Манипуляция? Агрессия? Ассертивность?
Какой стиль поведения выбирают сотрудники компании? Отчего зависит этот выбор? Влияет ли на работу компании форма поведения ее сотрудников?
Сотрудники компании могут придерживаться различных стилей поведения, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Существует две формы поведения сотрудников: пассивная и активная.
Пассивная форма поведения преобладает в тех организациях, где деятельность сотрудников ограничена рамками должностных инструкций, которые препятствуют проявлению любой инициативы.
В чем заключается пассивное поведение? Сотрудники, как правило, придерживаются следующего принципа в своей работе: «солдат спит – служба идёт» и реагируют лишь на прямые приказы со стороны руководства. Пассивный стиль поведения сотрудников обычно связан с низким уровнем рабочей мотивации и хорошо совместим с административно-командным стилем руководства.
Какие выгоды может принести такое поведение самим сотрудникам? В первую очередь, минимальный объём ответственности, малые затраты энергии, отсутствие необходимости в напряжённом творческом мышлении. А также наличие большого количества оправданий на тот случай, если сотрудник совершит ошибку или примет неудачное решение.
В чем заключаются преимущества и недостатки пассивного стиля поведения? Преимущества: высокая предсказуемость действий подчинённых и результатов, сравнительно малое количество ошибок. К недостаткам можно отнести: отсутствие инициативы, замедленная реакция на нештатные ситуации, низкие темпы развития.
Другая форма поведения сотрудников – активное поведение, которое может быть агрессивным, манипулятивным и ассертивным.
Как правило, под агрессией понимают любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба. Агрессия может быть инструментальной, когда человек или компания достигает своих целей через сознательное причинение вреда другому человеку или компании.
Примером инструментальной агрессии во внешней политике компании может служить: «чёрный» PR. В том случае, когда организация проводит PR-кампанию в ходе, которой распространяется негативная информация о конкурентах с целью увеличения собственной доли рынка.
Агрессия также может быть эмоциональной или враждебной, когда усилия направлены на борьбу с чем-либо или кем-либо и единственной целью является причинение ущерба объекту взаимодействия.
Эмоциональная агрессия во внешней политике может проявляться таким образом: месть контрагенту, не выполнившему условия джентльменского соглашения (здесь не рассматриваются случаи, когда месть осуществляется с сознательной целью поддержания авторитета организации и/или предполагает возможность получения материальной компенсации).
Примером проявления агрессии внутри компании может служить оскорбление сотрудника (руководителя, подчинённого), если, конечно, оскорбление не служит для вызова нужных нападающему реакций.
В литературе существует подробное описание механизмов такого поведения:
«Нападение на провоцирующего нас человека не обязательно окажется хорошим выходом из ситуации вне зависимости от того, какое удовлетворение может принести нам эта агрессия. Начав атаку на своего обидчика, первоначально мы можем получить удовольствие от своих действий: помимо достижения агрессивных целей мы можем надеяться на то, что дадим ему хороший урок на будущее и сможем показать другим людям (а возможно, и себе), что никому не позволим помыкать собой.
Однако за подобное удовольствие всё равно придётся платить. Люди, подвергнувшиеся нашему нападению, могут ответить нам в том же духе, что неминуемо приведёт к длительному обмену агрессивными и контрагрессивными действиями. Существует и другая, не такая очевидная возможность развития событий. Агрессоры нередко испытывают удовольствие, когда видят, что им удалось причинить вред атакованным им людям.
Благодаря получению подобного подкрепления они с большей вероятностью будут готовы нападать на других людей, даже если возникшая в будущем ситуация окажется существенно иной. Поэтому хотя наши агрессивные побуждения и могут ослабнуть после наказания провоцировавших нас людей, но при этом возникает лишь краткосрочное уменьшение вероятности новых проявлений нашей агрессивности.
В долгосрочном плане мы, скорее всего, станем ещё более агрессивными, чем были в прошлом» (Берковиц).
Если говорить в целом об агрессивном стиле поведения, то он широко распространён в современных организациях. Основное преимущество этого стиля состоит в том, что он позволяет время от времени быстро достигать целей организации, а также личных целей. Человек, использующий этот стиль поведения, часто испытывает эйфорию от чувства превосходства, он может также снимать таким образом напряжение (так называемое «выпускание пара»).
