Тема 2. Система профориентации
Профессиональная деятельность профориентолога
Рассмотрим области деятельности профориентолога:
• профессиональные учебные заведения: оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, мотивирование профессионального развития и мониторинг этого процесса, стимулирование профессионального становления, преподавание дисциплины «Основы профориентологии»;
• службы занятости населения: психологическое консультирование в выборе профессии и профессиональной ориентации, психологическое просвещение сотрудников служб занятости;
• государственные и коммерческие предприятия: психологическое консультирование сотрудников, испытывающих профессиональные трудности, кризис, неудовлетворенность, переживающих конфликт; помощь службам развития персонала; формирование резерва на выдвижение; прогнозирование карьеры; определение профпригодности, участие в аттестации работников;
• центры психологического консультирования: оказание помощи и поддержки людям, испытывающим трудности и конфликты в профессиональной жизни; проектирование альтернативных сценариев профессиональной биографии.
Таким образом, в деятельности профориентолога можно выделить следующие функции: диагностическую, прогностическую, консультативную, профессиографическую
Основные виды деятельности профориентолога:
• профессиональное консультирование, связанное с адекватным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессиональной карьеры, сменой профессии;
• психологическая профилактика, направленная на предупреждение негативных явлений, обусловленных длительным выполнением одной профессиональной деятельности, на создание благоприятного психологического климата и предупреждение профессиональных конфликтов;
• психологическая помощь безработным, а также работникам, переживающим кризисы профессионального развития и конфликты профессионального самоопределения; психологическое обеспечение профессионального самосохранения;
• диагностика, позволяющая определять профессиональную пригодность, готовность и предрасположенность к выполнению профессиональной деятельности, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации, психические состояния в трудовом процессе;
• разработка профессиограмм, моделей специалиста, экспертиза факторов результативности деятельности, конструирование методик аттестации работников;
• мониторинг профессионального развития, включающий создание банка данных, рекомендаций по перемещению и оптимальному использованию специалистов;
• психологическое сопровождение профессионального образования, профессионального роста и карьеры персонала.
Тема 2. Система профориентации
Профессиональная ориентация — это сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. Участвуют в профориентационной работе многие социальные институты: система образования всех уровней, семья, общественность, средства массовой информации, предприятия, специальные службы.
Государственная система профориентации в России представляет собой совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профессиональной ориентации, образование, содействие занятости, здравоохранения, социальной защиты и психологической поддержки граждан.
Основными субъектами государственной системы профориентации являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, учреждения (центры) профориентации и психологической поддержки населения Минтруда России, подразделения профориентации и психологической поддержки населения территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, образовательные учреждения разных типов и видов, органы местного самоуправления.
Рассмотрим более подробно компетенцию государственных учреждений (центров) профориентации и психологической поддержки населения, центров занятости населения, а также образовательных учреждений - основных субъектов профориентации.
К учреждениям профессиональной ориентации и психологической поддержки населения относятся учреждения, основной деятельностью которых является профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация и психологическая поддержка различных категорий населения Российской Федерации.
Учреждения (центры) профориентации и психологической поддержки населения:
- осуществляют координацию и информационно-методическое обеспечение деятельности в области профориентации и психологической поддержки населения в соответствующей территории;
- осуществляют научно-методическую деятельность в пределах своей компетенции;
- оказывают психолого-профориентационные услуги различным категориям населения, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;
- -оказывают на договорной основе дополнительные психолого-профориентационные услуги населению и организациям; реализуют дополнительные образовательные программы в области профориентации и психологической поддержки населения.
- Территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости:
- информируют и консультируют граждан» обратившихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
- осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;
- обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния и
разрешения психологических проблем, препятствующих их профессиональной самореализации.
Учреждения образования:
- обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом;
- способствуют развитию трудовой мотивации, профессиональных интересов и формированию профессиональных склонностей учащихся;
- проводят системную профориентационную работу, привлекая для этих целей специалистов соответствующих организаций и учреждений, а также родительскую общественность;
- организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них на основе комплексного изучения личности профессиональные намерения, сознательный подход к выбору профессии в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями, состоянием здоровья, а также потребностями региона в кадрах;
- обеспечивают мероприятия профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
-создают условия для социальной адаптации студентов (слушателей) и их адаптации к будущей профессиональной деятельности; способствуют формированию профессиональной мобильности выпускников;
- организуют мероприятия по формированию у студентов (слушателей) адекватного представления о рынке труда и требованиях работодателей, эффективных способов поведения на рынке труда.
Службы практической психологии образования:
- содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
- создают психологические условия для развития и проявления познавательных и творческих способностей, формирования нравственных качеств личности;
- оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в психическом развитии учащихся;
- внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.
Профессиональная ориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (БСЭ)
Профессиональная ориентация- комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:
-на формирование профессионального призвания;
- на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профессиональной ориентации являются:
- профессиональное просвещение;
- профессиональное самоопределение;
- профессиональное консультирование;
- трудоустройство;
- профессиональный отбор;