Психодиагностика креативности
Теоретический обзор
Креативность, или творческая способность, активно стала изучаться после опубликования работ Гилфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конверрентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.
У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд—Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.
Творческое мышление:
пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
подвижно, т е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Творцом, также как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способсвуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.
Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности (Cr). Оказалось, что эти понятия не всегда взаимосвязаны. В 1960 году Гетцельс и Джексон опубликовали данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.
Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:
богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
оригинальность;
любознательность;
способность к разработке гипотезы;
иррелевантность — логическая независимость реакции от стимула;
фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.
Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.
Способность к обнаружению и постановке проблем.
Способность к генерированию большого количества идей.
Семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей.
Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость — увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.
Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — на вербальную креативность, 4 — на невербальную). Приведем примеры некоторых заданий на креативность: тест «легкости словоупотребления» (напишите как можно больше слов, содержащих букву «о»); тест «беглости идей» (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, явления, которые могут быть белого цвета); тест на «гибкость идей, гибкость использования предметов» (укажите как можно больше разных способов использования консервной банки); тест на «составление изображений» (составить как можно больше разных изображений, используя набор фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция).
Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Торранс разработал серию тестов на креативность «от дошкольников до взрослых», разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам ис- пытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входят 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Торранс для оценки уровня креативности использовал показатели:
Легкость — быстрота выполнения задания.
Гибкость — число переключении с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов.
Оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых. Если данный ответ встречается менее 1% случаев (т. е. 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оценивается как максимальная — в 4 балла, если меньше 2% — то оригинальность оценивается в 3 балла), если ответ встречается более 6% (6—7 человек из 100 дали одинаковый ответ), то оригинальность отсутствует, 0 баллов.
Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаружнвает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.
Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.
Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками.
Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
Методика креативного поля была разработана Д. Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:
отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов;
отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях — от частного до общих, пользуясь универсальными законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя — выход за пределы заданного;
эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.
Согласно этим принципам, Д. Б. Богоявленская в своих исследованиях использовала несколько типов специфичных задач. Для исследования, например, детей младшего школьного возраста применялась методика «Морской бой» — задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью выявления закономерностей. Методика «Система координат» заключается в работе с формулами. Но наиболее полно иллюстрирующим методом креативного поля является методика «Сказочные шахматы» — шахматные задачи на доске нетрадиционной формы — цилиндрической — «свернутой в трубу» (левая вертикаль граничит с правой). При этом исследования показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.
Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач, и собственно сам эксперимент: решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:
приемы, которые зависят от количества решенных задач, располагаются выше;
приемы, вероятность использования которых в данной задаче больше, — ниже;
приемы с большим кругом обобщения — выше.
Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые классифицируются на три категории по уровню интеллектуальной активности.
1) Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к стимульно-продуктивному уровню, если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием «познавательного интереса» и инициативы. Как будет видно из нижеизложенного, интеллектуальная активность зависит от личностных качеств, независимо от интеллектуальной базы. Поэтому высокая научно-техническая подготовка без соответствующего нравственного развития ведет к прагматизму и профессиональной узости.
2) Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.
3) Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач — характерная черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.
Дети младших классов, достигшие в ходе эксперимента креативного уровня, чаще всего характеризовались педагогами как «всегда имеющие свое мнение». Далеко не всегда успех в профессиональной деятельности свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности. Многие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности. Например, Рентген открыл Х-лучи, Бойль — обратную пропорциональность объема и давления в газе, и эти явления были названы их именами, но теоретическое осмысление их принадлежит другим ученым.
иагностика креативности.
Медник использовал такой прием: к трем словам не связанным друг с другом, которые были произнесены вслух, нужно найти четвертое, связанное со всеми тремя.
Беррон предлагал: заштриховывать фигуры, имеющие разные формы, расположенные по степени предпочтительности. По Беррону - творческие личности предпочитают сложные фигуры. Не творческие личности - простые, симметричные фигуры.
К басням, не имеющим конца, психологи предлагали придумать окончание и мораль.
Первые тесты по выявлению креативности разработаны Гилфордом.