Какие недостатки существуют у агрессивного стиля поведения? Такой стиль может вызывать ответные реакции избегания или встречной агрессии, затрудняет построение долгосрочных отношений, влечёт обиды и возмущение, отказ от сотрудничества. У самого агрессора обычно возникает чувство отвращения к себе, гнев на себя, теряется самоконтроль.
Следующий вид активного поведения сотрудников – это манипулятивный стиль поведения.
Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
В чем отличие манипулятивного стиля от агрессивного стиля поведения? Прежде всего, различие этих стилей состоит в закрытости целей от объекта манипуляции. Раскрытие цели ведёт к разрушению манипуляции, и общение переходит в агрессивный или ассертивный стиль.
К отличительным чертам манипуляции относятся: осознанность манипулятором своих целей и средств, скрытость целей манипулятора, скрытость средств манипулятора, принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.
Каким образом могут проявляться манипуляции сотрудников при внешнем контакте? Это жалобы на бедственное положение дел в фирме, просьбы «войти в положение». Целью такой манипуляция является смягчение позиции контрагента, а в конечном итоге стремление увеличить прибыль собственной организации за его счёт.
Примером манипуляции при общении внутри организации могут служить лестные отзывы о профессиональных качествах коллеги, сопровождаемые просьбой о «небольшой» помощи с последующей демонстрацией собственной беспомощности. Обычно таким способом достигается цель – переложить выполнение работы на другого сотрудника.
В чем состоят преимущества и недостатки манипулятивного стиля поведения? Этот стиль позволяет достигать краткосрочных целей с минимальными затратами, получать удовольствие от ощущения тайной власти и чувства превосходства.
Основной недостаток манипулятивного стиля заключается в риске раскрытия манипуляции и в связанном с ним нервным напряжением манипулятора.
Многие из нас сталкивались с манипулятивным поведением, оно вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, обуславливают возникновение конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Например: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги (ну я же тебе помог!).
Как правило, манипуляция основана на утаивании информации. Поэтому манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, уменьшает суммарный объём информации при принятии важных решений, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы организации.
Помимо агрессии и манипуляции выделяют третий тип активного поведения – ассертивное поведение. В чем заключаются особенности этого стиля поведения?
Ассертивное поведение предполагает такой способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.
Ассертивное поведение или «ассертивность» рассматриваются с различных точек зрения. Правильнее было бы различать эти понятия. Под ассертивностью следует понимать свойство личности, ее склонность вести себя при достижении своих целей ассертивно. Ассертивное же поведение — это реализация данного свойства в конкретном поведении человека.
В литературе сложилась традиция описывать ассертивное поведение через некоторый набор правил (прав), которые соблюдает в своем поведении ассертивный человек.
Так, М. Дж. Смит описывает ассертивное поведение:
«С точки зрения прав личности — человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время ассертивный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав».
Смит приводит целый список неотъемлемых прав личности:
«Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
Вы имеете право не оправдываться, не извиняться за свое поведение.
Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).
Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
Вы имеете право сказать: «Мне наплевать», «Меня не интересует», «Меня не волнует».
В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение человека становится пассивным (у меня прав меньше, чем у окружающих) или агрессивным (у меня прав больше, чем у окружающих).
Если рассматривать стили поведения в терминах трансакционного анализа, то получается следующая картина:
Состояние «Родитель»: человек рассуждает так же, как обычно рассуждал один из его родителей (воспитателей, руководителей), реагирует так, как прореагировал бы он. Благодаря Родителю, многие реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, но затрудняет принятие точки зрения другого человека. Поведение Родителя описывается формулой «Так надо», «Знаю, как надо».
Состояние «Ребёнок»: человек реагирует так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребёнок. Ребёнок не всегда задумывается о последствиях своих действий для себя и для других людей и руководствуется формулой «Я хочу».
Состояние «Взрослый»: человек самостоятельно и объективно оценивает ситуацию, в непредвзятой манере излагает ход размышлений, формулирует свои проблемы и выводы, к которым пришёл. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый осознаёт свои цели, эмоции и побуждения и в состоянии управлять ими. Формула действия для взрослого: «Я выбираю», «Я предпочитаю».
