Плакат - что это и для кого?

Введение

В курсовой работе я знакомлю читателя с жанром шрифтовой художественный плакат. Жанр шрифтовой художественный плакат появился… Шрифтовой художественный плакат - это явление искусства, возникающее на стыке жанров шрифта и плаката, уникальное благодаря скрытому в нём противоречию. Полноценное развитие шрифтовой плакат получил в 2000 г. Новый век и новое тысячелетие обещают ещё большую доступность шрифтового творчества широкому кругу профессионалов и любителей, многие из которых, возможно, выберут для себя наиболее яркую форму работы со шрифтом.

Наполненный чувством и неповторимой композиции шрифтового полотна таких выдающихся дизайнеров …. Во многих странах в XX в. Искусство раскололось на собственно отечественные и эмигрантские. У них было общее (язык, традиции) и различные (окружающие жизненые реалии, идейные установки).

В своей работе я рассматриваю такие темы как: Плакат- что это и для кого? Предыстория и традиции художественного плаката. Плакаты, как вид наружной рекламы. Психология восприятия плаката. Ценность шрифтов. История развития шрифтов. Функции шрифта в рекламном дизайне. Шрифт как орнаментальная форма. Основные характеристики шрифтов. Удобочитаемость и используемый шрифт. Требования к шрифтам в полиграфической промышленности. Психология воздействия шрифта. Предыстория шрифтового художественного плаката. Зарождение художественной шрифтовой композиции: явление шрифтовой эклектики. Искусство шрифтов в художественном плакате. Формирование современного типа шрифтового художественного плаката. Новейшие тенденции и перспективы дальнейшего развития шрифтового художественного плаката. Перспективные тенденции в развитии шрифтового художественного плаката. Полиграфическое исполнение шрифтового художественного плаката. Требование к исполнению шрифтового художественного плаката. Интеграция формальной и сюжетной выразительности в композиционную организацию шрифтового плаката.

Под плакатом как таковым принято понимать иллюстративную крупноформатную композицию агитационного или информационного содержания с минимумом текста (шрифта). Будучи шрифтовым, плакат как бы теряет одно из своих характерных качеств - иллюстративность. Или не теряет? Каким образом шрифт может компенсировать отсутствие иллюстрации в плакате? В каких случаях и по каким причинам шрифт сам становится средством художественной выразительности? Чем отличается художественный шрифтовой плакат от нехудожественного? Каковы его традиции и современный этап развития, а также их взаимосвязь? Этим вопросам и посвящена курсовая работа.

На современном этапе развития шрифтовой культуры крайне важно проанализировать и понять возможности шрифта — и в частности его отдельного знака - как средства художественной выразительности. Как и любая другая форма творчества, искусство текстового плаката берёт своё начало в первобытной монументальной живописи, затем стандартизируется с появлением алфавитов, и ещё больше — с началом книгопечатания, а затем снова возвращает себе художественную экспрессию и асимметрию в первой половине прошлого века. Жанр продолжает активно меняться с приходом компьютерных технологий в искусство в конце XX столетия.

В поисках художественных концепций, дающие ответы на сложнейшие проблемы современного мира. Искусство ищет художественную концепцию, разрешающие трудности современного мира. Художественное развитие обретает космическую скорость, обеспечивающую преодоление земного притяжения, отрыв от земли и уход в новы жанр плакатного искусства.

Перетекание одного «встречного» начала в другое. Встречные процессы в культуре дополняют перетекание одного «встречного» начала в другое, диффузия качеств, как например, с художественным шрифтовым плакатом.

В основу курсовой работы положен хронологический принцип, что позволяет нам ориентироваться в истории искусства художественного плаката.

Каждый раздел содержит подробное описание … , что позволяет лучше понять искусства шрифтового художественного плаката.

Все произведения плаката сопровождаются названием и сведениями о времени создания в приложение 1 (художественный плакат), приложение 2 (виды шрифтов), приложение 3 (шрифтовой художественный плакат).

Глава 2.

Плакат - что это и для кого?

Согласно общепринятому определению, Плакат (нем. Plakat, от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать). разновидность графики. Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

Первыми далекими предками плакатов являются т. н. "alba" - объявления или извещения, которые наподобие столбов или экранов ставились на улицах древнего Рима. В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры. Наполеоновские времена, вследствие возникновения национально-освободительных движений, рождают политические листовки с карикатурами, иногда увеличенного формата, чего требовала большая улица, многоликая толпа.

