Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребёнка в целом. Выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находится в сензитивном состоянии, и периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем с превалированием первых.
В СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ особенно велика возможность психических нарушений. Другие возрасты более устойчивы к различным вредностям.
Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА - возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. (Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т.д.). Склонность к регрессу при прочих равных условиях также более характерна для менее зрелой функции.
Вероятность явлений регресса имеется и в тех случаях, когда более ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с уже возникшими более сложными формами организации психической деятельности. При этом, ЧЕМ ДОЛЬШЕ сохраняются более ранние формы реагирования, чем больший разрыв между ними и сложными формами психической организации, ТЕМ МЕНЬШЕ устойчивость психического развития в целом и БОЛЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ регрессивных явлений.
+ Следует иметь в виду, что РЕГРЕССУ ПОДВЕРЖЕНЫ не только функции, находящиеся в сензитивном периоде, НО И ФУНКЦИИ УЖЕ ДОСТАТОЧНО ОФОРМЛЕННЫЕ. Это наблюдается при более грубом вредоносном воздействии. (Например, при остром начале шизофренического процесса у ребёнка).
+ ЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА следует дифференцировать от ЯВЛЕНИЙ РАСПАДА, при котором происходит не снижение функции до более раннего возрастного уровня, а её ГРУБАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ ВЫПАДЕНИЕ.
Таким образом, отставание в развитии никогда не носит равномерный характер. При повреждении Н.С. в первую очередь страдают функции, которые непосредственно с ней связаны (глухота - нарушение речи). Затем страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью. ЧЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОРАЖЕНИЕ Н.С., ТЕМ БОЛЕЕ СТОЙКИ ЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА И БОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫ ЯВЛЕНИЯ РАСПАДА. Поэтому диагностическая карта развития аномального ребёнка будет иметь мозаичный характер: одни функции останутся относительно сохранными, другие - задержаться в своём развитии, третьи - будут повреждены.
II. ЭТИОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНИЙ.
Под ЭТИОЛОГИЕЙ - понимают не только ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ тех или иных нарушений, но и УСЛОВИЯ, которые способствуют их проявлению.
Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии.
Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам.
III. РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ БОЛЕЗНЕННОГО ПРОЦЕССА - ЛОКАЛЬНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМНОСТЬ ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Существенным условием выраженности той или иной патологии является ИНТЕНСИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Характер нарушения зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространённости.
- К ЛОКАЛЬНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ принято относить дефекты отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речевой и двигательной сферы.
- К СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЯМ разной тяжести относятся интеллектуальные дефекты - у/о и ЗПР.
Итак, различаются II ОСНОВНЫХ ВИДА ДЕФЕКТА: 1) ЧАСТНЫЙ, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. 2) ОБЩИЙ, связанный с нарушением регуляторных систем. Глубина поражения или СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА определяет разные условия аномального развития. Чем ГЛУБЖЕ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ, тем БОЛЬШЕ СТРАДАЮТ другие функции.
Особенностью детского возраста является, с одной стороны, ОБЩАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ, а с другой - большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею СПОСОБНОСТЬ К КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА. Поэтому при поражениях, локализованных в определённых центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадение определённых функций. Так, при локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идёт за счёт сохранности других систем мозга, во втором - общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.
IV. СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (В ЧАСТНОСТИ, МЕЖПОЛУШАРНЫХ) И ИЕРАРХИЧЕСКИХ
КООРДИНАЦИЙ.
СЛОЖНАЯ СТРУКТУРА АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ не исчерпывается только отклонениями тех сторон психической деятельности, которые находятся в прямой зависимости от первично пострадавшей функции. В СИЛУ СИСТЕМНОГО СТРОЕНИЯ ПСИХИКИ ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, в свою очередь, становятся причиной недоразвития других психических функций.
Большое значение имеет ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГА. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с повреждённой. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создаёт более обширный характер нарушений, не укладывающихся в чёткие рамки топической диагностики.
Анализируя аномальное развитие Л.С.Выготский отмечал, что недоразвитие ВПФ у аномальных детей возникает как добавочное, вторичное явление, надстраивающееся на основе первичных особенностей. А НЕДОРАЗВИТИЕ НИЗШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ является прямым следствием дефекта. Т.Е. НЕДОРАЗВИТИЕ ВПФ автор рассматривает как ВТОРИЧНУЮ НАДСТРОЙКУ НАД ДЕФЕКТОМ.
Отставание в развитии никогда НЕ НОСИТ РАВНОМЕРНОГО ХАРАКТЕРА: при общем повреждении Н.С. в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с повреждённой. Чем тяжелее поражение Н.С., тем более стойки ЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА и более вероятны ЯВЛЕНИЯ РАСПАДА. Поэтому ПРОФИЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА часто будет состоять из сохранных, повреждённых и в разной степени задержанных в своём формировании психических функций.