Отношения к природе

глава I. экологический кризис и психологическая наука.... 9

1.1. Психология в системе наук, изучающих взаимоотношения

человека и природы............................................................ 9

экологизация современной науки................................................... 9

экологически ориентированные гуманитарные науки........ 11

экологизация психологии...................................................................... 13

1.2. Методологические особенности психологии

экологического сознания.................................................. 19

образование и охрана природы......................................................... 19

психологические проблемы экологического образования. 20

методологические основы психологии экологического сознания 23

основные проблемы и задачи психологии экологического

СОЗНАНИЯ ................................................................................................. 26

глава II.отношение к природе как предмет

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА .............................................................. 32

2.1. Категория «отношение» в психологической науке....... 32

отношения и поведение личности.................................................... 32

история исследований отношений личности.............................. 33

отношение, установка, личностный смысл................................... 35

2.2. Параметры психологического измерения субъективных

отношений......................................................................... 37

проблема количественной характеристики отношений...... 37

психологическая система параметров субъективного отношения.. 38

интенсивность субъективного отношения................................. 43

модальность субъективного отношения..................................... 48

2.3. Проблема типологии субъективного отношения

к природе .......................................................................... 50

педагогика.................................................................................................. 51

публицистика и социология.................................................................. 53

Философия и психология.......................................................................... 54

системная психологическая типология отношения к природе ... 56

глава III. конструирование методик психологической

ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ .......... 64

3.1. Методика диагностики интенсивности субъективного

отношения к природе «Натурафил»................................ 64

структура методики .. ...64



В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

содержание





разработка пунктов................................................................................ 66

психометрические характеристики............................................... 69

процедура проведения.......................................................................... 70

обработка и интерпретация результатов....................................... 73

3.2. Методика диагностики доминантности субъективного

отношения к природе «Доминанта»................................ 77

Основной вариант...................................................................................... 78

модифицированный вариант............................................................. 78

проведение и интерпретация.............................................................. 78

Список предлагаемых понятий............................................................ 79

3.3. Вербальная ассоциативная методика диагностики
экологических установок личности «ЭЗОП».................. 81

3.4. методика диагностики мотивации взаимодействия

с природой «альтернатива»........................................................... 84

3.5. методика структурно-динамической диагностики
отношения населения к охраняемым природным территориям
«заповедные миоы»........................................................................... 86

структура методики и разработка пунктов................................. 86

проведение и интерпретация.............................................................. 89

часть И.

филогенетические аспекты развития отношения человека к миру природы

глава IV.межвидовая коммуникация номо 5АРШ1Ч5 как

ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

К РАЗЛИЧНЫМ ЖИВОТНЫМ......................................................................... 97

4.1. Мировоззренческое значение проблемы коммуникации
животных........................................................................... 97

4.2. Терминологические трудности описания процессов
взаимодействия в мире животных................................... 101

4.3. Взаимное соответствие коммуникационных систем
человека и животных....................................................... 105

4.4. Обучение обезьян использованию человеческой системы
коммуникации.................................................................. 113

4.5. Сравнение коммуникационных систем человека

и животных с точки зрения лингвистики ....................... 116

часть III. культурно-историческая обусловленность отношения к природе

глава V. психологические основы культурно-исторической

ЭВОЛЮЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ .................................................. 123

5.1. Проблема культурно-исторической периодизации

отношения к природе.................................................. 123

5.2. Мир природы в архаическом сознании......................... 127

специфические особенности архаического сознания........ 127

архаическая экологическая этика................................................ 128

одушевление природы......................................................................... 129

5.3. Взгляд на мир природы в христианстве .............................. 132

отчуждение человека от природы.................................................. 132

христианская картина мира............................................................. 134

противопоставление божественного и природного............. 136

глава VI.отношение к природе............................................. 140

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ .............................. 140

6.1. Истоки и сущность антропоцентрического

экологического сознания................................................. 140

христианство и картезианство....................................................... 140

парадигма человеческой исключительности.......................... 142

6.2. Отношение населения к охране заповедной природы .... 146

лапландский заповедник.................................................................. 149

катунский заповедник........................................................................ 157

Сихотэ-Алинский заповедник............................................................ 162

Выводы и рекомендации..................................................................... 162

6.3. Истоки и сущность экоцентрического экологического

сознания........................................................................... 165

философские основы нового экологического сознания....... 165

новая экологическая парадигма................................................... 171

6.4. Отношение к природе в культуре Востока 178

единение с природой............................................................................ 178

технологии экологизации сознания............................................ 180

мировосприятие востока и запада............................................... 181

6.5. Культурно-исторические тенденции развития
общественного экологического сознания............................ 187

часть ГУ.

