Отношения к природе
глава I. экологический кризис и психологическая наука.... 9
1.1. Психология в системе наук, изучающих взаимоотношения
человека и природы............................................................ 9
экологизация современной науки................................................... 9
экологически ориентированные гуманитарные науки........ 11
экологизация психологии...................................................................... 13
1.2. Методологические особенности психологии
экологического сознания.................................................. 19
образование и охрана природы......................................................... 19
психологические проблемы экологического образования. 20
методологические основы психологии экологического сознания 23
основные проблемы и задачи психологии экологического
СОЗНАНИЯ ................................................................................................. 26
глава II.отношение к природе как предмет
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА .............................................................. 32
2.1. Категория «отношение» в психологической науке....... 32
отношения и поведение личности.................................................... 32
история исследований отношений личности.............................. 33
отношение, установка, личностный смысл................................... 35
2.2. Параметры психологического измерения субъективных
отношений......................................................................... 37
проблема количественной характеристики отношений...... 37
психологическая система параметров субъективного отношения.. 38
интенсивность субъективного отношения................................. 43
модальность субъективного отношения..................................... 48
2.3. Проблема типологии субъективного отношения
к природе .......................................................................... 50
педагогика.................................................................................................. 51
публицистика и социология.................................................................. 53
Философия и психология.......................................................................... 54
системная психологическая типология отношения к природе ... 56
глава III. конструирование методик психологической
ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ .......... 64
3.1. Методика диагностики интенсивности субъективного
отношения к природе «Натурафил»................................ 64
структура методики .. ...64
В.А.Ясвин. Психология отношения к природе
содержание
разработка пунктов................................................................................ 66
психометрические характеристики............................................... 69
процедура проведения.......................................................................... 70
обработка и интерпретация результатов....................................... 73
3.2. Методика диагностики доминантности субъективного
отношения к природе «Доминанта»................................ 77
Основной вариант...................................................................................... 78
модифицированный вариант............................................................. 78
проведение и интерпретация.............................................................. 78
Список предлагаемых понятий............................................................ 79
3.3. Вербальная ассоциативная методика диагностики
экологических установок личности «ЭЗОП».................. 81
3.4. методика диагностики мотивации взаимодействия
с природой «альтернатива»........................................................... 84
3.5. методика структурно-динамической диагностики
отношения населения к охраняемым природным территориям
«заповедные миоы»........................................................................... 86
структура методики и разработка пунктов................................. 86
проведение и интерпретация.............................................................. 89
часть И.
филогенетические аспекты развития отношения человека к миру природы
глава IV.межвидовая коммуникация номо 5АРШ1Ч5 как
ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
К РАЗЛИЧНЫМ ЖИВОТНЫМ......................................................................... 97
4.1. Мировоззренческое значение проблемы коммуникации
животных........................................................................... 97
4.2. Терминологические трудности описания процессов
взаимодействия в мире животных................................... 101
4.3. Взаимное соответствие коммуникационных систем
человека и животных....................................................... 105
4.4. Обучение обезьян использованию человеческой системы
коммуникации.................................................................. 113
4.5. Сравнение коммуникационных систем человека
и животных с точки зрения лингвистики ....................... 116
часть III. культурно-историческая обусловленность отношения к природе
глава V. психологические основы культурно-исторической
ЭВОЛЮЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ .................................................. 123
5.1. Проблема культурно-исторической периодизации
отношения к природе.................................................. 123
5.2. Мир природы в архаическом сознании......................... 127
специфические особенности архаического сознания........ 127
архаическая экологическая этика................................................ 128
одушевление природы......................................................................... 129
5.3. Взгляд на мир природы в христианстве .............................. 132
отчуждение человека от природы.................................................. 132
христианская картина мира............................................................. 134
противопоставление божественного и природного............. 136
глава VI.отношение к природе............................................. 140
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ .............................. 140
6.1. Истоки и сущность антропоцентрического
экологического сознания................................................. 140
христианство и картезианство....................................................... 140
парадигма человеческой исключительности.......................... 142
6.2. Отношение населения к охране заповедной природы .... 146
лапландский заповедник.................................................................. 149
катунский заповедник........................................................................ 157
Сихотэ-Алинский заповедник............................................................ 162
Выводы и рекомендации..................................................................... 162
6.3. Истоки и сущность экоцентрического экологического
сознания........................................................................... 165
философские основы нового экологического сознания....... 165
новая экологическая парадигма................................................... 171
6.4. Отношение к природе в культуре Востока 178
единение с природой............................................................................ 178
технологии экологизации сознания............................................ 180
мировосприятие востока и запада............................................... 181
6.5. Культурно-исторические тенденции развития
общественного экологического сознания............................ 187
часть ГУ.
