Методологическая рефлексия. Вопросы для обсуждения и размышления

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Существует утверждение, что беспомощность человеческого дитя при рождении есть предпосылка его безграничного развития в онтогенезе. На чем основано это утверждение?

2. Среди ученых нет единства во взглядах на вопрос: с чем человек приходит в жизнь. Некоторые ученые отрицают наличие у человека инстинктивных форм поведения. Согласны ли вы с этим? Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?

3. В психологии зафиксирован факт более раннего появления у детей «комплекса оживления». Причиной этого стало знание молодыми родителями ценности «комплекса оживления» в психическом развитии ребенка и создание необходимых условий его появления у своих детей. О чем свидетельствует этот факт? На какие общие выводы он наводит?

4. В психологии и педагогике развития утверждается, что в младенческом возрасте ребенка трудно воспитать неправильно или плохо. На чем, на ваш взгляд, основано это предположение? Можно ли согласиться с ним безоговорочно? Какое отношение к этому утверждению имеет опыт общественного воспитания младенцев?

5. В некоторых семьях у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами. Чем это можно объяснить?

6. Часто родители спрашивают о том, когда надо начинать воспитывать ребенка. Что бы вы ответили на этот вопрос? Соотнесите понятия «развитие», «уход», «воспитание».

7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т. д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какие потребности удовлетворяет данная деятельность ребенка? Развитие каких способностей происходит в данной деятельности?

Темы реферативных и курсовых работ

Проблема начала человеческой жизни в трудах психологов.

Родовой кризис и разные практики его разрешения.

Мать и дитя в начальный период онтогенеза.

Психологический смысл «комплекса оживления».

Развитие форм совместности младенца и взрослого.

Формы и средства общения в младенческом возрасте.

Становление предметного отношения к миру у младенца.

Особенности осознавания себя в младенческом возрасте.

Сравнительные психологические исследования развития детей в семье и в доме ребенка.

Рекомендуемая литература

Основная

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1994.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

Мозг и психика младенца. М., 1993.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1996.

Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989.

Дополнительная

Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.

Лисина М. И., Авдеева Н. Н. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Мещерякова С. Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев // Вопросы психологии. 1975. № 5.

Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Развитие личности ребенка. М., 1987.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1993.

Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

Наши рекомендации