развитие отношения к природе в процессе онтогенеза глава VII. отношение к природе в дошкольном и младшем

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................ 195

7.1. Отношение к природе в дошкольном возрасте............ 195

особенности мышления..................................................................... 195

характер отношения к миру природы........................................... 199

7.2. Отношение к природе в младшем школьном возрасте ...202
глава VIII. отношение к природе

В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................. 207

8.1. Структурно-динамическая характеристика субъективного
отношения к природе...................................................... 207



В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

содержание




изменения структуры интенсивности отношения к природе 207

интенсивность и модальность........................................................ 211

8.2. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом
возрасте ........................................................................... 213

8.3. Отношение к природе в старшем подростковом
возрасте............................................................................ 219

8.4. Отношение к природе в юношеском возрасте............. 223

глава IX. общие знакономерности развития отношения к

ПРИРОДЕ........................................................................................................... 227

9.1. Возрастная динамика развития отношения

к природе .......................................................................... 227

9.2. Проблема возрастной периодизации развития
субъективного отношения к природе............................. 240

часть V.

психологические механизмы развития субъективного

отношения к природе

глава X. специфические механизмы перцептивно-
эмоционального КАНАЛА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ............................................................................. 249

10.1. Влияние стимулов на эмоциональные реакции.......... 249

10.2. Психологические релизеры естественного
происхождения................................................................ 253

10.3. Механизмы дифференциации и интерпретации
психологических релизеров эмоционально-
перцептивного канала............................................. ,....... 258

глава XI.специфические механизмы когнитивного канала

РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ................. 261

11.1. Психологические релизеры социального
происхождения................................................................ 261

11.2. Этнопсихологическое и архетипическое
происхождение социальных релизеров.......................... 265

11.3. Роль экологических сведений в процессе развития
отношения к природе...................................................... 271

11.4. Интеллектуализация эмоций....................................... 274

глава XII. специфические механизмы практического

КАНАЛА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ........................................... 278

12.1. Цели взаимодействия с природными объектами....... 278

12.2. Мотивы натуралистической деятельности в условиях
естественной природной среды...................................... 285

12.3. Мотивы содержания животных и растений в жилище
человека............................................................................ 297

12.4. Роль «ответа» природного объекта на активность
личности........................................................................... 310

12.5. Рефлексия и рационализация....................................... 317

глава XIII.развитие субъективного отношения к природе

КАК СИСТЕМА................................................................................................... 320

13.1. Экспериментальные исследования влияния
психологических релизеров на развитие отношения к
живым существам............................................................ 320

13.2. Экологические установки............................................ 334

13.3. Роль эмпатии и идентификации в развитии отношения

к природным объектам.................................................... 338

13.4. Феномен субъектификации природных объектов и его
роль в развитии отношения к природе........................... 342

13.5. Системная модель процесса развития субъективного
отношения к природе....................................................... 347

часть VI.

психолого-педагогическая коррекция развития субъективного

отношения к природе глава XIV. методологические основы педагогической

КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРИРОДЕ..................................................................................................... 356

14.1. Содержание педагогического процесса в сфере
коррекции развития отношения школьников к природе ... 356

14.2. Основной методологический принцип коррекции
развития отношения к природе

в педагогическом процессе............................................. 364

14.3. Система методологических принципов психодрго-
педагогической коррекции субъективного отношения

к природе ................................................................................................. 372

принципы организации стимулов................................................. 373

принципы организации экологической деятельности........ 375

14.4. Методические принципы и методы психолого-
педагогической коррекции субъективного

отношения к природе....................................................... 378

принцип формирования мыслеобразов....................................... 378

принцип субъектификации природных объектов................... 379

принцип экологической коактивности...................................... 381

глава XV. методические аспекты психолого-
педагогической КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ . . 385



В. А. Я с вин. Психология отношения к природе



15.1. Мир природы в образовательной среде...................... 385

15.2. Эколого-психологический тренинг............................. 389

упражнение «экскурсия».................................................................... 391

упражнение «природа в моей жизни»............................................ 392

упражнение «человечек из коры».................................................... 393

упражнение «музыкальные картинки»........................................ 393

упражнение «чистописание»........................................................... 396

упражнение «ателье мод»................................................................... 397

упражнение «зоологический балет»............................................. 398

упражнение «контакты с животными»........................................... 398

упражнение «предупредительные знаки».................................. 400

упражнение «экологические письма»......................................... 401

упражнение «подарок на день рождения»................................. 402

упражнение «Внуки карла линнея»................................................ 402

упражнение «детский писатель».................................................... 402

упражнение «филателия»................................................................... 403

упражнение «фитодизайн»............................................................... 404

упражнение «ландшафтный садик»............................................. 404

упражнение «ритуалы и традиции»............................................... 406

упражнение «экологическая этика»............................................. 407

упражнение «экологический кодекс жителей земли».......... 408

15.3. Проект социально-педагогического движения
«ЭКО-ДО» как коррекционно-развивающей

образовательной среды................................................... 416

основные организационные принципы «ЭКО-ДО»................ 416

символика движения «ЭКО-ДО»...................................................... 417

школа «ЭКО-ДО»..................................................................................... 419

присвоение степени «ЭКО-ДО»........................................................ 422

15.4. Отношение к природе педагогов и проблемы их

профессиональной подготовки....................................... 424

отношение к природе студентов педагогических вузов.... 424

отношение к природе школьных учителей.................................. 426

содержание эколого-педагогической подготовки студентов и

учителей............................................................................................... 430

библиография .. ..434

Наши рекомендации