В Европе первые печатные плакаты (точнее, то, что им предшествовало) начали появляться довольно давно, еще в XV веке.

Расцвет же плакатного искусства исследователи относят к середине XIX века. Это связано с тем, что в 1797 году баварец А. Зенерфельдер изобрел литографию, давшую жизнь многокрасочному плакату.

В плакатном буме второй половины XIX века соревновались по традиции две державы — Франция и Англия.

Настоящим основоположником плакатного искусства принято считать француза Ж. Шере, открывшего в 1866 году в Париже небольшую литографию. Он опубликовал свою первую цветную афишу в 1869 году, которая называлась «Бал Валентине». В этой работе Ж. Шере применил метод сочетания литографии с выпуклой типографской печатью. За свою творческую жизнь он создал около тысячи плакатов, лучшие из которых были представлены на выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Заметный след в истории плакатного искусства оставили выдающиеся европейские художники XIX и XX веков О. Бердслей, П. Боннар, В. де Вельде, Э. Грассе, Э. Дега, Ф. Леже, К. Мане, А. Матисс, А. Муха (Мюша), П. Пикассо, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек.

Перечисленные авторы, как известно, занимались не только плакатным искусством, зачастую работа в этом жанре была для них дополнительным видом заработка или способом продекларировать свои политические убеждения. Например, П. Пикассо делал не только афишы боев быков, различных выставок и т.д., но и писал политические плакаты, в которых выражал свои коммунистические взгляды.

Известны выдающиеся европейские профессионалы, работавшие исключительно в жанре плаката, — Б. Вильмо, Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Люпо, Р. Савиньяк.

Важнейшую роль плакатисты сыграли в рекламе кинематографа. Первоначально плакаты, рекламирующие фильмы, создавались способом перерисовки отдельных кадров; позже художники стали работать более глубоко, показывая главных героев, их суть, давая представление о сюжете и жанре картины. Киноплакат сохранил свое значение до настоящего времени, особенно в провинциальных городах, и по-прежнему является эффективным средством привлечения зрителей в кинотеатры.

Начиная с 20-30-х годов прошлого века в моду стали входить плакаты, пропагандирующие средства техники безопасности в строительстве и промышленности.

Плакат смело можно отнести к одним из сложнейших видов искусства. Прежде всего потому, что, художник, выполняя работу не для себя, а по заказу клиента (будь то государство или частный капитал), не свободен абсолютно. Однако надо заметить, что подлинно талантливые люди сумели себя ярко проявить и в столь сложных условиях. И если несколько отвлечься от темы данного исследования, то следует вспомнить, что именно по заказу были созданы лучшие образцы творчества художников эпохи Возрождения Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других.

Интересно, что в жанре плаката активно работали художники Возрождения. Флорентийские власти поручали, например, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи изображать на стенах повешенных политических преступников, и прославленные живописцы выполняли свою работу. Богатые платили — великие работали.

В России печатные плакаты появились в начале XVIII века. Одна из немногих дошедших до нашего времени печатных афиш — «Объявление о чудном муже, его же иные вторым Сэмпсоном нарицают» — была отпечатана в Санкт-Петербурге в 1719 году.

В XIX веке стало весьма популярным размещение рекламных плакатов на круглых тумбах, установленных во многих российских городах.

В дореволюционной России плакат довольно редко носил ярко-политический, агитационный характер, рекламируя, как правило, деятельность различных фирм, благотворительных обществ и т.д. Как справедливо отмечает Н.И. Бабурина в книге «Русский плакат Первой мировой войны», художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки.

В жанре плаката работали выдающиеся русские художники: А. Архипов, Л. Бакст, И. Билибин, А. и В. Васнецовы, М. Врубель, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, Л. Пастернак, Н. Ремизов, В. Серов, К. Сомов и другие. Многие из них известны и в жанре военного плаката своим талантом, авторской индивидуальностью.

Например, В. Васнецов в военных плакатах Первой мировой войны развивал идеи патриотизма, опираясь в свойственной ему манере на фольклорные образы; К. Коровин использовал в работах фигуру Дмитрия Донского, олицетворяющего величие и непобедимость русского народа.

