Социально-психологические характеристики молодежи
Молодежь- группа людей ограниченная от других социальных групп возрастом имеющая свои специфичные моральные ценности и интересы.
Есть три понятия молодежи
· Социальный статус
· Жизненный цикл
· И своеобразная субкультура.
Мир молодого организма воспринимается по своему. Молодежь имеет свою собственное мнение и своеобразные взгляды на весь мир. Молодежь как социально-психологическое явление с годами все реже пользуется популярностью. Но раньше в XX веке, особенно до первой мировой войны. Сегодня чувствуется недостаток знаний в области психологии молодежи. Отсутствует и понятие Молодежь в психологических источниках.
Психология молодежи получила наиболее полное освещение в возрастной психологии юношества. К проблемам юношеского возраста в отечественной психологии обращались ведущие психологи и социальные педагоги: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, B.C. Мухина, И.Ю. Кулагина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, И.М. Ильинский и др. Теоретические модели юношеского возраста представлены во всех направлениях западной психологии, включая подходы Э. Шпранглера, Ш. Бюлер, С. Холла, К. Левина, Р. Бенедикт, М. Мид, Ж. Пиаже, Б. Заззо, Э. Эриксона и др.
1.1Социальный статус:
Социальный статус молодежи-это позиция молодого человека в обществе, его социальные роли и функции которые он выполняет.
С другой стороны соц. статус молодежи это объект, который испытывает воздействие со стороны общества и усваивает все информацию поступающую из общества, ее навыки и функции. Значит Общество формирует молодежь и в тоже время молодежь оказывает влияние на развитие общества. Основной задача которой есть реализация полученного опыта. Исходя от сюда существуют 3 функции
1) воспроизводство.
2) Транслирующая или трансляционная.
3) Инновационная.
Социальный потенциал молодежи- возможность молодого организма влиться в общество используя навыки и опыт накопленые в этот период.
Социальный потенциал молодежи включает:
1.Демографический потенциал- сравнивает смертность и рождаемость
2.Потенциал здоровья- характер числа здоровых и больных
3.Образование- характер качества образования
4.Трудовой потенциал
5.Культурный потенциал-способность усваивать материальную и духовную культуру
6.Гражданский потенциал- степень увлеченности или отчуждения в участии общественных процессах
1.2Жизненный цикл:
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадиях роста или зрелости (реже — других стадиях).
- молодёжь можно трактовать как социальную общность, как специфическую культурную подсистему
- в потоке жизни молодых людей можно выделить общие жизненные ситуации
- следует признавать дифференцированность молодёжной среды.
1.3Субкультура молодежи:
Для начала разберемся что такое субкультура.
Субкультура – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.
Субкультура с точки зрения культурологии-объединение людей не противоречащие традиционной культуры, а дополняют её.
Современные субкультуры молодежи:
Главные отличие молодежных субкультур от других-увеличение числа работающих объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут таких же как они, организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.
Существуют 3 разновидности субкультур:
· Прокультурные
· Асоциальные
· Контркультурные
К деятельности субкультур можно отнести подростковые и молодежные движения увлекающиеся молодежной деятельностью ( Паркур, Рейтеры то есть граффисты )
Например:
Спортивные- паркур, скейтбординг, сноубординг, рйфинг.
Арт-деятельность- Стритданс, Граффити.
Игры- Компьютерные онлайн-игры, Ролевые игры исторических реконструкций.
Причина привлекательности субкультур:
1 -способ компенсации негативного настроения
2 -придать себе непохожесть
3 -причины привлекательной неформальной жизни
Можно говорить о 3 группах влияния юнешеской субкультуры на человека
· позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
· социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
· индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.
Определить какие же тенденции в определенной субкультуре и темболее в жизни молодого человека очень не просто, каждая субкультура она развивает человека морально и физически. И имеет ряд плюсов и минусов.