Ассертивное поведение представляет собой отношения на уровне Взрослый — Взрослый, то есть ассертивный человек воспринимает и ведёт себя, как взрослый, и так же относится к объекту взаимодействия.
Ассертивный стиль поведения хорошо подходит для применения в повседневной деятельности организаций. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением ассертивности связаны с тем, что навыки такого поведения требуют серьёзной подготовки и практики, поскольку для большинства людей более привычны другие стили общения
КАК СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ ОТРАЖАЕТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА |
В народе уже давно бытует мнение о том, что по особенностям поведения человека за рулем автомобиля, можно смело делать выводы о том, каким он является в повседневной жизни. Ведь стиль вождения складывается из множества факторов это и самооценка и отношение к людям, и темперамент. Дорога это тоже своя маленькая жизнь с взаимоотношениями, соперничеством, стрессом. За рулем мы постоянно ведем внутренний диалог, предстаем перед выбором и вынуждены быстро принимать решения. Кто-то на дороге ведет себя спокойно и уважительно по отношению к окружающим, а кто-то в душе ненавидит или презирает случайных «соседей» на своем пути и пытается всячески им навредить. Некоторые люди всего боятсяи стесняются, другие чувствуют себя на трассе настоящими королями и не видят ничего дальше своего носа. Кто-то с юмором отнесется к тому, что въехал в зад чужой машины, а у кого-то может случиться истерика из-за маленькой царапины. Один человек остается холодным и уравновешенным что бы с ним не происходило, а другой начинает беситься, даже если его просто кто-то обогнал. Некоторые водители беседуют с пассажирами на будничные темы, а некоторые всю дорогу с участием и азартом комментируют поступки других водителей. Есть те, кому нравится плавная спокойная езда и те, кто вечно торопится, пытается принимать участие во всем, что твориться на трассе. Главный смысл всего вышесказанного вполне очевиден: как человек ведет себяза рулем, такое же поведение можно наблюдать за ним в остальной жизни. Самое интересное состоит в том, что как только мы пытаемся вспомнить кого-то из тех, кто встречался нам на дороге, выясняется, что в памяти всплывают образы только самых противных типов. Потому что отличный водитель со стажем проезжая мимо не станет из кожи вон лезть, чтобы обратить на себя хоть какое-то внимание, он проедет с уверенным и авторитетным видом не оставляя после себя никаких неприятных воспоминаний. А в память врезаются именно наглецы и нахалы, которые буквально притягивают к себе проблемы. Рассмотрим их основные виды: «Активный агрессор».Этот водитель на дороге исполнен агрессией, он всех пытается подрезать и без конца рвется вперед. Очевидно, что такие «гонщики» и любители маневров, просто обозлились на всех мир, они крайне не уверены в себе и отличаются завистливостью. Знаете, он сам этого не замечает, в нем просто кишат комплексы, на подсознательном уровне. Человек по настоящему чего-то в жизни добившийся своим трудом, знает себе цену, не сомневается в себе и в меньшей степени подвержен влиянию окружающего его мира. Как раз такие люди не видят никакой необходимости в агрессивной манере вождения, они в своей жизни уже самоутвердились и им не нужно это доказывать всем подряд на дороге. «Принципиальный агрессор».Это тоже одна из разновидностей водителей «агрессоров». Он не станет откровенно нарушать правила движения: превышать скорость или энергично перестраиваться из одного ряда в другой, не замечать светофора. Но если вы посмеете встроиться перед ним в пробке или просто обгоните, водитель посчитает это за откровенное ущемление прав человека, и не за что не простит вам этого, пока не будет отмщен. Он из принципа не даст вам возможности во время перестроиться, будет громко и долго сигналить, постарается как можно медленнее проехать перед вашей машиной. В обычной жизни, скорее всего мышление такого человека устроено по строгой армейской системе: все вокруг должно иметь порядок, а если кто-то этот порядок нарушает, он заслуживает