Блистательным мастером русского плаката, особенно военного, являлся Л. Пастернак — знаменитый живописец, иллюстратор произведений Л. Толстого, отец поэта Б. Пастернака. Его работа «На помощь жертвам войны» (1914) стала новым словом в жанре. Там был показан реальный, уставший от войны человек, в котором нет показушной храбрости, но есть суровая, обнаженная правда жизни. Именно этот плакат оказался очень популярным в народе.

В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. И многие выдающиеся художники (в широком смысле слова) отдали дань этому, бесспорно, прикладному виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.

Немало было мастеров, занимавшихся исключительно рекламным плакатом. Следует упомянуть таких замечательных художников, как М. Буланов, А. Зеленский, Д. Тархов, Б. Такке, Д. Кравченко.

Искусству плаката учили в специализированных высших учебных заведениях — например, в Полиграфическом институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секции плаката существовали в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты.

Как не без оснований пишет А. Козлов во вступительной статье в книге, посвященной Д. Моору: «Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства».

Многие из перечисленных мастеров подходили к плакату не только с точки зрения социального заказа, но именно с точки зрения искусства, зачастую авангардного. Скажем, известный новатор слова В. Маяковский нарушал и в плакатном искусстве привычные рамки, тем самым развивая скрытые возможности жанра. В. Маяковский — один из немногих — использовал в рекламных плакатах юмор и даже неологизмы.

Например:

Для салатов, соусов

и прочих ед

Лучше масла

не было и нет.

Широко известен слоган горлана-главаря — «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Поэт написал много и других слоганов для рекламных плакатов Моссельпрома, с которым активно сотрудничал. Например:

Печенье не черствеет!

Питательнее, выгоднее булки!

Продает Моссельпром,

отделения в любом переулке!

Плакат с использованием рифмованных слоганов прижился в нашей стране благодаря влиянию, пожалуй, именно В. Маяковского.

Надо отметить, что работа в жанре плаката была для В. Маяковского многоплановой. Например, в период Окон сатиры РОСТА (1919 — 1922) он не только писал стихи для плакатов, но и был организатором производства, художником. Напомним, что в юности Владимир Владимирович обучался в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества. И хотя был в свое время вместе с другим выдающимся живописцем и поэтом Д. Бурлюком исключен из него за публичные выступления, оставался блестящим рисовальщиком. Оценку художнического дара В. Маяковского дал еще в 1915 году И. Репин, просмотрев серию шаржей Маяковского, сделанных для «Кино-журнала». Илья Ефимович восхищался: «В каждом его (В. Маяковского. — Е.С.) рисунке, в каждом штрихе — доподлинный реализм. И как хлестко нарисовано, с каким темпераментом, с каким знанием анатомии. Он истинный физиономист. Нет, это не дилетант, это мастер».

Сам Маяковский относился к своей работе в жанре плаката, вообще в прикладных видах искусства, очень ответственно, придавал ей огромное значение. И, разумеется, не считал этот труд зазорным. Он писал в предисловии к каталогу выставки «Двадцать лет работы»: «Газета, плакат, лозунг, диспут, реклама, высокомерно отстраняемые чистыми лириками, эстетами, выставлены как важнейший род литературного оружия». А воевал Маяковский и за идеалы Революции, и, как бы сейчас сказали, за продвижение различных товаров на рынке.

Эффективно было сотрудничество В. Маяковского с А. Родченко, который вводил в рекламные плакаты свои фотографии, фотоколлажи. Эти титаны советского искусства создали в содружестве более 300 работ.

В 1925 году в Париже на Международной художественно-промышленной выставке цикл плакатов В. Маяковского и А. Родченко был удостоен серебряной медали.

В. Маяковский и А. Родченко работали для различных учреждений, не только для Моссельпрома, но и для ГУМа, Резинотреста, Чаеуправления. Кстати, В. Маяковский состоялся и как теоретик рекламы — смотрите, например, его статьи «Агитация и реклама», «Революционный плакат«.

Активно выступал поэт и за сохранение плакатов, да и вообще атрибутов времени. Он с неподдельной горечью писал о печальной судьбе архива РОСТА в статье «Собирайте историю»: «В Московской Центропечати все стены были заклеены плакатами. При первой реорганизации стены всю эту редкость просто и мило выкрасили.

Плакатный архив РОСТА был свален в комнату, по нему прошли армии три курьеров и курьерш, а клочки съели мыши.