развитие отношения к природе в процессе онтогенеза глава VII. отношение к природе в дошкольном и младшем
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................ 195
7.1. Отношение к природе в дошкольном возрасте............ 195
особенности мышления..................................................................... 195
характер отношения к миру природы........................................... 199
7.2. Отношение к природе в младшем школьном возрасте ...202
глава VIII. отношение к природе
В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................. 207
8.1. Структурно-динамическая характеристика субъективного
отношения к природе...................................................... 207
В.А.Ясвин. Психология отношения к природе
содержание
изменения структуры интенсивности отношения к природе 207
интенсивность и модальность........................................................ 211
8.2. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом
возрасте ........................................................................... 213
8.3. Отношение к природе в старшем подростковом
возрасте............................................................................ 219
8.4. Отношение к природе в юношеском возрасте............. 223
глава IX. общие знакономерности развития отношения к
ПРИРОДЕ........................................................................................................... 227
9.1. Возрастная динамика развития отношения
к природе .......................................................................... 227
9.2. Проблема возрастной периодизации развития
субъективного отношения к природе............................. 240
часть V.
психологические механизмы развития субъективного
отношения к природе
глава X. специфические механизмы перцептивно-
эмоционального КАНАЛА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ............................................................................. 249
10.1. Влияние стимулов на эмоциональные реакции.......... 249
10.2. Психологические релизеры естественного
происхождения................................................................ 253
10.3. Механизмы дифференциации и интерпретации
психологических релизеров эмоционально-
перцептивного канала............................................. ,....... 258
глава XI.специфические механизмы когнитивного канала
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ................. 261
11.1. Психологические релизеры социального
происхождения................................................................ 261
11.2. Этнопсихологическое и архетипическое
происхождение социальных релизеров.......................... 265
11.3. Роль экологических сведений в процессе развития
отношения к природе...................................................... 271
11.4. Интеллектуализация эмоций....................................... 274
глава XII. специфические механизмы практического
КАНАЛА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ........................................... 278
12.1. Цели взаимодействия с природными объектами....... 278
12.2. Мотивы натуралистической деятельности в условиях
естественной природной среды...................................... 285
12.3. Мотивы содержания животных и растений в жилище
человека............................................................................ 297
12.4. Роль «ответа» природного объекта на активность
личности........................................................................... 310
12.5. Рефлексия и рационализация....................................... 317
глава XIII.развитие субъективного отношения к природе
КАК СИСТЕМА................................................................................................... 320
13.1. Экспериментальные исследования влияния
психологических релизеров на развитие отношения к
живым существам............................................................ 320
13.2. Экологические установки............................................ 334
13.3. Роль эмпатии и идентификации в развитии отношения
к природным объектам.................................................... 338
13.4. Феномен субъектификации природных объектов и его
роль в развитии отношения к природе........................... 342
13.5. Системная модель процесса развития субъективного
отношения к природе....................................................... 347
часть VI.
психолого-педагогическая коррекция развития субъективного
отношения к природе глава XIV. методологические основы педагогической
КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ..................................................................................................... 356
14.1. Содержание педагогического процесса в сфере
коррекции развития отношения школьников к природе ... 356
14.2. Основной методологический принцип коррекции
развития отношения к природе
в педагогическом процессе............................................. 364
14.3. Система методологических принципов психодрго-
педагогической коррекции субъективного отношения
к природе ................................................................................................. 372
принципы организации стимулов................................................. 373
принципы организации экологической деятельности........ 375
14.4. Методические принципы и методы психолого-
педагогической коррекции субъективного
отношения к природе....................................................... 378
принцип формирования мыслеобразов....................................... 378
принцип субъектификации природных объектов................... 379
принцип экологической коактивности...................................... 381
глава XV. методические аспекты психолого-
педагогической КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ . . 385
В. А. Я с вин. Психология отношения к природе
15.1. Мир природы в образовательной среде...................... 385
15.2. Эколого-психологический тренинг............................. 389
упражнение «экскурсия».................................................................... 391
упражнение «природа в моей жизни»............................................ 392
упражнение «человечек из коры».................................................... 393
упражнение «музыкальные картинки»........................................ 393
упражнение «чистописание»........................................................... 396
упражнение «ателье мод»................................................................... 397
упражнение «зоологический балет»............................................. 398
упражнение «контакты с животными»........................................... 398
упражнение «предупредительные знаки».................................. 400
упражнение «экологические письма»......................................... 401
упражнение «подарок на день рождения»................................. 402
упражнение «Внуки карла линнея»................................................ 402
упражнение «детский писатель».................................................... 402
упражнение «филателия»................................................................... 403
упражнение «фитодизайн»............................................................... 404
упражнение «ландшафтный садик»............................................. 404
упражнение «ритуалы и традиции»............................................... 406
упражнение «экологическая этика»............................................. 407
упражнение «экологический кодекс жителей земли».......... 408
15.3. Проект социально-педагогического движения
«ЭКО-ДО» как коррекционно-развивающей
образовательной среды................................................... 416
основные организационные принципы «ЭКО-ДО»................ 416
символика движения «ЭКО-ДО»...................................................... 417
школа «ЭКО-ДО»..................................................................................... 419
присвоение степени «ЭКО-ДО»........................................................ 422
15.4. Отношение к природе педагогов и проблемы их
профессиональной подготовки....................................... 424
отношение к природе студентов педагогических вузов.... 424
отношение к природе школьных учителей.................................. 426
содержание эколого-педагогической подготовки студентов и
учителей............................................................................................... 430
библиография .. ..434