Южнокалифорнийские тесты Гилфорда. Построены на концепции Гилфорда, на модели интеллекта. Умственную операцию, которая образует основу креативности нужно проверять по 4 типам содержания:
- изобразительное
- семантическое
- поведенческое
- символическое
Разработать задания таким образом, чтобы получать разные типы результатов. 4 на основе изобразительного содержания, 10 на семантическое и символическое содержание (например: легкость словоупотребления, легкость в использовании ассоциаций...). Тесты на креативность ориентированы на взрослых, начиная со старших классов. Все тесты имеют низкие показатели валидности и надежности. По этой причине не используются для практических целей. Неудача связана с тем, что Гилфорд не учел личностный аспект креативности, он измерял мышление.
Наиболее известные методики Поля Торенса. Нужно ориентироваться не на результат выполнения теста, а фиксировать сам процесс выполнения. Его тесты построены почти как у Гилфорда. Показатели, параметры были теми же, что у Гилфорда (беглость, гибкость...). Но Торенсу удалось создать тесты высокой надежности, валидности, так как он не пытался разработать факторных чистых тестов, которые диагностируют только одну способность, например - креативность. Творческий процесс - сложный, разделить его невозможно.
Торенс в 1966 году разработал 12 тестов "Творческого мышления". Они сгруппированы в вербальную изобразительную, звуковую шкалы:
1. вербальная - оценивает вербальное творческое мышление
2. изобразительная - оценивает изобразительное творческое мышление
3. звуковая - оценивает словесно-звуковое творческое мышление
Нужно создать творческую обстановку. Тесты проводить в виде игровых занятий. Торенс предлагает диагностировать испытуемых, начиная с 5 лет, далее вся школа и взрослые. Каждая батарея тестов имеет две эквивалентные формы.
Тест на оценку вербального творческого мышления. Состоит из 7 субтестов:
задание - "Задайте вопросы", любые вопросы, но не простые.
задание - "Отгадайте причины", перечислите большое количество причин того, что произошло
задание - "Отгадайте последствия"
задание - "Плоды усовершенствования", придумать больше интересных и необычных способов изменения известного в быту предмета
задание - "Необычное употребление" известного в быту предмета
задание - "Необычные вопросы" к усовершенствованному предмету из 5 задания
задание - "Давайте представим" необычную ситуацию и большое количество догадок о возможных последствиях этой ситуации
Тест на оценку словесно-звукового мышления. Состоит из 2 субтестов, которые проводятся с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры.
1 субтест - звуки и образы, узнать звуки
2 субтест - состоит из 9 слов, слова повторяются 4 раза
Ответы на этот тест оцениваются только по оригинальности
В 1980 году - Торенс предложил тест креативности, проявляемый в действиях и движениях для дошкольников. Задания созданы таким образом, чтобы дошкольники могли проявить креативность мышления в закрытом помещении.
Фигурный тест Н.Б.Шумаковой. Стандартизирован на наших школьниках. Проверен на надежность и валидность. Методика состоит из 3 заданий: можно выполнять групповым способом. Для детей от 8 лет. Каждому испытуемому выдают цветные карандаши или фломастеры, ручку, ластик, клей и тестовую тетрадь. На первой странице ребенок записывает информацию о себе. После этого психолог дает общие инструкции к тесту.
задание. Наклеить фигуру на белом листе и на основе фигуры нарисовать рисунок. Дать оригинальное название. 10 минут дается на все.
задание. Незаконченные фигуры. Нарисовать неординарную картинку. Дать название. 10 минут.
задание. Изобразить на листе:
- линии
- круги
При этой диагностике лучше использовать одну форму. Не боясь списывания. У испытуемых не возникает желание срисовывать. Нужно нарисовать то, чего нет у других. Обработка теста представляет особые сложности. Удобнее приспособиться, натренироваться на одной форме. Обработка начинается с 1 задания. Психолог должен установить стоил ли оценивать это задание. Соответствие инструкции. Нарисована ли картинка на основе наклеенной фигуры. Анализ начисления баллов по 1 заданию. Баллы начисляются по оригинальности по разработанности. Нужно открыть руководство к методике: список 1 , задание 1. Все ответы испытуемых, на которых апробировалась методика, занесены сюда и напротив каждого результата - количество баллов.
Если ответ встречался в 5% - 25 человек, или у большего количества испытуемых, то за оригинальность - 0 баллов.
Если ответ от 4% и почти до 5% случаев, от 20 до 24 человек - оценка за оригинальность - 1 балл.
Если от 3% почти до 4% - 2 балла.
Если от 1% почти до 2% - 3 балла.
Если меньше 1% - 5 баллов.