А ведь по этим клочкам день за днем можно было в стишках и карикатурах проследить всю историю революции». И далее:

«Надо хранить каждый клочок.

Пока не все растеряно».

В статье «Революционный плакат» Маяковский развивает тему: «Наше дело — тщательно сохранить все материалы для итогов этой эпохи».

Как же эти слова актуальны и в наше время!

Известно мнение прославленного литературоведа и искусствоведа В. Шкловского, считавшего, что для В. Маяковского работа над плакатами была источником заработка. Конечно, это правда, и все-таки, уверен, неполная правда. Маяковский вкладывал в плакаты весь свой талант, всю свою душу. И в итоге выдающийся мастер сумел создать из агитки своеобразное новаторское искусство.

Если говорить в целом, то новаторов в советском плакатном искусстве оказалось все-таки немного. Оно не авангардно и развивалось строго в рамках социалистического реализма.

Плодотворно в жанре плаката работал творческий тандем Дени (Виктор Николаевич Денисов) — Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов).

Они начали сотрудничать еще в годы гражданской войны и работали вместе в течение всей их жизни.

Их совместный труд был организован по двум сценариям. Иногда инициативу в свои руки брал Дени, предлагал рисунок, а Демьян Бедный делал стихотворную подпись. Иногда Дени иллюстрировал злободневные, острые стихи пролетарского поэта. Кстати говоря, на плакатах он подписывался «Демьян Бедный — мужик вредный».

А. Луначарский писал о совместной работе Дени и Д. Бедного: «Тут есть много общего. И Дени и Демьян мастера. У Демьяна чистейший русский язык; у Дени чистейший классический штрих. Демьян правдив, поэтому его и понимают сотни тысяч рабочих и крестьян. И Дени реалист. Никаких в нем нет стилизаторских ломок вещей, никаких формальных подходов. Это действительно реалистическая карикатура».

Не буду комментировать мнение А. Луначарского относительно чистоты русского языка Д. Бедного, на этот счет существуют различные точки зрения. Но одно в этой цитате бесспорно — действительно, никаких формальных подходов у содружества Д. Бедный — Дени не существовало. Они, собственно, и не ставили перед собой таких задач. У них был свой взгляд на искусство, который Дени предельно четко сформулировал в своих до сих пор полностью неизданных дневниках «Мои мыслишки из записной книжки». Он писал в стихотворной форме:

Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста-солдата.

Плакат не есть длинное чтиво;

Относись к зрителю бережно, учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост —

Таков плаката пост.

Плакат есть стрела-молния

к сознанию зрителя,

будь зрителю вроде

молниеносного учителя.

Взглянул зритель

и мыслью объят, вот это и есть плакат!

В годы Великой Отечественной войны плакат сыграл свою положительную роль в борьбе против фашистских захватчиков. В этот период работали такие известные художники, как Б. Ефимов (которого Гитлер считал личным врагом), Л. Голованов, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Корецкий, Кукрыниксы, И. Тоидзе, Д. Шмаринов и многие другие.

мастерская агитплаката, редколлегию которой возглавил Б. Ефимов. В Ленинграде была подобная же группа - "Боевой карандаш". Цель у художников оставалась прежняя: оружием сатиры и юмора "воспитывать в людях все лучшее, благородное и прогрессивное, учить их ненавидеть идеологического врага и бороться за мир во всем мире".

Хотя 1960-е годы и способствовали расширению рамок "социалистического реализма", общая идеологическая линия оставалась прежней, за редким исключением, преобладал плакат серый, предельно "разжеванный" сопутствующим текстом. Плакаты заказывались проверенным мастерам на вечные советские темы: Кукрыниксы, "Колониальные народы при свете факела свободы", 1957; В.Фомичев, "Вытекающие последствия", 1958; Б.Ефимов, "Корнесброд", 1961 (о тунеядстве); Н.Долгоруков, "Помпадур", 1963 (о чванстве); И.Семенов, "Бюрократический футбол", 1966. Перестройка вдохновила молодых художников-плакатистов, которые ринулись разоблачать сталинизм и крушить тоталитаризм. Старый сатирический плакат ушел в прошлое, но и "перестроечный" продержался недолго. Государству он был не нужен, и наиболее способные художники ушли в рекламу.

Наши рекомендации