Методологічні підходи у визначенні психічної норми і патології
Существует несколько подходов к разграничению психического здоровья и психической болезни, или расстройства: 1. Биологический. Жизнь человека сводится к «природной целесообразности», т. е. человек должен вести себя так, как это «определено» природой или Богом. Примером биологического подхода может явиться разграничение «нормального» или «ненормального» сексуального поведения человека. Если оно направлено не на продолжение рода, а только для получения чувственного удовольствия, появляется возможность диагностировать «сексуальное и психическое нездоровье». В частности, еще Крафт-Эбинг предлагал диагностировать психическую болезнь у замужних женщин в случае их промискуитетного поведения. 2. Естественнонаучный. При таком подходе возникает готовность к диагностическому заключению по отдельным фактам: обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной готовности и т. п. При этом диагностируется не обнаруженная патология, а психическая болезнь. 3. Социальный. Любое проявление социальной декомпенсации, антисоциальное поведение, какова бы ни была их причина, диагностируется как психическое расстройство (концепция Ч. Ломброзо). В частности, любая суицидальная попытка трактуется как проявление душевного расстройства. 4. Экспериментально-психологический. Та или иная ненормативность психической функции, т.е. ее отклонение от среднестатистических показателей, приводит к обнаружению «ненормальности». Когда сочетается несколько таких отклоняющихся показателей, предлагается выносить заключение о психическом расстройстве.
13. Діагностичний континуум психічної норми (здоров’я)
Различное понимание нормы .Часто, когда речь идет о психическом здоровье, имеется в виду соответствие состояния человека определенным нормативным показателям. Обычно под нормой понимается либо какое-то признанное обязательным, узаконенное состояние, либо мера, средняя величина. В сфере психического здоровья данный термин используется и в первом, и во втором значении.
Понятие нормы не совпадает с понятием здоровья. А.В. Снедков считает, что для характеристики нормы используются в основном количественные показатели, а для описания здоровья — качественные.
Существуют различные подходы к определению психической нормы: Негативный ― отсутствие симптомов болезни. Позитивный ― наличие определенных способностей или качеств, например, способности к самоактуализации, эмоциональной устойчивости и т.п. Статистический ― определяется на основе формальных статистических критериев, например, на основе оценки распределения, вычисления среднего и т.п. В обыденном сознании: нечто широко распространенное, обычное. Социальный ― соответствие поведения человека социальным требованиям. Адаптационный ― способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Функциональный ―способность успешно достигать поставленных целей, продуктивность деятельности. Релятивистский ― норма представляет собой условное и изменчивое понятие, зависящее от культурного контекста. Субъективный ― норма определяется исходя из субъективной ситуации, потребностей и самочувствия человека.
Вектор норма—патология носит характер континуума. В реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому. Вектор здоровье—болезнь континуумом не является, и здесь можно отметить ступенеобразность переходов.
Степени состояния психического здоровья были описаны С. Б. Семичовым в 1979 г. При этом принципиального различия между нормой и здоровьем автором, выделившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фактически речь идет не о здоровье, а о норме, что мы постоянно и подчеркиваем, указывая в скобках слово «норма».
1. Идеальное здоровье (норма), или эталон, — не встречающееся в реальной жизни гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.
2. Среднестатистическое здоровье (норма) — показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания, и т. п.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает определенную степень колебаний (со знаком «+/-») и отклонений от идеального здоровья. Тем самым этот показатель предполагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например неврозоподобным расстройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкоголизма в определенной социальной прослойке, и т. п.
3. Конституциональное здоровье (норма) — соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции (конструкции, устройства). С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболеваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (типирования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (леп-тосомный) тип.
4. Акцентуация — вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени суживает границы этой адаптации и тем самым предопределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некоторые аномалии личности, односторонняя одаренность и пр.
5. Предболезнь (пограничное состояние) — появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптации.