Раздел 3. Принципы гармонизации костюма
Тема 3.1. Формообразование в костюме. Понятие о форме в трикотажных изделиях. Определение их уровней. Движение как фактор определения формы костюма, развитие формы во времени. Определение законов существования формы
В процессе проектирования костюма, форма занимает одно из главных мест, так как форма в сфере дизайна первична. Обладая способностью фиксировать устоявшиеся черты времени костюм выявляет форму, которая представляет собой обобщение стилистическое, эстетическое данного времени. Трансформируясь во времени, форма сохраняет некоторое постоянство признаков. Это постоянство очерчивает периодизацию в развитии костюма.
Мода в периодизации более изменяема и быстротечна, а стиль и формообразование в рамках стиля менее скоротечно. Изменение в периодизации формообразования, дает возможность дизайнеру заниматься перспективным проектированием и аналитическим проектированием. Для понимания значения формообразования в дизайне костюма необходимо четко определить значения формы и ее смысл в развитии стиля или модных тенденции.
Форму костюма необходимо рассматривать и анализировать не в статичном состоянии, а как динамичную систему. Форма костюма неразрывно связана с фигурой человека и должна рассматриваться и анализироваться в связи с движением, пропорциями и его образом, то есть форма костюма выступает как система которую исследуют на уровне ее разных слоев.
При исследовании формы костюма выделяют уровни:
1.фактура, цвет, декор, линии видимые, конструктивные линии - материально декоративные уровень.
2 степень свободы костюма, выражается в степени прилегания к фигуре материала в различных точках - уровень прибавок на свободу прилегания ( прибавки на моду)
3. структура как геометрическая внутренняя характеристика формы (пропорции симметрия, асимметрия, гармония во взаимодействии деталей) - структурный уровень исследования.
4. пластическая форма фигуры человека - уровень пластики фигуры.
Форма костюма рассматривается и исследуется в движении. Движение во времени, развитие формы во времени, движение в пространстве (изменение формы костюма как различных силуэтных характеристик). Изменение формы костюма во времени и пространстве происходит благодаря накоплению признаков. Развитие формы во времени означает появления эталона стандарта современной формы, то есть идеала своего времени. Изменяясь во времени, форма последовательно изменяется и в пространстве. Костюм развивается во времени и пространстве приобретает признаки, которые разрушают предыдущую форму и создают предпосылки для следующей фазы формы. Формирование идеала формы приходится примерно в зависимости от стиля на середину десятилетия. Под формой костюма следуем понимать динамичную модель, пространственно временной системы обладающей многоуровневой структурой связи, между ее элементами, фигурой человека и средой. Основные законы существования формы это цельность и организация элементов.
Форму костюма стоит рассматривать в трех аспектах.
-как единичную модель, систему характеризующею конкретный образ человека.
-как обобщенную модель, выражающую общею идею группы изделий.
-как базовую модель формы, которая характеризует обобщенную идею времени.
Форму костюма характеризует геометрический вид, структура, конструкция, материал, пропорции. Форма в основе, которой заложена структура исходная для всех последующих вариаций, называется базовой.
Базовой форме свойственно:
- гармонично связывать целостность, основанную на стабильности и единстве ее элементов во времени.
-относительная устойчивость, соотношения частей на протяжении длительного времени.
-наличие определенной структуры.
-выражение определенного пластического образа.
-единство лежащих в ее основе принципов связи между частями формы по геометрическому виду, конструкции, декоративному решению, пропорциональному, ритмическому, распределению цвета и тональных масс, материалу, фактуре, характеру декора
И так: форма костюма понятие сложное и многоуровневое. Форма костюма это динамическая система взаимодействия частей. Форма костюма рассматривается как пространственно временная категория. Форма костюма тесно связана с движением человека и модными пластическими изгибами Процесс развития формы костюма состоит из отдельных состояний формы, ее фаз и циклов.