Характеристика познавательной деятельности студентов

На занятиях по психологии

Разные методы обучения по-разному влияют на характер познавательной дея­тельности учащихся. В этой связи представляет интерес классификация методов, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. В соответствии с ней выделя­ются следующие методы обучения;

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый;

5) исследовательский (Педагогика, 2002, с. 275-281).

Объяснительно-иллюстративный методсостоит в том, что преподаватель со­общает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысли­вают и запоминают.

Это очень экономичный по времени способ передачи информа­ции.

Однако при его применении не формируются умения пользоваться получен­ными знаниями.

Данный метод довольно типичен для чтения лекций, когда пре­подаватель сначала излагает теорию, формулирует понятие, а затем приводит иллюстрации или примеры их использования для психологического анализа по­вседневной жизненной реальности или эмпирических исследований.

При выборе способов объяснения психологических знаний преподавателю важно предусмот­реть, каким образом новые знания будут встраиваться в систему прошлого опыта и знаний учащихся по психологии или другим предметам. Полезными приемами такого встраивания может быть аналогия, сравнение с другими явлениями и по­нятиями, уже известными учащимся.

Репродуктивный методзаключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие.

Студент выполняет дей­ствия по образцу, заданному преподавателем, и таким образом усваивает умения и навыки.

Этот метод обычно используется на семинарских и практических заня­тиях по психологии.

Проблемный методзаключается в том, что преподаватель ставит перед студен­тами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения.

В другом слу­чае ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ проблемной ситуации и поиск соответствующих средств осуществляют сами студентыв процессе индиви­дуальной или групповой учебной работы под руководством преподавателя.

Таким образом демонстрируются образцы научного решения проблем, образцы логики научного мышления, а также способы применения психологических знаний в практи­ческой деятельности.

При чтении лекций этот метод реализуется следующим обра­зом. Преподаватель сначала ставит вопрос, описывает факт, психическое явление, экспериментальную или жизненную ситуацию, а затем дает их теоретическое обоб­щение в виде понятия, показывая, как психологические знания могут помочь объ­яснить или решить проблему.

Использование проблемных ситуаций дает значи­тельный мотивационный эффект при изучении психологии.

Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный во­прос.

В процессе его обсуждения и решения данной проблемы преподавателем предлагаются (или самими учащимися находятся) психологические знания как средство решения.

Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается как прак­тически полезное.

Такой путь преподавания психологии будущим педагогам через анализ педагогических ситуаций и ошибок, через «производство психологического знания» и его переживание предлагает, в частности, Е. А. Климов (1998).

Частично-поисковый метод обучения часто называют эвристическим.

Суть его заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдель­ные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения.

Реше­ние каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего про­цесса решения осуществляется преподавателем.

Этот метод используется на прак­тических занятиях, когда студенты учатся формулировать инструкцию испытуемо­му, организовывать взаимодействие с ним, регистрировать, обрабатывать и интер­претировать полученные эмпирические данные.

Данный метод используется при обучении студентов в рамках курсовых работ на младших и средних курсах.

Исследовательский метод обучения предполагает творческое применение студентами знаний. При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы.

Данный метод обучения используется при выполне­нии студентами курсовых и дипломных работ.

Степень активности учащихся и студентов в процессе усвоения знаний явля­ется важным фактором успешного обучения.

С этой точки зрения в последнее время делается особый акцент на необходимости использования активных мето­дов в обучении психологии (Ляудис, 1989; Климов, 1998; Кадочкина, 1998; Бадмаев, 1999; Смирнов, 2001).

Рассмотренные выше методы нельзя рассматривать как пассивные или активные сами по себе. Активный характер им придает особая ор­ганизация познавательной деятельности учащихся и студентов.

Методика обучения может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемо­го, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности.

Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность ус­воения (Бадмаев, 1999, с. 47).

Под активными методами обучения понимаются те, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процес­се в противоположность так называемым традиционным подходам, в рамках ко­торых учащийся играет гораздо более пассивную роль.

Нужно согласиться с С. Д. Смирновым в том, что термин «активные методы обучения» — не совсем правильный, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует.

Но степень этой активности действительно неодинакова (т. е. гораздо выше при использовании активных методов) (Смирнов, 2001, с. 170).

Применение опреде­ленных приемов активизации и повышения эффективности обучения и составля­ет особенности различных активных методов.

Среди современных активных методов обучения В. Я. Ляудис выделила сле­дующие группы, наиболее интересные для использования:

1) метод программированного обучения;

2) метод проблемного обучения;

3) метод интерактивного (коммуникативного) обучения (Ляудис, 1989, с. 12).

Методы программированного обученияпредполагают перестройку традици­онного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержа­нию знаний.

Методы проблемного обученияосновное внимание уделяют мотивам и спосо­бам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обученияуправляют процессом усвоения знаний по­средством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

♦ в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;

♦ в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

♦ в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению (цит. по: Ляудис, 1989).

В. Я. Ляудис приводит интересные примеры и сценарии использования актив­ных методов в обучении психологии, накопленные в ходе работы со студентами (1989).

