Государственная служба и ее виды в Российской Федерации
Данный параграф курсовой работы посвящен рассмотрению понятия «государственная служа» и ее видам. Дело в том, что служба в органах уголовно-исполнительной системы является государственной, однако четких критериев к какому из ее видов данная служба относится в законе нет, соответственно необходимо рассмотреть все виды государственной службы и сделать определенные выводы.
Итак, в настоящее время государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России.[1]
Вопросы, согласно которым решаются и регулируются все проблемы государственной службы закреплены в Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», только на этом основании определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
Согласно вышеуказанному Федеральному закону, а конкретнее статье 2, государственная служба делится на три вида:
· государственная гражданская служба;
· военная служба;
· правоохранительная служба.
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Таким образом, можно установить только то, что служащие в системе ФСИН, относятся к федеральной государственной службе. Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.[2]
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Другого федерального документа, который бы указывал к какому из видов конкретно имеет отношение ФСИН не предусмотрено, все что касается этого вида службы регламентируется Положением о ФСИН России. Будет уместным процитировать его в нужном контексте.
Итак, Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
Цели и задачи - ФСИН России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».[3]
Основными задачами ФСИН России являются:
· Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);
· Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
· Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
· Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
· Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
· Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
· Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
· Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.[4]
Подводя итог рассуждениям данного параграфа можно сказать следующее – с того момента, как будет принят и вступит в силу закон «О государственной правоохранительной службе», который вот уже несколько лет является проектом, сотрудники ФСИН, официально приобретут статус государственных служащих.
Пока же служба в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ является особым видом государственной службы и имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение других видов государственной служб.
Для службы в уголовно-исполнительной системе характерны следующие отличительные признаки:
· профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка,
· поступление на службу в УИС требует наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций служащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы , наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.),
· особый порядок привлечения к правовой ответственности.
Все это говорит о том, что давно необходимо решить вопрос, связанный с правовым регулированием службы в уголовно-исполнительной системе. На сегодняшний день правовая основа, формирующая службу в ФСИН России, ее учреждениях и органах, административно-правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права, и характеризуется отсутствием единого правового акта - источника регулирования.