Незаконченные предложения».
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что мой отец редко ____________________________
2. Если все против меня, то ______________________________
3. Будущее кажется мне _________________________________
4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________
5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________
6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________
7. Моя мать и я _________________________________________
8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________
9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________
10. В школе мои учителя _________________________________
11. Не люблю людей, которые ____________________________
12. Моя семья обращается со мной как с ____________________
13. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________
14. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________
15. Моим скрытным желанием в жизни _____________________
16. Наступит тот день, когда ______________________________
17. Хотелось бы мне перестать бояться _____________________
18. Считаю, что большинство матерей _____________________
19. Я часто чувствую себя виноватым, если _________________
20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________
21. Когда буду старым ___________________________________
22. Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________
23. Когда я был ребенком, моя семья _______________________
24. Я люблю свою мать, но _______________________________
25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________
26. Завтра я ____________________________________________
27. Когда я закончу школу ________________________________
28. Наступит день, когда _________________________________
29. Если бы я был учителем ______________________________
30. Я хочу жить, потому что ______________________________
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,
«Большинство известных мне семей …
1. Несчастливы, недружные, распались - 2б.
2. Нервные, не очень дружные - 1б.
3. Все одинаковы - 0б.
КЛЮЧ
№ | Группы предложений | №№ заданий |
1. | Отношение к отцу | 1, 13 |
2. | Отношение к матери | 7, 18, 25 |
3. | Отношение к себе | 2,14, 26 |
4. | Нереализованные возможности | 9, 15, 20 |
5. | Отношение к будущему | 3, 16, 21 |
6. | Отношение к школе, к учителям | 10, 29 |
7. | Страхи и опасения | 4, 17 |
8. | Отношение к своему прошлому | |
9. | Отношение к семье | 6, 12, 23 |
Чувство вины | 8, 19, 25 | |
Планы, идеалы | 5, 27, 28, 30 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.
Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.
Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.
Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.
Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.