Опыт использования учебного театра в подготовке студентов-психологов описывает Е. Е. Кравцова (1998).

Дистанционное обучение

Одной из важных тенденций развития современного образования стало широкое внедрение различных дистанционных технологий обучения. Это привело к тому, что соответствующие изменения и дополнения были внесены даже в Закон Рос­сийской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после­вузовском профессиональном образовании» (О внесении изменений и дополне­ний..., 2003).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образо­вательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (там же, с. 14).

Дистанционные образовательные технологии могут ис­пользоваться при обучении по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, а также в форме экстерната.

Министерством образования РФ была разработана и утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обу­чения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования

(Об утверждении Методики применения дис­танционных образовательных технологий..., 2003).

Целью дистанционного обуче­ния является предоставление обучающимся возможностей обучения непосредст­венно по месту жительства, работы или временного пребывания.

В области психологии элементы дистанционного обучения уже введены или активно вводятся во многих высших учебных заведениях мира.

Есть такой опыт и в России (Гусев, Худяков, 1998; Бабанин, Войскунский, 1998; Жильцова, Самоненко, 1998; Соколков, Шабанов, 1998; Уакин, Капран, 1998; Якушина, 1998).

Основными дистанционными образовательными технологиями являются:

- кейсовая технология,

- интернет-технология,

- телекоммуникационная технология.

На­ряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства:

- специализирован­ные учебники с мультимедийными сопровождениями,

- электронные учебно-мето­дические комплексы (электронные учебники, учебные пособия),

- тре­нииговые компьютерные программы,

- компьютерные лабораторные практикумы,

- контрольно-тестирующие комплекты,

- учебные видеофильмы,

- аудиозаписи,

и другие материалы, передаваемые по телекоммуникационным каналам связи.

В качестве основного информационного ресурса в учебном про­цессе используются методически (дидактически) проработанные информацион­ные базы данных.

Эти базы (в виде изданий на различных типах носителей) вклю­чают:

- фонд основной учебной и учебно-методической литературы,

- фонд периодиче­ских изданий,

- фонд научной литературы.

При дистанционном обучении каждому обучающемуся обеспечивается доступ к средствам дистанционного обученияи основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана. Такой до­ступ обеспечивается за счет средств телекоммуникации.

Следует обратить внимание на то, что текущий контроль и промежуточная ат­тестация учащихся осуществляются или традиционными методами, или с исполь­зованием электронных средств (например, электронное тестирование), обеспечи­вающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускни­ков осуществляется традиционными методами.

3.7.Методы закрепления изученного материала

Закрепление изученного материалана занятиях по психологии может достигать­ся путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала.

Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель несколько раз повторяет какую-либо мысль, тезис, определе­ние. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку уча­щиеся остаются пассивными.

Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения:

- простое воспроизведение,

- резюмирующее повторение,

-систематизирующее повторение.

Причем для развития мышления и умения пони­мать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения.

Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услы­шанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отде­лять главное от второстепенного и обобщать изученный материал.

Систематизи­рующее повторение нацелено на объединение в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза.

Хорошим способом систематизирующего закрепления - составление таблиц и схем.

Следует помнить о правильном распределении повторения во времени.

Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения зна­ний, так и целям закрепления знаний.

Обычной для школы формой опроса явля­ется развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно боль­шого объема учебного материала.

Другой тип опроса — фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся.

В таком случае ставятся более конкретные вопросы, требующие относительно краткого ответа.

Помимо репродуктивного закрепления изученного материала полезно исполь­зовать и творческое его закрепление.

Для этого могут быть предложены практиче­ские задания различного типа, например психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач.

Большую попу­лярность в последние годы получило закрепление психологических знаний через опыт переживания, действия и самоанализа(см. Климов, 1997).

Особую увлека­тельность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических уме­ний, в частности интеллектуальные и ролевые игры.

Все шире используется учеб­ная работа учащихся и студентов в малых группах.

Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих фак­торов, в частности от:

1) целей образовательной программы;

2) особенностей содержания учебного материала;

3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;

4) уровня подготовленности студентов и учащихся;

5) материальной оснащенности учебного процесса.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте шесть основных групп учебных задач по психологии.

Приве­дите их примеры.

2. Какие три группы методов выделяют по источнику получения знаний и уме­ний?

3. Опишите особенности устных и письменных методов словесного обучения.

4. Охарактеризуйте особенности монологических и диалогических методов сло­весного

обучения.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды наглядности, которая может

использоваться на занятиях по психологии.

6. Какими способами может демонстрироваться наглядность?

7. При каких условиях наглядность повышает эффективность преподавания?

8. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения психологии.

9. Какие методы обучения выделяются в зависимости от характера познаватель­ной

активности учащихся и студентов?

10. В чем состоит дистанционное обучение?

11. Какие методы могут использоваться для закрепления учебного материала по

психологии?

Характеристика познавательной деятельности студентов - student2.ru

Наши рекомендации