Ресурсы, качество и эффективность управления
Ресурсы – это факторы производства, это те необходимые компоненты, кот-ые требуются для нормального функционирования организации.
Выделяют 4 категории ресурсов:
1) Финансовые (необходимые для вложения в капитальные и текущие активы). Источниками являются: акционеры, банки держатели облигации и т.д.
2) Человеческие (обученные работники задача, которых является увеличение прибыльности производимой продукции. А также те работники, которые обеспечивают процесс производства и сбыта продукции). Источники: рынок труда.
3) Материальные (земля, здания, производственные помещения, оборудование). Источники: агентства по недвижимости, строительные и торговые компании.
4) Нематериальные (ресурсы которые не видимы и не ощутимы но являются необходимым условием для успешного развития компании, знания умения, навыки, лицензии логотипы, патенты.). Источники: внутри компании.
Качество и эффективность управления.
Качество и эффективность управления - это совокупность свойств, определяющих возможность создания благоприятных условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:
1) потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;
2) средства производства;
3) социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации.
Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат,
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Критерии и показатели эффективности управления.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные показатели:
1) комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
2) финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
3) показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Качественные показатели:
1) повышение научно-технического уровня управления;
2) уровень интеграции процессов управления;
3) повышение квалификации менеджеров;
4) повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
5) формирование организационной культуры;
6) управляемость системы;
7) удовлетворенность трудом;
8) завоевание общественного доверия;
9) усиление социальной ответственности организации;
10) экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.