наказания, причем жестокого и той же монетой. Этот человек не умеет уступать в спорах, обладает очень тяжелым характером и болезненным чувством собственного достоинства, не терпит любого рода «недоделок». «Унылый пофигист» или «Натуральный тормоз». Кто из водителейне был в такой ситуации: вы оказались в левом ряду, а перед вамиавтомобиль, движущийся со скоростью не более 35-40 км/ч. Или кто из водителей никак не мог обогнать машину, которая не сходит со своего курса и всю дорогу едет между полос по самому центру трассы!? Такой тип водителей считает, что дорога создавалась единственно для них одних, они не хотят и не станут уважать соседей по дороге, других водителей. Эти люди часто становятся основной причиной аварийных ситуаций на дорогах, равно как и «агрессоры». Они представляют собой, героев «прошлых лет», не современны и не коммуникабельны. Человек еще с тех самых пор является владельцем качественной, надежной «Волги» или «Жигули», без видимых причин он презрительно относится ко всем, кто приобретает иномарки, всем своим поведением человек старается доказать им что прав только он один. В большинстве случаев такие люди в независимости от своего возраста и марки авто очень закомплексованны и тайно завидуют окружающим, из подтяжка ненавидят каждого встречного, будь то простой прохожий, коллега по работе или работник заправки, но признаться в этом, даже себе им не хватает смелости. В любом деле они полагаются только на собственное мнение и опыт, чтобы подчеркнуть перед всеми свою надуманную значимость и авторитет. «Наглые девушки». Правый ряд центральной улицы не движется и застыл, у обочины стоит пустой автомобильи помигивает «аварийкой». Его владелица просто решила зайти в ближайший магазин. Другая распространенная ситуация: вы припарковали свою машину на участке стоянки и побежали по своим срочным делам, возвращаетесь, а вашавтомобилькто-то забаррикадировал, поставив свой поперек. Очевидно, что его водитель ни секунды не задумывался над тем как это лучше сделать, он просто сделал так, как было удобнее всего на тот момент. Очень печально, что из-за таких вот девушек и рождаются очень обидные и далеко не соответствующие действительности мифы и просто глупости о «женщинах за рулем». Секрет тут кроется совсем не в женской натуре, а в общечеловеческой. Такая дама никогда не задумывается о чужих интересах, она живет только ради своей личной выгоды, как раз эти особы уводят чужих мужей, предают друзей, и подставляют своими сплетнями коллег. Под этот вид людей идеально подходят и некоторые представители мужского пола, и в любых жизненных ситуациях от них лучше держаться подальше. Вежливые водители, словно исключение из всего этого «дурного» списка. Как это ни тягостно, но на наших с вами дорогах вежливость это крайне редкое явление, но все еще не вымершее окончательно, и в нас закрадывается надежда: «а может быть еще не все потеряно и на дороге еще остались джентльмены!» Как правило, ими являются взрослые самодостаточные, спокойные люди и не имеет значения, какая у них маркаавтомобиляэтими уравновешенными людьми могут быть как мужчины, так и женщины. Они просто адекватные и спокойные, личностно цельные и доброжелательные, такой стиль вождения называется еще «европейским», когда движение по магистрали предназначено не для того, чтобы каждый водитель мог самоутвердиться в глазах окружающих, а для того, чтобы каждый имел возможность безопасно и с удовольствием доехать до дома, работы или магазина. С такими людьми будет очень приятно подружиться, поработать и даже построить серьезные личные отношения, им можно доверять. |
Стиль поведения (Ethotype) – это сознательный выбор нравов и стратегии поступков, отражающий тип врожденной психофизиологической конституции, сформировавшегося характера и ценностные ориентации личности. Особенности психической деятельности придают поведению человека семь рельефных признаков: экспрессивность, демонстративность, манипулятивность, компромисность, тактичность, категоричность и депрессивность. В результате доминирования одного из этих признаков над другими предпочтительным становится соответствующий стиль поведения.
