Характеристика познавательной деятельности студентов
На занятиях по психологии
Разные методы обучения по-разному влияют на характер познавательной деятельности учащихся. В этой связи представляет интерес классификация методов, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. В соответствии с ней выделяются следующие методы обучения;
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый;
5) исследовательский (Педагогика, 2002, с. 275-281).
Объяснительно-иллюстративный методсостоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысливают и запоминают.
Это очень экономичный по времени способ передачи информации.
Однако при его применении не формируются умения пользоваться полученными знаниями.
Данный метод довольно типичен для чтения лекций, когда преподаватель сначала излагает теорию, формулирует понятие, а затем приводит иллюстрации или примеры их использования для психологического анализа повседневной жизненной реальности или эмпирических исследований.
При выборе способов объяснения психологических знаний преподавателю важно предусмотреть, каким образом новые знания будут встраиваться в систему прошлого опыта и знаний учащихся по психологии или другим предметам. Полезными приемами такого встраивания может быть аналогия, сравнение с другими явлениями и понятиями, уже известными учащимся.
Репродуктивный методзаключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие.
Студент выполняет действия по образцу, заданному преподавателем, и таким образом усваивает умения и навыки.
Этот метод обычно используется на семинарских и практических занятиях по психологии.
Проблемный методзаключается в том, что преподаватель ставит перед студентами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения.
В другом случае ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ проблемной ситуации и поиск соответствующих средств осуществляют сами студентыв процессе индивидуальной или групповой учебной работы под руководством преподавателя.
Таким образом демонстрируются образцы научного решения проблем, образцы логики научного мышления, а также способы применения психологических знаний в практической деятельности.
При чтении лекций этот метод реализуется следующим образом. Преподаватель сначала ставит вопрос, описывает факт, психическое явление, экспериментальную или жизненную ситуацию, а затем дает их теоретическое обобщение в виде понятия, показывая, как психологические знания могут помочь объяснить или решить проблему.
Использование проблемных ситуаций дает значительный мотивационный эффект при изучении психологии.
Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный вопрос.
В процессе его обсуждения и решения данной проблемы преподавателем предлагаются (или самими учащимися находятся) психологические знания как средство решения.
Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается как практически полезное.
Такой путь преподавания психологии будущим педагогам через анализ педагогических ситуаций и ошибок, через «производство психологического знания» и его переживание предлагает, в частности, Е. А. Климов (1998).
Частично-поисковый метод обучения часто называют эвристическим.
Суть его заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения.
Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществляется преподавателем.
Этот метод используется на практических занятиях, когда студенты учатся формулировать инструкцию испытуемому, организовывать взаимодействие с ним, регистрировать, обрабатывать и интерпретировать полученные эмпирические данные.
Данный метод используется при обучении студентов в рамках курсовых работ на младших и средних курсах.
Исследовательский метод обучения предполагает творческое применение студентами знаний. При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы.
Данный метод обучения используется при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.
Степень активности учащихся и студентов в процессе усвоения знаний является важным фактором успешного обучения.
С этой точки зрения в последнее время делается особый акцент на необходимости использования активных методов в обучении психологии (Ляудис, 1989; Климов, 1998; Кадочкина, 1998; Бадмаев, 1999; Смирнов, 2001).
Рассмотренные выше методы нельзя рассматривать как пассивные или активные сами по себе. Активный характер им придает особая организация познавательной деятельности учащихся и студентов.
Методика обучения может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности.
Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения (Бадмаев, 1999, с. 47).
Под активными методами обучения понимаются те, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процессе в противоположность так называемым традиционным подходам, в рамках которых учащийся играет гораздо более пассивную роль.
Нужно согласиться с С. Д. Смирновым в том, что термин «активные методы обучения» — не совсем правильный, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует.
Но степень этой активности действительно неодинакова (т. е. гораздо выше при использовании активных методов) (Смирнов, 2001, с. 170).
Применение определенных приемов активизации и повышения эффективности обучения и составляет особенности различных активных методов.
Среди современных активных методов обучения В. Я. Ляудис выделила следующие группы, наиболее интересные для использования:
1) метод программированного обучения;
2) метод проблемного обучения;
3) метод интерактивного (коммуникативного) обучения (Ляудис, 1989, с. 12).
Методы программированного обученияпредполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обученияосновное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.
Методы интерактивного обученияуправляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.
