Психогигиена семейной жизни
Семья представляет собой социальную группу, в которой закладываются основы личности, происходит ее начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и потому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует общей печати и связываются с проблемой стресса и недостаточной адаптацией человека к быстро меняющимся условиям внешней среды
Методы психогигиены включают в себя:
1. Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия» и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
2. Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
3. Информирование населения;
Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
Работа с молодыми и неблагополучными семьями.
Профилактика (греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный) Психопрофилактика направлена, в основном, на предупреждение развития психических расстройств, за счет предотвращения процесса заболевания путем его раннего диагностирования и лечения, предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие дивы болезни и инвалидизацию больных.
Задачами психопрофилактики являются:
1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
Различают три вида психопрофилактики: первичную, вторичную, третичную.
Первичная психопрофилактика включает систему мероприятий, предусматривающих изучение вредных воздействий на организм человека, его психического состояния и возможностей предупреждения психических и психогенных болезней. Указанные меры имеют целью повышение сопротивляемости психологически к негативным факторам среды и предупреждение самого факта возникновения болезни. В данном уровне профилактики решающее значение в охране здоровья трудящихся имеет совокупность социальных экономических условий, рациональная организация их служебной деятельности, быта, отдыха и т.д. При этом медицинская служба занимает не основные, а рекомендательные (консультативные) позиции. Особое значение имеет оценка и прогнозирование психического здоровья. Речь идет, во-первых, об определении вероятности развития психического расстройства и, во-вторых, об оценке качества психического функционирования и перспектив поведения пациентов в раз личных условиях их жизни и деятельности. Несомненно значим для решения вопроса о первичной психопрофилактике, предупреждения самого факта заболевания, является знание психологами клинических проявлений пограничных состояний, что позволит им проводить обоснованные, целенаправленные, индивидуальные профилактические мероприятия.
Вторичная психопрофилактика – совокупность мер, направленных на предупреждение неблагоприятных последствий уже развившейся психической болезни или психосоматического заболевания. Имеется в виду активное выявление лиц с начальными проявлениями болезненных состояний, раннее начало лечения с использованием комплексной, как правило, патогенетической терапии, что способствует благоприятному течению болезни, приводит к более быстрому выздоровлению, препятствует затяжности болезненного процесса. Важное место во вторичной психопрофилактике отводится мероприятиям по предупреждению рецидивов и достижению наиболее полной ремиссии болезни. В случае затяжного течения заболевания предусматривается поддерживающая терапия, которая проводится в амбулаторных условиях. Преимущественное значение для полного (частичного) восстановления личностного функционирования больных имеет социально-психологическая реабилитация, которая должна учитывать множество социальных, служебных, психологических и медицинских факторов и базироваться на интегративном подходе к больному с учетом параметров его жизнедеятельности. При реабилитационном подходе нужно знать не только диагноз болезни, но и четко представлять, у какой личности и в какой среде (микросоциальной) она возникает, т.е в основу социально-психологической реабилитации положен функциональный прогноз из трех составляющих: нозологической, психологической и шальной. Важным звеном в цепи реабилитационных мероприятий являются санатории, в которых психотерапевтическая помощь еще не постигла необходимого уровня. Таким образом, последние два вида психопрофилактики направлены на недопущение осложнений, хронического течения болезни, инвалидизации и изменения служебного и социального) статуса пациентов.
Третичная психопрофилактика система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.