Как вы понимаете эйджизм и жестокость в работе с
пожилыми людьми?
Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает отрицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста, пренебрежение и негативное отношение к любой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет именно об отношении к пожилым и старым людям. Эйджизм часто соотносится именно с ними, т. е. общественным сознанием пожилые люди наделяются негативными характеристиками, например, считаются "бременем для государства". Иногда случаи жестокого отношения к пожилым людям можно прямо связать с распространением эйджизма: пожилые люди становятся, уважаемы меньше, чем остальные, поэтому с ними обходятся как с людьми, не заслуживающими равных прав.
Еще одной важной проблемой, как указывалось выше, является жестокое отношение к пожилым людям, которое может быть как со стороны тех, кто их обслуживает, так и со стороны членов семьи пожилого человека.
Попытка описать феномен жестокого обращения с пожилыми людьми сталкивается с необходимостью определить и идентифицировать это понятие (Краснова, 1998). Данный термин часто понимается по-разному: "плохое отношение к пожилым", "пренебрежение", "эксплуатация", "экономическая жестокость", "оскорбление действием", "физическая жестокость" и др. Эти определения имеют разное содержание и используются в разных контекстах.
Можно предложить следующую классификацию жестокости.
Физическая жестокость: рукоприкладство; побои; угроза физическим насилием; сексуальное насилие; ограничение движений; стеснение свободы; умышленное телесное повреждение, вызывающее смерть; убийство.
Психологическая жестокость: словесное оскорбление; обзывание; продуцирование страха возможным плохим обращением или помещением в дом престарелых; угрозы, изоляция; вымогательство; вызывающее поведение, влекущее за собой грубость со стороны пожилого человека; поведение, подрывающее личность пожилого; поведение или отношение, которые вызывают у пожилого чувство отчаяния, безнадежности; безжалостность; бессердечие.
Эксплуатация— экономическая жестокость: финансовая эксплуатация; отказ в доходе, заработке, пенсии; воровство денег; использование силы или юридических мер для нанесения ущерба пожилым.
Нарушение прав: нарушение законов, гарантирующих всем гражданам равные права.
Пренебрежение (активное):игнорирование; поведение, в результате которого остается брошенным слабый, выведенный из строя или умственно неполноценный человек, не способный заботиться о себе; помещение семьей людей, имеющих физические или умственные недостатки, в дом-интернат; нарушение долга или договора (принятых на себя обязательств), выражающееся в нанесении вреда, обиды или нарушении прав.
Пренебрежение (пассивное):непреднамеренное, неумышленное пренебрежение, которое, тем не менее, приводит к психологическому или физическому дискомфорту пожилого человека.
Общепризнанна тяжелейшей проблема определения психологической жестокости. Ученые считают, что такие проявления неизбежны со стороны социальных или медицинских работников, которые не прошли соответствующую психологическую подготовку, поэтому есть опасность недооценки субъективного фактора.
3.1.4. Что надо сделать, чтобы не позволить пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения?
Социальным работникам приходится выслушивать пожилых людей, которые рассказывают им о своей жизни; они могут чувствовать при этом их печаль, уныние, разочарование. Однако пожилые люди имеют не только горький опыт. О многих событиях, которые имели место в их жизни, они не вспоминают. События для пожилых людей становятся значимыми только в том случае, если они находят отражение в их поздней жизни.
Часто это отражение имеет место в начале беседы (контакта) пожилого человека и социального работника, которому больно слышать, что, например, пожилой человек потерял ребенка 40 лет назад или, что его женитьба (замужество) не удалась. Социальный работник начинает чувствовать отчаяние пожилого человека, его ощущение, что "жизнь прошла зря". Пожилые люди, особенно в нашей стране, имеют еще и "травматическую" память — о войнах, репрессиях.
Конечно, мы должны сочувствовать пожилым, но, следуя этому сочувствию, попадаем в ловушки, рассматривая всех пожилых людей как жертв неудачного прошлого, которое угнетает их; все они кажутся беспомощными жертвами тяжелых ситуаций. Такие неосознаваемые стереотипы пожилых людей — разновидность эйджизма, который ведет к обеднению практики. Социальным работникам кажется, что они уже знают (после предыдущего контакта), чего им ожидать от пожилого человека, чего он хочет. Поэтому они с ним уже не консультируются, т. е. действуют, как они считают, в интересах клиента. Однако такие действия социальных работников вызывают раздражение и тревогу у пожилых людей (Краснова, 2000).
Хорошо применять метод биографического интервьюирования, для того чтобы высветить позитивные события в жизни пожилого человека. Стимуляция воспоминаний может облегчить принятие пожилым своей жизни, вызвать понимание, что она "не прошла зря". Такая работа с пожилыми требует специальной профессиональной подготовки. Требуется изрядная доля толерантности, чтобы выслушивать скучные, бесконечно повторяющиеся, а иногда преувеличенно раздутые и выдуманные истории, терпеть эксцентричные выходки некоторых пожилых людей.
Требуется подумать о том, как бы мы сами хотели быть обслужены в подобной ситуации. Например, многие из нас посещали дома-интернаты для престарелых и говорили, что мы не хотели, бы там оказаться, даже в самых элитных условиях. Трудно представить свою жизнь в ограничениях свободы и выбора, как это принято в подобных заведениях. Но если это не подходит для нас, может быть, это не годится и для тех, с кем мы работаем? Стоит задуматься: неподходящие условия в домах-интернатах — это результат отсутствия финансирования, недомыслие тех, кто обязан заниматься пожилыми подолгу службы или результат бытующего мнения, что старые люди могут "подождать"? Если это первое или второе, то нужно просвещать политиков и финансистов, которые считают, что процесс старения их никогда не коснется или вовсе не думают об этом явлении.
При оказании профессиональной помощи следует исходить из следующего принципа: пожилой человек — взрослый, зрелый, умудренный опытом, способный овладеть новым опытом. Такой подход в корне отличается от отношения к пожилым людям как к ущербным объектам, нуждающимся в восстановлении, или как к невинным жертвам негативных воздействий угнетающей социальной системы. Осознание ограниченности профессиональной поддержки не препятствует сохранению гордости специалиста, возникающей как следствие компетентности и возрастающего мастерства. Отношение к клиенту как к самостоятельному человеку не означает, что специалист, оказывается, слеп к его потребностям и чувствам. Вера в то, что пожилой человек обладает способностью овладевать новым опытом, не должна мешать, специалисту выявлять случаи, когда клиент не делает этого, а снова и снова повторяет один и тот же вариант зависимого, ущербного поведения.