Трансперсональная психология. Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в трансперсональной психологии.
Понятие трансперсональной психологии
Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю, к космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).
Хотя до конца 1960-х гг. трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, соответствующие тенденции в психологии существовали к тому времени уже несколько десятилетий. Основателями этого направления можно считать К. Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном влиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.
Коллективное бессознательное Г. Юнга выступает как мощное информационное поле, посредством которого каждый человек бессознательно связан со всем человечеством (прошлым, настоящим и будущими поколениями), со всей Вселенной.
Важный вклад внес А. Маслоу. Он провел исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психиатрии к любому такому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии. В своем исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что этот опыт относится к категории «выше нормы», а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основы для психологии, исходящей из этой предпосылки.
Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют существенную роль в психическом здоровье и развитии болезней.
Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; признание этого факта необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности свойственны природе человека, и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на какое-то время заглушают их и отодвигают на задний план.
Таким образом, истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.
Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением методов голотропного погружения и ребефинга (С. Грофф).
В трансперсональном мировоззрении выделяют следующие уровни:
· Физический — неживой материи, энергии.
· Биологический — живой, чувствующей материи/энергии.
· Психологический — ума, эго, логики.
· Тонкий — парапсихологических и архетипических явлений.
· Причинный — характеризующийся совершенной трансценденцией.
· Абсолютное сознание — Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии,предвидение будущего и т. д.).