Маслоу разделил потребности на две большие категории
Министерство высшего образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный технический университет
Кафедра управления строительством
Доклад на тему:
«Содержательные теории мотивации»
Выполнила:
студентка группы Б3451
Кожевникова Е.Ю
Принял: Половинкин И.С.
Воронеж 2016 г.
Содержание:
1. Содержателиные теории мотивации
2. Виды содержательный теорий
2.1. Иерархия потребностей Маслоу
2.2.Иерархия потребностей по Альдеферу
2.3.Теория двух факторов Герцберга
2.4.Концепция трех приобретенных потребностей МакКлейлланда и Аткинсона
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации изучают потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Потребность – испытываемая человеком нехватка чего-либо, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Человек стремится снизить напряжение, когда испытывает нужду в удовлетворении потребности
Мотив – внутренняя психологическая причина, от которой зависит поведение чеовека.
Мотивация – Внутреннее состояние человека связанное с потребностями, которое стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Стимул – внешний раздражитель, склоняющий к действию.
Виды содержательных теорий мотивации
1) Иерархия потребностей Маслоу
2) Иерархия потребностей по Альдеферу
3) Теория двух факторов Герцберга
4) Концепция трех приобретенных потребностей МакКлейлланда и Аткинсона
Иерархия потребностей Маслоу
В школе человеческих отношений привлекает внимание знаменитая гуманистическая теория мотивации А. Маслоу, согласно которой потребности носят иерархический характер.
Вначале люди стремятся удовлетворить потребности низкого уровня, затем переходят к более высокому. Если удовлетворена одна потребность или достигнута одна цель, другая потребность или цель приходит им на смену.
Маслоу разделил потребности на две большие категории.
- Первичные потребностиохватывают потребности на низших уровнях, включая физиологические потребности и потребности в безопасности. Они удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности (пища, здоровая окружающая среда), тогда как потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам.
1. Физиологические потребностиявляются первичными и необходимыми для выживания: это потребности в еде, воде, отдыхе, сексуальные потребности. Они являются природными, они присущи человеку с момента рождения.
2. Потребности в безопасности. Люди нуждаются в защите от опасностей и неопределенностей в будущем (от серьезных болезней и прочих опасностей в неопределенном будущем, потребности в защите от физических и психологическихопасностей со стороны окружающего мира).
В развитых странах удовлетворение первичных потребностей людей взяло на себя государство, чтобы население страны могло полнее реализовать свой потенциал.
3. Потребность в принадлежностии причастности, при-
вязанности и поддержке, понимании в коллективе (социальный
уровень).
Для удовлетворения социальных потребностей работников полезными будут следующие действия:
распределение работы таким образом, чтобы при ее выполнении возникала необходимость и возможность общения между членами коллектива;
создание условий, при которых каждый исполнитель ощущал бы пользу от работы других членов коллектива для повышения ценности и значимости результатов своего труда, а также для достижения общих групповых целей;
проведение мероприятий, способствующих информированности коллектива;
при распределении работы учет интересов существующих неформальных групп, если они не наносят ущерба организации.
4. Потребность в уважении и признании. Человеку необходимо верить, что его труд имеет значение для общества, что его принимают друзья, что он уважаем коллегами.
Для удовлетворения потребностей работников в уважении менеджеры могут применять девять правил Д. Карнеги, позволяющих воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;
сначала поговорите о собственных ошибках, а затем
уже критикуйте своего собеседника;
задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему
что-то приказывать;
давайте людям возможность спасти свой престиж;
выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте чистосердечны в своей оценке, щедры на похвалу;
создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;
прибегайте к поощрению. создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось нетрудным;
добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Потребности в самоутверждении можно удовлетворять путем предоставления исполнителям сложной, содержательной и важной работы, результаты выполнения которой могли бы быть видны и окружающим.
5. Потребностьв самореализации— возможно более полном выявлении талантов и мастерства, которыми обладает человек. Самореализация — это поиск, цель, а не какое-либо определенное свершение.
Самоактуализация — это высшая степень мотивированности человека; его желание и волевые действия стать тем, кем он может стать, достичь максимальной степени реализации имеющегося потенциала.
Однако с самореализацией связан и ряд проблем:
человек не всегда знает о своих способностях, предназначении или таланте;
человек знает о своих способностях, но не хочет развивать их в процессе труда из-за слабой воли;
человек знает о своих способностях, но не может равивать их в процессе труда по ряду причин (материальных, физических и др.).
По А. Маслоу, высшего уровня мотивированности достигают всего лишь около 1 % всех людей.
Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
А. Маслоу сформулировал три фундаментальных допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории:
люди — нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;
состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию;
существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.
Гуманистическая теория потребностей Маслоу впервые дала объяснение, почему одна и та же система мотивации может в разное время оказывать различное воздействие на личность (в зависимости от степени удовлетворенности в этот момент ее иерархических потребностей). Работник, испытывающий голод и холод, будет сначала искать пищу, кров и только потом (в подавляющем своем большинстве) будет думать о своих обязанностях. Находясь в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с по тенциальными возможностями.
Теория Маслоу играет важную роль в поисках ответа навопрос, почему люди работают, берутся решать сложные задачи. Однако основной недостаток этой теории состоит в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей людей.