Психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива
1. Содержание и структура психологии коллектива.
2. Психологическая типология членов трудового коллектива.
Ключевые понятия темы:
коллектив, психологический климат коллектива, сплоченность коллектива, психологический тип личности.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.
1. Донцов А. Психология коллектива. — М., 1984.
3. Самыгин СИ., Столяренко Л.Д Психология управления. —Ростов н/Д, 1997.
4. Столяренко Л .Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1996.
Содержание и структура психологии коллектива
Коллектив— группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
Производственный коллектив — типичный представитель организованной социальной группы. Его субъект-объектная структура включает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.
Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу».
Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений.
К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.
Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.
Психодогический климат производственного коллектива определяется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.
Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и задачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в деловых и межличностных контактах.
В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
- высокая сплоченность (ниже — подробнее);
- коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития;
- коллективистская интеграция (ниже — подробнее);
- социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
- высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
- высокая объективность в возложении и принятии ответственности за результаты Совместной деятельности.
В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологических закономерностей, которые качественно отличаются от закономерностей в группа* низкого развития. Так,
- с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;
- отсутствуют резкие противоречия между групповыми и индивидуальными интересами;
- имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;
- создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.
Одно из важных понятий, характеризующих трудовой коллектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллектива — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:
—уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;
—степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;
—сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;
—ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;
—совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;
—кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;
—демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;
—принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;
—осуществление делового (формального) общения как неформального: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;
—позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;
—встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая»,
празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;
—конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле партнерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:;
—достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;
—отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом коллективе и неформальных лидеров.
Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:
— привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;
— сходство взглядов, установок, ценностей;
— сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;
— характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия
ими общей (кооперативной и конкурентной) стратегии поведения;
— удовлетворенность групповой деятельностью;
— характер руководства и принятия решений;
— групповая атмосфера (психологический климат в коллективе)
на основе межличностных отношений;
— престижность коллектива;
— соперничество с другим коллективом или коллективами;
— враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.
Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать и напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.
Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:
—внутригрупповые структуры упорядочены;
—основные компоненты групповой активности согласованы;
—суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);
—межличностные взаимодействия гармоничны;
— функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллективе состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.
К психологическим характеристикам групповой интеграции относятся следующие:
—возникновение «мы-чувства», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования;
—кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
—заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;
—эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;
— эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;
—оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;
—согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;
—способность действовать организованно в ситуации неопределенности;
—сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;
—способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы
осуществления цели и распределять работу между собой;
— эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;
—сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие;
—дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;
— высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.
Поведение членов трудового коллектива определяется:
—положением в формальной структуре (должностью, квалификацией, деловым опытом);
—положением в неформальной структуре.
Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.