1. Экспрессивный – безудержный. Предрасположен к чрезмерно быстрым, зачастую не обдуманным действиям. Суетливое и поверхностное отношение ко всему. Радость и отчаяние выражает чрезмерно ярко. Его переживания, нередко без надлежащего повода, содержат подчеркнутую нервную раздражительность. Склонен ярко отражать свое эмоциональное состояние. Выразительный и в жизни, и в творчестве. В семи светских науках средневековья – «музыкант». Положительный или отрицательный человек – это отдельный вопрос культуры, религии, морали, этики, нравственных норм духовности. Одним словом, много шума из ничего: «Если глупец болтовней своей победит мудреца, то нет в этом ничего удивительного, ибо камнем можно расколоть алмаз». Cаади 2. Демонстративный – подчеркнутый. Главное – показать себя с лучшей стороны. Внешняя броскость, граничащая с гротескностью. Гедоник, способен мобилизовать все свои силы для достижения определенного результата, а затем публично разрекламировать это достижение. «Риторик». Расторопность, сообразительность и неуемное желание быть на виду, обеспечивает ему громкий успех. Или провал. На самом деле: «Благородный муж непоколебим, но не упрям». Конфуций
3. Манипулятивный – изворотливый. Умеет ловко отвлечь внимание других от того, что должно быть от них скрыто. У него талант к искусной подделке. Прекрасно обходит острые углы. Способен умело управлять другими, влиять на них, обрабатывать своих избирателей, может подтасовывать и подделывать факты. «Арифметик». Его хитроумные трюки нацелены на достижение легкого результата и весомой выгоды для себя. Море им по колено: «Они так хорошо затевают обман, грабеж, что сам черт, видя все это, удивляется; даже дьяволы могут позавидовать им». А. Навои
4. Компромиссный – уступчивый. Легко идет на соглашение путем взаимных уступок. Это примиренец и соглашатель. У Стендаля: «Гибкость ума может заменить красоту». Часто меняет тактику выживания, а зачастую свои принципы, коими он и так не богат. «Грамматик». Внешне у него изысканные манеры поведения и не всегда истинное чувство собственного достоинства. Тем не менее, большинство людей ценит именно этот стиль поведения, потому что такой человек доставляет окружающим меньше всего проблем. Соответственно и пользы. Застой – лишь следствие: «Без характера человек не может выбраться из своей неопределенности, или из одного направления впадает в другое, ему противоположное». Г. Гегель
5. Тактичный – учтивый. Обладает чувством меры, что подсказывает ему наиболее деликатную линию поведения по отношению к другим. Наделен принципами, которые особенно не выпячивает. Для него свойственны равномерность и плавность поступков. Чувство меры во всем, предопределяет и вырабатывает умение вести себя приличным и подобающим образом. «Геометрик». У многих народов (особенно в цивилизованных странах) и во многих семьях такой стиль поведения служит негласным эталоном в вопросах воспитания. Феномен заключается в том, что здесь наиболее гармонично сосуществуют два природных антагониста: убежденность и бесконфликтность. Это некий консенсус, согласие в себе. Отсутствие разрушительного начала не означает созидательное: «Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний». Г. Спенсер
6. Категоричный – однозначный. Подход к себе и другим – ясный, недвусмысленный, безусловный и однозначный, не допускающий, как правило, возражений. Логические суждения вполне определенны и исключают всякую двойственность. Мировоззрение не завуалированное, четкое и ясное, не позволяющее иных толкований. В поступках – прямолинейный и решительный. Гёте был прав, утверждая: «Когда встречаются идеи с характером, то возникают явления, которые изумляют мир в течение тысячелетий». «Диалектик». Он верен своим идеалам и не поступится своими принципами. Такой человек на Востоке – «белая ворона», а на Западе – один из многих. Яркая индивидуальность. Противостояние загоняет в тупик: «Воля цепляется за мелочи, за бессодержательное, и она превращается в упрямство. В упрямстве становишься отталкивающим, и оно препятствует общению с другими». Г. Гегель 7. Депрессивный – подавленный. Данный тип в большей части жизни унылый, тягостный, угнетенный, наводящий тоску на окружающих своим подавленным настроением. У него генетическая предрасположенность к этому состоянию. Склонность к апатии, пессимизму. Бесконечно плохое настроение из-за упадка силы духа. Человеку этого типа присуща замедленность, безынициативность, утомленность и заниженная самооценка. «Астроном». Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены, что, как ни странно, дает простор мыслям, воображению, абстракциям и буйным фантазиям. Когда жизнь по течению, в потоке: «Все сокровища мудрости не приносят даже ничтожного добра тому, кто боится решимости; зачем сияет лампа, когда она в руке слепого?». Из «Хитопадеши»