Как вы понимаете эйджизм и жестокость в работе с

пожилыми людьми?

Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает отрицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста, пренебрежение и негативное отношение к любой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет имен­но об отношении к пожилым и старым людям. Эйджизм час­то соотносится именно с ними, т. е. общественным сознанием пожилые люди наделяются негативными характеристиками, например, считаются "бременем для государства". Иногда слу­чаи жестокого отношения к пожилым людям можно прямо связать с распространением эйджизма: пожилые люди становятся, уважаемы меньше, чем остальные, поэтому с ними обходятся как с людьми, не заслуживающими равных прав.

Еще одной важной проблемой, как указывалось выше, является жестокое отношение к пожилым людям, которое может быть как со стороны тех, кто их обслуживает, так и со стороны членов семьи пожилого человека.

Попытка описать феномен жестокого обращения с по­жилыми людьми сталкивается с необходимостью определить и идентифицировать это понятие (Краснова, 1998). Данный термин часто понимается по-разному: "плохое отношение к пожилым", "пренебрежение", "эксплуатация", "экономичес­кая жестокость", "оскорбление действием", "физическая жестокость" и др. Эти определения имеют разное содержа­ние и используются в разных контекстах.

Можно предложить следующую классификацию жесто­кости.

Физическая жестокость: рукоприкладство; побои; уг­роза физическим насилием; сексуальное насилие; ограниче­ние движений; стеснение свободы; умышленное телесное повреждение, вызывающее смерть; убийство.

Психологическая жестокость: словесное оскорбление; обзывание; продуцирование страха возможным плохим об­ращением или помещением в дом престарелых; угрозы, изо­ляция; вымогательство; вызывающее поведение, влекущее за собой грубость со стороны пожилого человека; поведение, подрывающее личность пожилого; поведение или отноше­ние, которые вызывают у пожилого чувство отчаяния, без­надежности; безжалостность; бессердечие.

Эксплуатация— экономическая жестокость: финан­совая эксплуатация; отказ в доходе, заработке, пенсии; во­ровство денег; использование силы или юридических мер для нанесения ущерба пожилым.

Нарушение прав: нарушение законов, гарантирующих всем гражданам равные права.

Пренебрежение (активное):игнорирование; поведение, в результате которого остается брошенным слабый, выве­денный из строя или умственно неполноценный человек, не способный заботиться о себе; помещение семьей людей, име­ющих физические или умственные недостатки, в дом-ин­тернат; нарушение долга или договора (принятых на себя обязательств), выражающееся в нанесении вреда, обиды или нарушении прав.

Пренебрежение (пассивное):непреднамеренное, не­умышленное пренебрежение, которое, тем не менее, приво­дит к психологическому или физическому дискомфорту по­жилого человека.

Общепризнанна тяжелейшей проблема определения пси­хологической жестокости. Ученые считают, что такие проявления неизбежны со стороны социальных или медицинс­ких работников, которые не прошли соответствующую пси­хологическую подготовку, поэтому есть опасность недооцен­ки субъективного фактора.

3.1.4. Что надо сделать, чтобы не позволить пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения?

Социальным работникам приходится выслушивать пожи­лых людей, которые рассказывают им о своей жизни; они могут чувствовать при этом их печаль, уныние, разочарова­ние. Однако пожилые люди имеют не только горький опыт. О многих событиях, которые имели место в их жизни, они не вспоминают. События для пожилых людей становятся зна­чимыми только в том случае, если они находят отражение в их поздней жизни.

Часто это отражение имеет место в начале беседы (кон­такта) пожилого человека и социального работника, которо­му больно слышать, что, например, пожилой человек поте­рял ребенка 40 лет назад или, что его женитьба (замужество) не удалась. Социальный работник начинает чувствовать от­чаяние пожилого человека, его ощущение, что "жизнь про­шла зря". Пожилые люди, особенно в нашей стране, имеют еще и "травматическую" память — о войнах, репрессиях.

Конечно, мы должны сочувствовать пожилым, но, сле­дуя этому сочувствию, попадаем в ловушки, рассматривая всех пожилых людей как жертв неудачного прошлого, кото­рое угнетает их; все они кажутся беспомощными жертвами тяжелых ситуаций. Такие неосознаваемые стереотипы по­жилых людей — разновидность эйджизма, который ведет к обеднению практики. Социальным работникам кажется, что они уже знают (после предыдущего контакта), чего им ожи­дать от пожилого человека, чего он хочет. Поэтому они с ним уже не консультируются, т. е. действуют, как они считают, в интересах клиента. Однако такие действия социальных работников вызывают раздражение и тревогу у пожилых людей (Краснова, 2000).

Хорошо применять метод биографического интервьюирования, для того чтобы высветить позитивные события в жизни пожилого человека. Стимуляция воспоминаний может облег­чить принятие пожилым своей жизни, вызвать понимание, что она "не прошла зря". Такая работа с пожилыми требует специальной профессиональной подготовки. Требуется изряд­ная доля толерантности, чтобы выслушивать скучные, бес­конечно повторяющиеся, а иногда преувеличенно раздутые и выдуманные истории, терпеть эксцентричные выходки некоторых пожилых людей.

Требуется подумать о том, как бы мы сами хотели быть обслужены в подобной ситуации. Например, многие из нас посещали дома-интернаты для престарелых и говорили, что мы не хотели, бы там оказаться, даже в самых элитных условиях. Трудно представить свою жизнь в ограничениях сво­боды и выбора, как это принято в подобных заведениях. Но если это не подходит для нас, может быть, это не годится и для тех, с кем мы работаем? Стоит задуматься: неподходя­щие условия в домах-интернатах — это результат отсут­ствия финансирования, недомыслие тех, кто обязан зани­маться пожилыми подолгу службы или результат бытующе­го мнения, что старые люди могут "подождать"? Если это первое или второе, то нужно просвещать политиков и фи­нансистов, которые считают, что процесс старения их ни­когда не коснется или вовсе не думают об этом явлении.

При оказании профессиональной помощи следует исхо­дить из следующего принципа: пожилой человек — взрос­лый, зрелый, умудренный опытом, способный овладеть но­вым опытом. Такой подход в корне отличается от отношения к пожилым людям как к ущербным объектам, нуждающимся в восстановлении, или как к невинным жертвам негативных воздействий угнетающей социальной системы. Осознание ог­раниченности профессиональной поддержки не препятству­ет сохранению гордости специалиста, возникающей как следствие компетентности и возрастающего мастерства. Отноше­ние к клиенту как к самостоятельному человеку не означа­ет, что специалист, оказывается, слеп к его потребностям и чувствам. Вера в то, что пожилой человек обладает способ­ностью овладевать новым опытом, не должна мешать, специ­алисту выявлять случаи, когда клиент не делает этого, а снова и снова повторяет один и тот же вариант зависимого, ущербного поведения.

Наши рекомендации