В каждом из этих методов используется свой инструментарий:
♦ в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;
♦ в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;
♦ в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению (цит. по: Ляудис, 1989).
В. Я. Ляудис приводит интересные примеры и сценарии использования активных методов в обучении психологии, накопленные в ходе работы со студентами (1989).
Опыт использования учебного театра в подготовке студентов-психологов описывает Е. Е. Кравцова (1998).
Дистанционное обучение
Одной из важных тенденций развития современного образования стало широкое внедрение различных дистанционных технологий обучения. Это привело к тому, что соответствующие изменения и дополнения были внесены даже в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (О внесении изменений и дополнений..., 2003).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (там же, с. 14).
Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при обучении по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, а также в форме экстерната.
Министерством образования РФ была разработана и утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования
(Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий..., 2003).
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможностей обучения непосредственно по месту жительства, работы или временного пребывания.
В области психологии элементы дистанционного обучения уже введены или активно вводятся во многих высших учебных заведениях мира.
Есть такой опыт и в России (Гусев, Худяков, 1998; Бабанин, Войскунский, 1998; Жильцова, Самоненко, 1998; Соколков, Шабанов, 1998; Уакин, Капран, 1998; Якушина, 1998).
Основными дистанционными образовательными технологиями являются:
- кейсовая технология,
- интернет-технология,
- телекоммуникационная технология.
Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства:
- специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями,
- электронные учебно-методические комплексы (электронные учебники, учебные пособия),
- тренииговые компьютерные программы,
- компьютерные лабораторные практикумы,
- контрольно-тестирующие комплекты,
- учебные видеофильмы,
- аудиозаписи,
и другие материалы, передаваемые по телекоммуникационным каналам связи.
В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных.
Эти базы (в виде изданий на различных типах носителей) включают:
- фонд основной учебной и учебно-методической литературы,
- фонд периодических изданий,
- фонд научной литературы.
При дистанционном обучении каждому обучающемуся обеспечивается доступ к средствам дистанционного обученияи основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана. Такой доступ обеспечивается за счет средств телекоммуникации.
Следует обратить внимание на то, что текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся осуществляются или традиционными методами, или с использованием электронных средств (например, электронное тестирование), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
3.7.Методы закрепления изученного материала
Закрепление изученного материалана занятиях по психологии может достигаться путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала.
Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель несколько раз повторяет какую-либо мысль, тезис, определение. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку учащиеся остаются пассивными.
Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения:
- простое воспроизведение,
- резюмирующее повторение,
-систематизирующее повторение.
Причем для развития мышления и умения понимать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения.
Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услышанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отделять главное от второстепенного и обобщать изученный материал.
Систематизирующее повторение нацелено на объединение в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза.
Хорошим способом систематизирующего закрепления - составление таблиц и схем.
Следует помнить о правильном распределении повторения во времени.
Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний.
Обычной для школы формой опроса является развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно большого объема учебного материала.
Другой тип опроса — фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся.
В таком случае ставятся более конкретные вопросы, требующие относительно краткого ответа.
Помимо репродуктивного закрепления изученного материала полезно использовать и творческое его закрепление.
Для этого могут быть предложены практические задания различного типа, например психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач.
Большую популярность в последние годы получило закрепление психологических знаний через опыт переживания, действия и самоанализа(см. Климов, 1997).
Особую увлекательность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических умений, в частности интеллектуальные и ролевые игры.
Все шире используется учебная работа учащихся и студентов в малых группах.
Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих факторов, в частности от:
1) целей образовательной программы;
2) особенностей содержания учебного материала;
3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;
4) уровня подготовленности студентов и учащихся;
5) материальной оснащенности учебного процесса.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте шесть основных групп учебных задач по психологии.
Приведите их примеры.
2. Какие три группы методов выделяют по источнику получения знаний и умений?
3. Опишите особенности устных и письменных методов словесного обучения.
4. Охарактеризуйте особенности монологических и диалогических методов словесного
обучения.
5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды наглядности, которая может
использоваться на занятиях по психологии.
6. Какими способами может демонстрироваться наглядность?
7. При каких условиях наглядность повышает эффективность преподавания?
8. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения психологии.
9. Какие методы обучения выделяются в зависимости от характера познавательной
активности учащихся и студентов?
10. В чем состоит дистанционное обучение?
11. Какие методы могут использоваться для закрепления учебного материала по
психологии?