Технология активного вовлечения в профсоюз.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема мотивации профсоюзного членства занимает в современном профдвижении одно из первых мест по своей значимости и остроте. Практически повсеместно наметилась устойчивая тенденция снижения численности членов профсоюза, все меньше молодежи приходит в профсоюз, а пожилые все чаще выходят из профсоюза.
Подобные тенденции характерны для всего мира. Изменяется общество, изменяются и профсоюзы. С одной стороны достижения последних лет позволили несколько улучшить благосостояние народа; развитие демократии, расширение знаний трудящихся позволили им отчасти самостоятельно решать свои проблемы, что создало условия для уменьшения потребности быть членом профсоюза.
С другой стороны, тенденции развития нашего российского общества, особенно в отношении работников бюджетной сферы, таковы, что фактически медицинским работника легче жить не стало. Более того, имеет место скрытое ограничение возможности улучшать благосостояние (пенсионная реформа, реформа системы оплаты труда и пр.), что приводит к падению жизненного уровня и удешевлению труда.
Казалось бы, работники должны использовать силу объединения для противостояния негативным тенденциям в сфере труда, явным и неявным манипуляциям Правительства. Однако это не происходит. Работники стали предпочитать погибать в одиночку, не видя в профсоюзах инструмент реализации своих интересов. Особенно это характерно для молодежи, поскольку многие из них просто не имеют представления о профсоюзах, о том, чем они занимаются, и чем могут им помочь.
На семинаре предстоит выявить факторы, способствующие как падению профсоюзного членства, так и его росту, наметить меры по нейтрализации неблагоприятных моментов, определить пути для укрепления профсоюзных организаций.
Поэтому перед профсоюзным активом все чаще встает вопрос «Что делать?». Чтобы ответить на него, необходим всесторонний анализ положительной и негативной мотивации профсоюзного членства. Выстраивая стратегию собственных действий, профсоюзная организация должна выяснить отрицательные факторы воздействия на человека, и попытаться их нейтрализовать, а в идеале - изменить вектор направленности их воздействия. С целью выработки практических навыков и рекомендаций по вовлечению в члены профсоюза проводится настоящий семинар-тренинг.
ПЛАН
семинара-тренинга для профсоюзного актива по теме
Технология активного вовлечения в профсоюз.
Слушатели:председатели организаций Профсоюза, заместители
председателя, члены профсоюзного комитета,
профсоюзный актив
Цель: Обучить слушателей технологии подготовки активистов первичных организаций профсоюзов по проведению кампании по вовлечению новых членов. Определить основные проблемы мотивации профсоюзного членства в современных условиях, совершенствовать навыки анализа проблем профсоюзного членства в организации. Развивать творческий потенциал, навыки и умения слушателей по эффективному вовлечению в профсоюз. Определить основные направления, формы и методы работы профсоюзного актива по увеличению членской базы организации.
Продолжи-тельность | 16 часов без учета перерывов |
Учебно-методическое обеспечение | листы А 1, А-3, А 4; фломастеры, маркеры; клейкие карточки; ФЗ «О профессиональных союзах, из правах и гарантиях деятельности»; Трудовой кодекс РФ; раздаточный материал. |
Время | Содержание | Методы и средства | |
1 день | |||
15 мин. | Открытие семинара. Введение в проблему мотивации профсоюзного членства. | Вводная беседа | |
30 мин. | Самопрезентация участников семинара Выработка общих правил семинара | Оформление плакатного листа «Правил». | |
15 мин. | Сбор информации о проблемах, с которыми сталкивались слушатели при вовлечении работников в профсоюз. | Работа на клейких индивидуальных карточках, формирование блоков на листе А1 | |
25 мин. | Установочная информация преподавателя и последующая работа в малых группах по проблеме «Профсоюз: вчера, сегодня, завтра». | Оформление листа А1 в каждой группе | |
15 мин. | Презентация наработанных материалов | Презентация. Выводы преподавателя | |
20 мин. | Кофе-пауза | ||
25 мин. | Установочная информация преподавателя и последующая работа в малых группах по проблеме: «Причины снижения численности членов профсоюза» | Оформление листа А1 в каждой группе | |
15 мин. | Презентация наработанных материалов | Презентация. Выводы преподавателя | |
15 мин. | Установочная информация преподавателя и последующая работа в малых группах по проблеме «Факторы, создающие трудности при работе по вовлечению в профсоюз» | Мозговой штурм Формирование листа А1 | |
25 мин. | Установочная информация преподавателя и последующая работа в малых группах по проблеме «Мотивы профсоюзного членства различных социальных групп: молодежь, работники, пенсионеры». | Оформление в каждой группе листа А1 | |
15 мин. | Презентация наработанных материалов | Презентация. Выводы преподавателя | |
30мин. | Обобщающая дискуссия по обозначенным проблемам. | Подведение промежуточных итогов преподавателем | |
13.00-14.00 | Обед | ||
25 мин. | Установочная информация преподавателя и последующая работа в малых группах по проблеме «Интересы работника и работодателя в профсоюзах» | Оформление в каждой группе листа А1 | |
15 мин. | Презентация наработанных материалов | Презентация. Выводы преподавателя | |
30 мин. | Практикум «Практические шаги по вовлечению в члены профсоюза работников в организациях с низким охватом профчленством» | Работа в малых группах. Оформление листов А1 | |
15 мин. | Перерыв | ||
10 мин. | Презентация наработанных материалов | Презентация. Выводы преподавателя | |
30 мин. | Панельная дискуссия по проблеме мотивации членства в профсоюзной организации работника и работодателя. О роли профсоюза как посредника между работниками и работодателем | Панельная дискуссия представителей малых групп по обозначенной проблеме. Ведущие оформляют обобщающий лист А1 по мотивам профчленства. | |
5 мин. | Подведение итогов первого дня семинара. Выводы преподавателя: через интересы и проблемы каждого в коллективе, решаем проблемы всех. | ||
2 день | |||
5 мин. 15 мин. | Обсуждение итогов первого дня работы. Установочная информация преподавателя о предстоящей работе в малых группах – ролевые игры по заданной теме | Беседа преподавателя | |
40 мин. | Подготовка ролевой игры: I гр. – Создание профорганизации в коллективе, в котором удалось убедить работников и работодателя в необходимости профсоюзного членства II гр. – Действия активистов в коллективе, в котором работодатель противостоит созданию профорганизации, а работники в этом заинтересованы III гр. – Действия активистов в коллективе, в котором работодатель заинтересован в создании профорганизации, но работники это не поддерживают. | Работа в малых группах | |
30 мин. | Разыгрывание ролей в I группе. Разбор и анализ ситуации всеми участниками семинара. | Работа в малой группе. Выводы преподавателя | |
20 мин. | Кофе-пауза | ||
30 мин. | Разыгрывание ролей во II группе. Разбор и анализ ситуации всеми участниками семинара. | Работа в малой группе. Выводы преподавателя | |
30 мин. | Разыгрывание ролей в III группе. Разбор и анализ ситуации всеми участниками семинара. | Работа в малой группе. Выводы преподавателя | |
60 мин. | Пленарное заседание. Итоги семинара-тренинга. Раздача методических материалов. | ||