Тема 1.3. Методы психологических исследований
1()()()()())()(()()
2. Метод— это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; прием, способ или образ действия.
3.Метод позволяет рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности, когда одно становится причиной появления другого. Другими словами, метод позволяет построить обоснование какого-либо знания. Психологические словари определяют его как способ познания психологической реальности.
4.Методы психолого-педагогического исследования должны отвечать следующим требованиям: объективность; валидность; надежность.
5. Объективность научного методаопределяется прежде всего тем, что его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.
6. Валидность— это качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
7. Надежность— это качества метода исследования, позволяющие получать одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
8.В истории общей и педагогической психологии предпринимались попытки создания различных классификационных систем методов исследования. Вариативность таких систем определяется набором признаков, являющихся основанием классификации. Мы разделяем позицию Л.А. Григорович, которая считает, что методы могут быть разделены:
9.1) по уровню научного познания;
10.2) по цели и продолжительности исследования;
11.3) по действиям с объектом исследования;
12.4) исходя из особенностей самого объекта изучен
((())))!2!
Организационное поведение (далее – ОП) является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур.
Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. ОП – это научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. ОП – это прикладная наука, благодаря которой опыт удачных и неудачных компаний распространяется в других организациях.
Наука об ОП позволяет менеджерам анализировать поведение индивида в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или начальника и подчиненного), при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных), между группами при рассмотрении внутриорганизационных отношений – когда организация рассматривается и управляется как целостная система (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).
Цели учебной дисциплины: систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в организации ситуациях; объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях; предсказание поведения работника в будущем. Конечная цель изучения ОП – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.
ОП – это не только теоретическая дисциплина, но и комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с внешней средой.
Методы исследования ОП:
• опросы (интервью, анкетирование, тестирование);
• сбор фиксированной информации (изучение документов и т. п.);
• наблюдения и эксперименты;
• метод структурированного наблюдения (например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации).
Основу исследований составляют лабораторные и естественные эксперименты.
3(()(()()(()))
Большинство психологических исследований по природе своей количественные. В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел — средних оценок для различных групп, выполнивших одно и то же задание, процентов людей, поступивших так или иначе, и т. д. В последние годы, однако, многие психслоги-исследователи стали проводить качественные исследования, нередко заимствуя подходы у социологов и антропологов. Не так легко дать определение качественным исследованиям, но можно отметить, что они часто включают сбор подробной информации с помощью опроса отдельных людей или фокус - групп, в их составе иногда проводятся подробные исследования конкретных слу- чев, а также фундаментальные исследования методом наблюдения.
Объединяет эти виды качественных исследований то, что их результаты представляются не как статистические отчеты, а в виде обобщающего анализа проекта. Многие исследования соединяют количественный и качественный подходы, и хороший пример этому — исследование, проведенное Уолкер в 1996 г. Его целью было выяснить, влияют ли раз- » личия в поведении мужчин и женщин при совместном просмотре телевизора на взаимоотношения супружеских пар в целом. Метод исследования — неформализованное индивидуальное интервью, в котором приняли участие 72 человека, составляющие 36 пар. Ответы на некоторые вопросы можно было обработать количественно. Например, вопрос, кто контролирует пульт, когда оба партнера смотрят передачу, показал, что женщины заняты этим только 20% времени.
Большая же часть статьи была посвящена качественному анализу исследования, включала открытые вопро- ' сы, использованные в интервью, и цитаты из ответов участников, иллюстрирующие выводы. Например, Уолкер пришла к заключению, что хотя при совместном просмотре телевизора мужчины завладевают контролем над переключение каналов, источником конфликтов при этом обычно является решение вопроса о проведении свободного времени. Более подробно качественные исследования описываются в главах 10 и 12.
4()()()())))((())))
13.Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
14.Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
15.Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:
1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
16.v объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
17.v предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
18.v категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
19.v наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
20.v условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
21.v единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
1. подготовить инструментарий наблюдения:
· дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
· карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
· протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
· · классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
· · аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
· · программу обработки данных наблюдения.
1. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
2. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
3. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
4. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.
22.Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.
23.Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:
24.- максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
25.- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
26.- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.
27.Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.
28.
5(()()()()()(())()()
2.В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важнейших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблюдаемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего процесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей наблюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариантных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ которых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в частности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.
3.Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.
4.Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.
5. Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявлений (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодействия:
6.
Сферы взаимодействия: | Важнейшие поведенческие проявления: |
Область позитивных эмоций | 1.солидарность 2.снятие напряжения 3.согласие |
Область решения проблем | 4.предложение, указание 5.мнение 6.ориентация других |
Область постановки проблем | 7.просьба об информации 8.просьба высказать мнение 9.просьба об указании |
Область негативных эмоций | 10.несогласие 11.создание напряженности 12.демонстрация антогонизма |
7.
8. Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.
9. Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение других участников и так далее.
10. Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.
11. · Пример наблюдения за одним человеком.
12. Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.
13. · Пример наблюдения взаимодействий в паре.
14. Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.
6(()()()()()()()()
2.Все методы социальной психологии подразделяются на две большие группы: методы исследования и методы воздействия (убеждение, внушение, заражение, подражание, манипуляция, критика, просьба, игнорирование, принуждение).
3.Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.
4. Наблюдениев социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.
5.В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения, принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистки. Наиболее известными схемами наблюдения являются методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.
6.Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
7.По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).
8.Интервью — целенаправленная, запрограммированная беседа с респондентом, основные виды, достоинства и недостатки. Правила, которые должен соблюдать интервьюер при проведении беседы. Методики опроса, адаптация к специфике различных исследовательских задач.
8()()())))()(((())))(()()()
Достоинства анкетирования